Достоинства и недостатки УМК для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка
статья по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Достоинства и недостатки УМК для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка
Практика обучения языку в школе показывает, что, изучая иностранный язык в течение многих лет, выпускники общеобразовательной школы зачастую так и не овладевают им, испытывают большие трудности в понимании смысла несложного аутентичного текста на языке при чтении или аудировании. Учебные пособия по иностранному языку, к сожалению, не дают возможности учителю научить школьников языку так, чтобы достичь качественного уровня их обученности. При этом имеет место огромное количество фонетических, лексических, грамматических, речевых ошибок.
К основным средствам обучения иностранному языку, по мнению С.Ф.Шатилова, относятся в первую очередь компоненты учебно-методического комплекса (УМК). [ 34;52]
Для сравнения была сделана попытка проанализировать 2 УМК для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка – «Английский язык. VI класс» О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой издательства «Просвещение» и «Английский язык. VI класс» К.М.Барановой, Д.Дули, В.В.Копыловой и др. из серии «Звездный английский» издательства «Просвещение».
Можно отметить в обоих УМК наличие визуальной наглядности (таблиц, иллюстраций, фотографий и т.д.).
Структуры обоих УМК в основном похожи.
УМК «Английский язык. VI класс» О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой состоит из: учебника (в 2-х частях) в комплекте с электронным приложением ABBY и аудиокурсом (CD); рабочей тетради; книги для чтения; книги для учителя; контрольных и проверочных заданий; рабочих программ (V-IX классы) .
УМК «Английский язык. VI класс» К.М.Барановой, Д.Дули, В.В.Копыловой и др. состоит из: учебника; рабочей тетради; книги для учителя; аудиокурса для занятий в классе (CD); аудиокурса для самостоятельных занятий дома (CD); контрольных заданий; тренировочных упражнений в формате ОГЭ; рабочих программ (V-IX классы) .
По мнению авторов УМК «Английский язык. VI класс» О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой, в основе обучения данного УМК лежит личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку. Он обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся. Личностно ориентированный и деятельный подходы к изучению английского языка, позволяют учитывать те изменения в рзвитии 12-13-летних учащихся, которые характеризуют период перехода от детства к отрочеству. В этот период развития личности у подростков ярко проявляется возрастающая тенденция к самовыражению, к принятию самостоятельных решений. Данные изменения, по мнению авторов, учитываются в УМК.
В данном УМК грамматический материал объясняется в соответствующих блоках при помощи таблиц и примеров. Грамматический справочник находится в конце рабочей тетради.
При рассмотрении всех компоненты данного УМК, выяснили, что при обучении грамматике в некоторых случаях практически отсутстствует языковая наглядность, которая, по мнению Р.К.Миньяр-Белоучева, является непременным и объективно существующим условием изучения иностранного языка, одним из видов наглядности обучения [20; 142].
При изучении нового грамматического явления “Present perfect progressive” выяснилось, что в учебнике представлены только три упражнения для отработки. Причем два из них посвящены переводу срусского на английский.
Рассмотрев все компоненты УМК «Звездный английский» пришли к аналогичному выводу.
В обоих УМК мало упражнений, имитирующих речевую коммуникацию в учебных условиях. А ведь этот тип упражнений является наиболее эффективным целенаправленного формирования речевых навыков во всех видах речевой деятельности.
Мало подлинно речевых упражнений в естественной коммуникации в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Естественная речевая коммуникация представляет собой обмен информацией, мотивированный целями и условиями обучения. В искусственных школьных условиях овладения иностранным языком этот тип упражнений является наиболее творческим и самым сложным для обучающихся, поэтому он завершает всю систему упражнений и используется, как привило, для развития речевых умений
Основным фактором, обусловливающим успех обучения речевой деятельности, являются упражнения, ибо в упражнениях, моделирующих деятельность, формируются, развиваются и совершенствуются речевые навыки и умения [7;192].
Целесообразно выделить три типа упражнений для обучения учащихся речевой деятельности:
1) языковые,
2) условно-речевые
3) подлинно речевые упражнения [7;192].
К языковым упражнениям относятся:
- все упражнения, в которых нет никаких признаков коммуникативности;
- упражнения с некоторой речевой направленностью [7;193].
К первому виду языковых упражнений относятся все языковые аналитические упражнения (например, «Перепишите предложения, поставив глаголы в нужном времени», «Дополните предложения соответствующими глаголами» и т.д.), а также так называемые тренировочные (пред-речевые, формальные) упражнения (например, «Перепишите предложения в вопросительной форме», «Образуйте из двух предложений одно сложноподчиненное», «Постройте предложение по образцу» и т.д.) [7;193].
Ко второму виду относятся упражнения, содержащие некоторые элементы учебной речевой коммуникации (например, «Замените прямую речь косвенной», «Напишите предложения в пассиве» и т.д.) [7;193].
Упражнения, имитирующие речевую коммуникацию в учебных условиях, являются учебно-речевыми или условно-речевыми (например, «Ответьте на вопросы по рисункам», «Ответите на вопросы, употребив указанную грамматическую форму» и т.д.). Этот тип упражнений является наиболее эффактивиым для целенаправленного формирования речевых навыков во всех видах речевой деятельности [7;193].
Е.И.Пассов классифицирует условно-речевые упражнения по составу, по установкам и по способу выполнения:
1) иммитативные условно-речевые упражнения, в которых учащиеся для выполнения речевой задачи находят языковые формы, лексические единицы в реплике учителя (образце) и используют их не изменяя;
2) подстановочные условно-речевые упражнения, в которых происходит подстановка лексических единиц в структуру какой-либо грамматической формы;
3) трансформационные условно-речевые упражнения, в которых ученики для выполнения речевой задачи трансформируют реплику или часть реплики собеседника (это может выражаться в изменении порядка слов, лица или времени глагола и т.д.);
4) репродуктивные условно-речевые упражнения, при выполнении которых предполагается воспроизведение в репликах учащихся тех форм или лексических единиц, которые усвоены в предыдущих упражнениях [23;146].
В качестве примера иммитативного условно-речевого упражнения можно привести : «Подтверди, если это так».
- Это хорошая книга?
- Да, это хорошая книга.
В качестве примера подстановочного условно-речевого упражнения может быть «Возрази мне, если это не так».
- У тебя зеленый мяч.
- Нет, у меня желтый мяч.
В качестве трансформационного условно-речевого можно привести следующее упражнение: «Позвони другу и передай мои слова».
- Встречаемся у кинотеатра.
- Она говорит, что встречаемся у кинотеатра.
В репродуктивных упражнениях репродукция уже должна быть полностью самостоятельной. Например: «Угадайте».
- У меня в коробке что-то лежит.
- Карандаш?
- Нет, ручка.
Под подлинно речевыми понимаются упражнения в естественной коммуникации в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Естественная речевая коммуникация представляет собой обмен информацией, мотивированный целями и условиями обучения. В искусственных школьных условиях овладения иностранным языком этот тип упражнений является наиболее творческим и самым сложным для обучающихся, поэтому он завершает всю систему упражнений и используется, как привило, для развития речевых умений. (например, «Опишите ситуацию, изображенную на рисунке», «Прослушайте текст, прокомментируйте поступки действующих лиц» и т.д.) [7;193].
Г.В.Рогова и др. предлагают в ходе работы над активноым грамматическим минимумом для ознакомления с формой, значением и употреблением грамматического явления использовать связный текст, подаваемый либо для восприятия на слух (аудиозапись), либо в печатном виде [27;75].
Осмысление грамматического явления может происходить дедуктивно или индуктивно. Дедуктивно означает, что учащимся сразу после приведения текста может быть дано правило, и они будут искать в тексте конкретный материал для его подтверждения. Индуктивно – когда на основе анализа текста при помощи наводящих вопросов выводят правило [27;76].
В ходе работы над пассивной грамматикой рекомендуют использовать те же методы, что и в работе над активной грамматикой: ознакомления, тренировки и применения.
Полагают, что новые грамматические явления тренируются на знакомой лексике.
Разработка различных комплексов упражнений была и остается актуальной проблемой как для отечественных, так и для зарубежных методистов до настоящего времени. Созданием комплекса упражнений занимались Е. И. Пассов, 1977; С. Ф. Шатилов и др.
Мы разделяем точку зрения Е. И. Пассова по поводу того, что «комплекс упражнений» - это «совокупность упражнений, направленных на усвоение какого-либо частного явления (действия) или небольшой их группы» [20;77 ].
Здесь необходимо отметить, что условия обучения влияют на выбор упражнений. Содержание обучения вносит свои особенности в процесс обучения учащихся основной школы, а также влияет на выбор приемов, способов обучения и видов упражнений. При этом необходимо учитывать реальные коммуникативные потребности учащихся 6-х классов.
Для наиболее эффективного обучения учащихся 6-х классов необходима система упражнений, поскольку в данном случае упражнение является элементарной единицей обучения, тем методическим «кирпичиком», из которого вырастает вся система упражнений [6;34].
Проанализировав использование наглядности в обоих УМК, напрашивается вывод, что в учебниках очень много визуального материала, выполненного в виде картинок и таблиц, но очень мало специально организованных языковых и речевых упражнений к ним для формирования, развития и совершенствования грамматических навыков учащихся.
Библиография:
1. Азимов Э. Г. Словарь методических терминов: (теория и практика преподавания)/Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – СПб., 1999. – 312 с.
2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе, 1969, №6.
3. Артемьева С.С. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. – М.: Просвещение, 1993.
4. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. М.: Высшая школа, 1970.
5. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе – М.: Просвещение, 1981.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика - М.: Издательский центр «Академия»,2008.
7. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе – М.
8. Голуб Б.А. Основы общей дидактики – М.: Владос, 1999.
9. Джиджева В. Исследование принципа наглядности в процессе обучения //Вопросы психологии, 1983, №6.
10. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: Просвещение, 1960.
11. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе – М.: Просвещение, 1991.
13. Ильина Т.А. Педагогика – М.: Просвещение, 1969.
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – М.: Academa, 2000.
15. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения –М.: София, 1955.
16. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения – М.: Просвещение, 1981.
17. Луначарский А.В. О воспитании и образовании – М.: Знание, 1976.
18. Мингазов Э.Г. Гносеалогические основы принципа наглядности обучения – СПб: Дрофа, 1975.
19. Моисеев А.И. К вопросу о наглядности преподавания. Русский язык в школе - М.: Просвещение, 1971, №5.
20. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам – М.: Стелла, 1996.
21. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения // Информатика и образование - 2004, №3
22. Окунь В. Введение в общую дидактику. –М.: Знание, 1990.
23. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению – М.: Просвещение, 1991.
24. Педагогический словарь.Т1 – М.: Академия пед. Наук, 1960.
25. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа - М.: Просвещение, 2014.
26. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: проект - М.: Просвещение, 2010.
27. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе – М.:Просвещение, 1991.
28. Розенталь Д.Э., Тегенкова М.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов – М.: Просвещение, 1976.
29. Российская педагогическая энциклопедия - М.: Большая Российская энциклопедия.Т.2, 1999.
30. Сеченов И.М. Избранные произведения.Т.1 – М.: АН СССР, 1962.
31. Ситоров В.А. Дидактика –М.: Академия, 2002.
32. Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ – М.: Просвещение, 1982
33. Ушинский К.Д. Собрание сочинений.Т.6 – М.: Л, 1949.
34. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе - М.: Просвещение, 1986.
35. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика – М.: Филоматис, 2004.
Электронные источники:
36. www.ug.ru/new_standards/4 - 14.06.15
37. www.prosv.ru – 18.12.15
38. минобрнауки.рф – 14.06.15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языкадля VI класса школ с угл...
План – сценарий и анализ урока по английскому языку в 7 класс по теме "British Traditions" по УМК "Английский язык" О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой для VII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей.
Вашему вниманию представлен план-сценарий и анализ современного урока английского языка в 7 классе по теме «Британские традиции». Данный урок является уроком усвоения новых знаний по предложенной теме...
Итоговый тест по английскому языку для 7 класса по УМК "Английский язык" О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для VII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей.
Данный тест содержит 15 вопросов с вариантами ответов для итогового контроля в 7 классе....
Рабочая программа по английскому языку к УМК О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой. Английский язык. Учебник для IХ класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий
Рабочая программа по английскому языку разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Примерной программы основного об...
Урок английского языка в 6 классе по теме « Путешествие по Великобритании» по УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой «Английский язык для 6 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка» , издательство « Просвещени»
Обобщающий урок по ФГОС с применением технологии синвейн и ИКТ технологии...
Kонспект урока по английскому языку в 6 классе для школ с углубленным изучением английского языка. К УМК О.В. Афанасьева, И.В. Михеева 6 года обучения для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий.
Тема урока: "Scotland the Beautiful" Задачи урока:1 Развивающие: развитие языковых, познавательных способностей учащихся, развитие готовности к коммуникации на основе предложенного мате...
План-конспект урока в 8 классе (углубленный уровень) УМК О.В. АФАНАСЬЕВА И. В. МИХЕЕВА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для VIII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий Допущено Министерством образования Российской Федерации 3-е издание М
План-конспект. ВВедение новых лексических единиц...