Тестирование как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку
статья по английскому языку по теме
В данной статье представлены основные признаки тестирования, являющегося объективной формой контроля качества результатов обучения. Также рассматривается система тестирования, разработанная экспертами и консультантами в области тестирования издательства Oxford - Amy Malloy , Ed Hackett и др., которые предлагают свою интерпретацию понятия «грамотность оценивания» (“assessment literacy”).Обозначены понятия: «Стандартная ошибка измерения», «Компьютерное адаптивное тестирование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testirovanie_kak_faktor_poaysheniya_effektivnosti_obucheniya_inostrannomu_yazyku.docx | 79.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Е. Буслеева
тестирование как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку
Ключевые слова: контроль, тестирование, объективность, грамотность оценивания, разновидности тестов, Общеевропейские критерии, Стандартная ошибка измерения, Компьютерное адаптивное тестирование, личностное оценивание.
В данной статье представлены основные признаки тестирования, являющегося объективной формой контроля качества результатов обучения. Также рассматривается система тестирования, разработанная экспертами и консультантами в области тестирования издательства Oxford - Amy Malloy , Ed Hackett и др., которые предлагают свою интерпретацию понятия «грамотность оценивания» (“assessment literacy”).Обозначены понятия: «Стандартная ошибка измерения», «Компьютерное адаптивное тестирование».
Эффективное управление системой образования невозможно без надёжной информации о качестве результатов обучения, поэтому контроль является одним из инструментов управления обучением. Ведущей задачей контроля является объективное и точное определение уровня владения языковым материалом и речевыми умениями на определённом этапе. Не менее важная задача – создать положительную мотивацию при обучении. Актуальность проблемы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения иностранному языку определила тему данной работы.
В системе контроля знаний учащихся тестирование выступает как объективный способ оценивания. Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая может быть субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному учащемуся.
Главная отличительная черта теста — объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы получить количественную информацию. Качество любого измерительного средства, в том числе и теста, определяется в первую очередь показателями его надежности и валидности. Показатель надежности свидетельствует о том, насколько последовательны результаты этих измерений. Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень развития тех (и только тех) умений, навыков, знаний, для измерения которых он предназначался составителями. Валидность будет определять правомерность интерпретации результатов тестирования. Очевидно, что применение определенного теста в целях, для которых он не был предназначен при составлении, автоматически сделает его невалидным.
Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия — они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение; тест дает возможность включать большой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им.
Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе.
Существуют различные подходы к системе тестирования. В данной работе рассматривается система тестирования, представленная экспертами и консультантами в области тестирования, разработчиками тестов издательства Oxford - Amy Malloy , Ed Hackett и др., которые предлагают свою интерпретацию понятия «грамотность оценивания» (“assessment literacy”). Сущность любого тестирования, по их мнению, состоит в том, чтобы «задавать правильные вопросы и получать наиболее подходящие ответы в надлежащее время. В противном случае, можно пытаться измерить чей-то рост, используя термометр».
Согласно мнению данных экспертов, основные вопросы, которые могут возникнуть у преподавателя в течение курса следующие:
1. В какой группе должны обучаться мои студенты? Или какой исходный уровень студентов?
2. Какой объём материала усвоен после прохождения определённой темы? Или каков прогресс учащихся?
3. В каких областях моим студентам нужно больше практики? Где появились слабые стороны или пробелы в знаниях?
4. Какой уровень достигнут в результате прохождения курса? Соответствует ли он международным стандартам?
На эти вопросы можно ответить, используя соответствующий вид тестирования: (данные определения даны специалистами издательства Oxford)
1 | Placement test (Тест распределения учащихся по уровню знаний) | Helps teacher to place student in a class and/or choose materials at an appropriate level of difficulty | |
2 2 | Progress test (тест для измерения роста учащихся в определённой области) |
| Measures learning of specific content |
33 | Diagnostic test ( диагностический тест) | Identifies weaknesses in skill or domain | |
4 4 | Proficiency test (тест для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции) |
| Measures overall language level |
Что включают в себя данные понятия:
1)Тест для распределения учащихся по уровню знаний (Placement test) является быстрым и легким способом распределения учащихся по группам по уровню знаний. Данные тесты обычно не нацелены на проверку всех навыков речевой деятельности. Данный тест охватывает меньшую область знаний по сравнению с последним (proficiency test), но составлен с учётом прогнозирования. Например, знание грамматических структур и понимание прочитанного является достаточным для данного теста и является показателем общей языковой способности студента [Purpura, 2009]. Если нет возможности распределить студентов по разным группам и подобрать соответствующее учебное пособие, то информацию, полученную в результате теста можно использовать при подборе материала и планировании занятия. Так, при выполнении определённого задания более слабым студентам можно предложить дополнительную опору, например, список слов или выражений, в то время как более сильным, можно сократить время подготовки, и использовать его для дополнительного задания.
2) Следующий тест (Progress test) специально разрабатывается для оценки содержания курса, который используется, предназначен для измерения успеха учащихся в той области языка, которую они изучили [Hughes, 2003], проверяет овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенный период обучения. По этой причине, тестовые вопросы нацелены на конкретные области знаний языка. Данные тесты можно проводить регулярно в течение всего курса или использовать как промежуточный контроль, осуществляемый по окончании определенного цикла занятий. Такая форма проверки, если она носит регулярный характер, приучает учащихся к ответственности, что способствует успешности их обучения, поскольку тестом, рассчитанным на 10–15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время материал и проверить всех учащихся. С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля.
3) Диагностический тест (Diagnostic test) Данный термин используется для описания тестов, которые нацелены на выявление сильных и слабых сторон. Тест может быть ориентирован на конкретные структуры, словарный запас по теме или значения выражений, которые являются трудными для студентов. Например, тест может содержать задания на сравнение двух времён, или на чтение гласных в различных типах слогов. Информация, полученная в результате данного тестирования, используется для планирования следующих занятий.
4) Тесты, проверяющие наличие определенного уровня коммуникативной компетенции (proficiency tests). Данные тесты охватывают все 4 вида речевой деятельности, проверяют сформированность навыков практического владения языком в письменной и устной форме, дают наиболее общую картину владения языковым материалом.
В каких случаях лучше разработать свой тест или воспользоваться уже готовым?
Эд Хакетт считает, что для распределения учащихся по группам (placement test)и для определения уровня коммуникативной компетенции (proficiency test) целесообразно использовать уже готовые разработанные тесты, по причине большей объективности и надёжности. Такие тесты были неоднократно апробированы, и они соответствуют Общеевропейским критериям определения уровня владения иностранным языком (Common European Framework of Reference (CEFR)).
Нужно заметить, что существует понятие Стандартная ошибка измерения (Standart Error of Measurement (SEM)),которую необходимо принимать во внимание при интерпретации результатов тестирования. Статистическая погрешность может составлять от четверти до половины уровня по Общеевропейским критериям. Это означает, что студент оказавшийся по результатам тестирования на верхней границе уровня А2, при другом тестировании может набрать баллы уровня В1. По этой причине, нельзя относится к тестированию как к абсолютной мере оценивания способностей студента.
Кроме того, специалисты издательства Oxford утверждают, что при проведении вышеуказанных тестов (Placement and Proficiency tests) более целесообразным является использование Компьютерного адаптивного тестирования (Computer-adaptive testing). При адаптивном тестировании выбор и предъявление тестируемому последовательных заданий теста основано на результатах выполнения им предыдущих заданий в реальном времени. Таким образом, можно получить более точную информацию о знаниях студента (что как раз и является целью данных видов тестирования) и как следствие более эффективно спланировать процесс дальнейшего обучения. Следующий график показывает, как это работает:
Данная линия представляет собой последовательность задаваемых вопросов с целью выявления уровня языковой способности студентки при прохождении адаптивного теста. Студентка правильно отвечает на вопрос 1 и компьютер предлагает следующий более сложный вопрос 2. Она отвечает правильно и вопрос 3 опять немного труднее. Однако, как мы можем видеть на графике, вопрос 4 выше ее уровня способностей. Она отвечает неправильно. Программа адаптируется, и предлагает вопрос 5 легче, но все-таки немного сложнее, чем вопрос 3. Продолжается тестирование до тех пор, пока студентка не даст правильные ответы на 50% вопросов определённого уровня. Данное тестирование помогает не только более точно определить уровень владения языком, но и предполагает индивидуальный подход к каждому тестируемому, поскольку каждый студент получает свой набор вопросов (что так же свидетельствует о надёжности результатов тестирования, так как нет возможности списывания). Кроме этого, адаптивное тестирование является более мотивирующим и менее стрессовым, чем обычное письменное тестирование, поскольку программа постоянно подбирает вопросы, на которые студент может дать правильные ответы. Здесь нет ситуации неуспеха, с которой сталкиваются многие студенты при прохождении обычных тестов.
В заключении хотелось бы заметить, что методисты издательства Oxford наряду с использованием различных тестов не отрицают и личностное оценивание преподавателем роста своих студентов. Такое оценивание (teacher’s judgement) является необходимым для ежедневного наблюдения за успехом или неудачей учащихся (day-to-day progress), с целью быстрого реагирования и построения живого процесса обучения.
Использованная литература:
- Hackett, E. (2014). Making sense of assessment. Part 1 - How much do you need to know? [Downloaded from: http://www.oxfordenglishtesting.com/uploadedfiles]
- Malloy, A. (2014). Making sense of assessment. Part 2 - Getting accurate information about your students. [Downloaded from: http://www.oxfordenglishtesting.com/uploadedfiles]
- Malloy, A. (2015). Making sense of assessment. Part 3 - Spotlight on placement tests. [Downloaded from: http://www.oxfordenglishtesting.com/uploadedfiles]
- Malloy, A. (2015). Making sense of assessment. Part 4 – Computer – adaptive testing: how does it work? [Downloaded from: http://www.oxfordenglishtesting.com/uploadedfiles]
- Malloy, A. (2015). Making sense of assessment. Part 5 – Making sense of scales: a rough guide to assessing learner progress. [Downloaded from: http://www.oxfordenglishtesting.com/uploadedfiles]
- Hughes, A. (2003). Testing for language teachers. Cambridge: Cambridge University Press.
- Purpura, J. (2009). The Oxford Online Placement Test: What does it measure and how? [Downloaded from: http://www.oxfordenglishtesting.com/uploadedfiles]
- Кувшинов В. И. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку// Иностранные языки в школе — № 2–1992.
- Фоломкина С. К. Тестирование в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе — № 2–1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция как важный фактор повышения эффективности обучения математике.
В работе рассматриваются вопросы интеграции в образовании, в частности при обучении математике. Уделяется внимание конструированию интегрированного занятия, его подготовке, проведению и рефлекси...
Повышение эффективности обучения иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
материал является примерным планом работы методического объединения учителей иностранного языыка на учебный год...
Пути повышения эффективности обучения иностранному языку
В статье рассматриваются факторы, влияющие на эффективность обучения иностранным языкам, анализируется значимость организации учебного процесса и учебного материала для эффективного обучения, описываю...
Роль проектного метода в повышении эффективности обучения иностранному языку.
Не утратил актуальность, а скорее, стал еще более актуальным, метод проектов в наше время. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных ...
Выступление по теме «Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения иностранным языкам»
Актуальность данной темы обусловлена тем, что знание английского языка в современном обществе играет все большую роль, и это предоставляет возможность приобщиться к мировой культуре, использовать поте...
Статья "Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам"
В статье излагаются основные способы повышения эффективнности обучения иностранным языкам, взятые из личного опыта....
УЧЕТ СУБЪЕКТНЫХ СВОЙСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Индивидуализация является одним из ведущих принципов российской методики. Наиболее ярко данный принцип реализуется в обучении иностранному языку, поскольку овладение языком – процесс индивидуаль...