Интегрированное изучение английского и татарского языков в рамках программы двуязычия
статья по английскому языку на тему

Жарков Вадим Петрович

Одной из самых активных и наиболее эффективных форм сотрудничества учителей английского и татарского языка являются интегрированные уроки, так как они:

  1. значительно поднимают познавательный интерес к изучению татарского языка русскоязычных учащихся и к более полному овладению литературным и разговорным языком детьми-татарами;
  2. дают возможность проектировать реальные жизненные ситуации, с которыми дети могут столкнуться в будущем (в плане применения английского и татарского языков одновременно);
  3. активизируют мышление в условиях двуязычия;
  4. развивают творческую активность учащихся, будят их фантазию;
  5. развивают лингвистическое мышление и знание, позволяют практически сравнивать два языка, принадлежащих к разным системам;
  6. дают возможность тесного сотрудничества учителей и учеников, вовлекают последних в создание самого урока;
  7. делают урок иностранного языка полностью коммуникативным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ

ПО МОСКОВСКОМУ РАЙОНУ

Гимназия № 75

Интегрированное изучение английского и татарского языков в рамках программы двуязычия

Выполнил:

Жарков Вадим Петрович,

учитель английского языка

МБОУ «Гимназия № 75»

Московского района г.Казани

Республики Татарстан

КАЗАНЬ 2013

В последние десятилетия произошли новые политические, социально-экономические и культурные изменения в жизни Республики Татарстан. Это не могло не отразиться на образовании. В республиканской образовательной системе значительное место отведено предмету «иностранный язык», функции которого существенно расширились. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Изменение системы обучения иностранным языкам на современном этапе характеризуется развитием демократических тенденций, в основе которых лежат отказ от единообразия, поиск новых форм и возможностей изучения иностранных языков, вариативность учебных материалов.

Целью обучения иностранным языкам в школе является формирование у учащихся способности к иноязычному общению, позволяющей вступать в равноправный диалог с представителями других культур и традиций, участвовать в различных сферах и ситуациях межкультурной коммуникации, приобщаться к современным мировым процессам развития цивилизации.

В условиях наличия двух государственных языков в РТ совместная работа учителей английского и татарского языков в условиях средней школы является очень эффективной. Такое сотрудничество позволяет:

  • поднять престиж изучения татарского языка в школе;
  • осуществлять взаимообогащение опыта учителей английского и татарского языков;
  • обеспечить необходимый дидактический и методический уровни преподавания татарского языка.

Формами совместной работы двух кафедр могут быть:

  1. лекции по теоретическим и практическим вопросам;
  2. консультации;
  3. открытые уроки;
  4. совместный анализ и самоанализ уроков;
  5. ознакомление с лабораториями и передача опыта по созданию лаборатории учителя языка;
  6. проведение интегрированных уроков и внеурочных форм.

Одной из самых активных и наиболее эффективных форм сотрудничества учителей английского и татарского языка являются интегрированные уроки, так как они:

  1. значительно поднимают познавательный интерес к изучению татарского языка русскоязычных учащихся и к более полному овладению литературным и разговорным языком детьми-татарами;
  2. дают возможность проектировать реальные жизненные ситуации, с которыми дети могут столкнуться в будущем (в плане применения английского и татарского языков одновременно);
  3. активизируют мышление в условиях двуязычия;
  4. развивают творческую активность учащихся, будят их фантазию;
  5. развивают лингвистическое мышление и знание, позволяют практически сравнивать два языка, принадлежащих к разным системам;
  6. дают возможность тесного сотрудничества учителей и учеников, вовлекают последних в создание самого урока;
  7. делают урок иностранного языка полностью коммуникативным.

Формы интегрированных уроков могут быть самыми разнообразными, причем нестандартные формы дают больше возможностей для достижения целей такого типа уроков: урок - ролевая игра, урок – пресс-конференция, урок-путешествие, урок-тренинг, урок-соревнование, урок-экскурсия, урок-диспут и т.д.

Предлагаемые темы интегрированных уроков:

  1. Ученик и его окружение.
  2. Семья.
  3. Школа.
  4. Достопримечательности Лондона, Вашингтона, Нью-Йорка, Казани и т.д.
  5. В городе.
  6. Наш дом.
  7. Любимые писатели.
  8. Праздники и традиции татарского и английского (американского) народов.
  9. Музыка и другие.

Тщательно продуманная система упражнений, режимов работы, ситуаций, методов является необходимым условием для эффективности данного типа урока. Они должны обязательно включать блок повторения-закрепления и творческого применения.

Вот некоторые примеры заданий, которые могут быть наиболее эффективными на интегрированных уроках.

  1. Найдите соответствие английских и татарских слов и словосочетаний
  1. Thank You very much – Ничек барырга икэнен эйтмэссезме
  2. Could You tell me the way? – Бик зур рэхмэт.
  1. Найдите свою пару. Ученики делятся на две команды. Одной команде даны реплики на английском языке, другим ответные реплики на татарском. Режим: ученик – ученик.
  2. Аудирование письма на татарском языке, проверка понимания его содержания на английском. Режим: учитель – ученик.
  3. Игра в переводчика. Без опоры устный перевод английских слов, коротких диалогических и монологических высказываний. Режим: учитель – ученик, ученик – ученик.
  4. Ситуативные диалоги

а)  с опорами                  татарский – татарский

б)  без опор                     английский – татарский

                                         английский – английский

Режим: ученик – ученик

  1. Описание картин. Английский – татарский. Режим: группа учеников.
  2.  Игра на отгадывание. Английский – татарский. Режим: ученик – группа.
  3. Интервью. Английский – татарский. Режим: ученик – ученик 1 – ученик 2.
  4. Мини пресс-конференция. Английский – татарский. Режим: ученик – группа.
  5. Соревнование. Кто больше вспомнит английских и татарских выражений по теме. Английский – татарский.

Интегрированная форма уроков английского и татарского языка является одной из наиболее перспективных, так как позволяет постоянно искать все новые формы, методы, развивать и обогащать их, что в своей совокупности служит развитию творческой активности учащихся и повышению эффективности обучения татарскому и английскому языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Булкин А.П. Изучение иностранных языков в России. Социокультурный аспект // ИЯШ - 1998 - №6

2.Веденина Л.Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур// Межкультурная     коммуникация./Тез. докл. Иркутск, 1993.

3. Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта. – Новгород, 1999.

4.Современные гимназии: взгляд теоретика и практика"/ Под ред. Е.С.Полат - М.,  1999.

5.Шафрикова А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников/Автореферат. - Казань, 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и татарского языков

Интегрированный урок английского и татарского языков "Добро пожаловать в республику Татарстан!"...

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Урок на английском и татарском языках на тему: “Английский язык-международный язык”. Презентация проектов”, урок разработан преп. англ. яз Амуровой А.Г. и преп. тат.яз Ахметзановой К.Р. МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ" для 7 кл."

Урок разработан: преп. англ.яз. Амуровой А.Г. и преп. тат. яз. Ахметзановой  К.Р., МБОУ «СОШ № 15 ЗМР РТ»  к муниципальному семинару «Интеграция учебных предметов как основа формирования уни...

Презентация к интегрированному уроку английский и татарский языки на тему «Гаиләнең шәҗәрәсе. My family» . 2 класс.

Презентация у интегрированному уроку английского и татарского языка во 2 классе....

План-конспект интегрированного урока английского и татарского языка

План конспект интегрированного урока-презентации татрский и английский язык по теме «Гаиләнең шәҗәрәсе. My family»...

План-конспект интегрированного урока английского и татарского языка.

Интегрированный урок - презентация татарский язык и английский язык по теме «Гаиләнең шәҗәрәсе. My family» . 2 класс....

Презентация к интегрированному уроку английский и татарский языки на тему «Гаиләнең шәҗәрәсе. My family» . 2 класс.

Интегрированный урок - презентация татарский язык и английский язык по теме «Гаиләнең шәҗәрәсе. My family» . 2 класс. Интегрированный урок-презентация татарский язык и английский язык по теме: "Г...