Научно-исследовательская деятельность учителя и ученика
статья по английскому языку на тему
Научно-исследовательская деятельность учителя и ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 37.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС, реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ» возникает необходимость сделать акцент на организации исследовательской деятельности школьников как эффективных методов формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Другими словами – то, что дети могут сегодня сделать вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении требуют и новых методов обучения.
Однако, на сегодняшний день, в школе еще большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий, и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний.
- Научно – исследовательская деятельность учащихся и учителя
- Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС.
Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования.
Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры (Савенков А.Г.).
Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Цель проектно-исследовательской деятельности:
В рамках ФГОС 2 поколения –
Формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
• Формирование личностных УУД:
• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
• Воспитание целеустремлённости и настойчивости
• Формирование коммуникативных УУД:
• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
• Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
• Формирование регулятивных УУД:
• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
• Формирование познавательных УУД:
• Сбор, систематизация, хранение, использование информации.
- Исследовательское и проектное обучение
Проектное обучение (метод проектов) не является принципиально новым для образовательной практики. Из истории педагогики нашей страны оно известно как бри-гадно-лабораторый метод.
В процессе проектирования (разработки проекта) создаётся, разрабатывается прототип, прообраз предполагаемого объекта или состояния, т.е. создаётся заранее планируемый объект. Проектировщик сначала создаёт мысленный (на бумаге или на экране монитора) прообраз, прототип будущего реального объекта или процесса, а потом реализует свой замысел.
В процессе исследования не предполагается создания заранее известного объекта. Исследование — это один из методов познания. Исследователь, начиная познание реальности, зачастую не знает, к какому результату он придёт. Если проектирование всегда ориентировано на практику, на решение практической проблемы, то результатом исследования могут быть знания, которые могут (по крайней мере, на данном этапе) не найти практического применения.
С помощью исследования мы выявляем то, что уже есть в объекте или процессе, а проектируя, мы создаём то, чего ещё нет. "В отличие от проектирования, как считает А. И. Савенков, исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез".
Вместе с тем в методах проектирования и исследования есть точки пересечения: с одной стороны, часто в процессе проектирования необходимы не только уже имеющиеся знания и опыт, но и проведение тех или иных научных изысканий, а с другой — исследователь, выдвигая гипотезу, создаёт "проектное" вероятностное знание.
- Научно – исследовательская и учебно – исследовательская деятельность
Как отмечает А. И. Савенков, к числу главных отличий научного исследования от всех других видов практики человека обычно относят по меньшей мере три главные особенности. В научном исследовании всегда присутствует стремление:
■ определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
■ непременно измерять всё то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;
Не всегда оправдано называть конференции, на которых учащиеся докладывают результаты своих исследований, научными или научно-исследовательскими. Деятельность учащихся, скорее, является учебно-исследовательской. Действительно, исследования учеников имеют существенные особенности, которые отражены в приложении 1.
- Организация научно – исследовательской деятельности учащихся и учителя
- Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом их возрастных особенностей
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
На 1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:
- Развитие умений видеть проблемы
- Развитие умений выдвигать гипотезы
- Развитие умений задавать вопросы, то есть развитие регулятивных УУД
- Подбор литературы по заданной теме
- Ориентировка в словаре, справочной литературе
- Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту, то есть развитие познавательных УУД.
Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД).
С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован:
- Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
- Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.
- Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
Этот возраст – поле деятельности для проектно-исследовательской работы. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений , выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).
Условия формирования исследовательских умений:
Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей младшего школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
2.2 Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину. Такая деятельность предполагает, как минимум, семь важных этапов.
1. Этап первый – выбор объекта и предмета исследования. Объект – это круг изучаемых явлений, а предмет – это связи и зависимости между ними. Объект и предмет научного исследования соотносятся между собой как общее и частное: в объекте выделяется та его часть, свойство, характеристика, которая становится предметом исследования. Именно на него и направляется основное внимание, как раз предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая выносится на титульный лист как ее заглавие.
Допустим, тема будущей исследовательской работы - «Влияние А и Б на В». Тогда объекты исследования – это А, Б, В, а предмет исследования – это самое «влияние», то есть зависимость В от А и Б.
2. Этап второй - определение цели и задач предпринимаемой работы. Цель исследования – это конечный результат, а задачи – это этапы, по которым исследователь двигается к цели, как по ступеням, поэтому задачи должны быть логически последовательны и необходимы для достижения цели. Изящество научной работы состоит в том числе в ее лаконичности, в ней не должно быть ненужного груза.
Задачи обычно формулируются с помощью глаголов «изучить», «сравнить», «установить», «описать», «выявить», «проанализировать» и т.п. Такие формулировки необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание решения этих задач как раз и составит содержание основной части научной работы. Заголовки глав каждого исследования рождаются именно из этих формулировок.
Кроме того, задачи определяют жанр будущей научной работы – будет ли это просто наблюдение, собственно исследование или же самостоятельная разработка не исследованного никем вопроса, выдвигающая какую-то научную гипотезу.
Поэтому применительно к учебно-научным работам, которые обычно представляются на конкурсы, принято выделять задачи практикума, исследовательские и собственно научные.
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-нибудь параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение (например, объема). Анализ результатов в задачи практикума не входит.
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, в которых исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности - от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину и будет являться предметом для анализа.
Научные задачи предполагают много факторов, влияние которых на исследуемые величины довольно сложно. Постановка и решение таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции, вот почему именно для такого вида работ неоценима помощь вашего научного руководителя.
Соответственно выделяются следующие типы ученических работ, представляемых на конференции и конкурсы:
Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления, но при этом имеющие элемент некоторой научной новизны.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат, носящие скорее иллюстративный характер, но предполагающие самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Собственно исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, содержащие собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются выводы о характере исследуемого явления.
3. Этап третий и абсолютно необходимый для серьезного исследователя - изучение истории вопроса, чтобы было понятно, что в данной области уже сделано и почему этого недостаточно. Необходим обзор литературы по выдвинутой проблеме и анализ разных точек зрения. Такой обзор должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать знания, полученные из разных источников, критически их рассматривать, выделять существенное и т.д Самостоятельное исследование имеет смысл только в том случае, если изучение истории вопроса привело к выводу, что данная тема еще не раскрыта или раскрыта лишь частично и нуждается в дальнейшей разработке.
4. Этап четвертый – постановка проблемы. Познакомившись с разными точками зрения, определяется собственный подход к решению данного вопроса, чтобы было ясно, что раньше этого никто не делал, но это нужно для того-то и того-то.
5. Пятый этап - сбор материала для работы, в том числе экспериментального. На этом этапе выбираются также методы исследования (например, наблюдение, эксперимент, сравнение, моделирование, статистическая обработка, анкетирование, интервьюирование и т.д.).
6. Только после этого следует собственно аналитический этап работы – изучение и анализ собранного материала, выдвижение и проверка научной гипотезы, формулировка выводов.
7. Завершающий, седьмой этап – написание научного текста (в котором описывается ход исследования, показываются его результаты, излагаются выводы, вытекающие из этого результата) и подготовка к конференции.
Для того чтобы написать научную работу, надо прежде всего познакомиться с правилами ее построения, особенностями структуры. Все научные тексты, независимо от области науки и жанра, строятся по определенному стандарту: вводная часть (ее еще называют обзорной), основная часть (так называемая описательная) и заключительная часть (выводы). Содержание всех трех частей необходимо согласовать со содержательными стандартами.
По началу, услышав слова «исследовательская работа» учащиеся приходят в ужас представляют себе рутинную работу, штудирование книг, словарей, считают, что придется сидеть перед компьютером, стараясь написать работу. Однако, с самого начала, я стараюсь заинтересовать ученика. Это может быть интересная тема, которая возникла во время урока и мы захотели ее подробнее изучить и поделиться с учениками полученными знаниями. Также, очень полезно знать увлечения и интересы своих учащихся. Тогда, на основе этого можно сформулировать тему, которая заинтересует их и даст стимул для дальнейшей работы.
Пример исследовательской работы по английскому языку в 5 классе «Ложные друзья переводчика». Тема очень интересная и обширная, ее можно будет продолжить и в следующем году. На уроках английского языка мы часто встречаемся с тем, что некоторые слова очень похожи на слова в родном языке К примеру: intelligent(умный), cabinet (шкафчик) и т.д. Очень часто учащиеся, не заглядывая в словарь, переводят их по аналогии. В итоге выясняется, что перевод таких слов оказывается совсем другим и неожиданным. Также, можно составить словарь «ложных друзей переводчика» для учащихся школы.
Таким образом хотелось бы сказать, что умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только в учебных, но и в жизненных ситуациях, создавая условия для подготовки к дальнейшей взрослой жизни.
Заключение
Выпускники российских школ имеют глубокие и разносторонние знания, но при этом мало кто умеет применять их на практике. Государство и современное общество требуют от школы корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной из таких форм является учебная исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность формирует у учеников умения и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, требует освоения различных методов. Поскольку это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.
Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...
Научно-исследовательская деятельность учителя и ученика в учебное и внеучебное время.
Содержит текстовый документ и презентацию по данной теме....
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
В знак благодарности от потомков тем, кто подарил нам жизнь своим ратным подвигом, мы решили пройти героический путь воинов Великой Отечественной войны – членов учительских семей МБОУ «Лиц...
«Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»
Проектная деятельность играет важную роль в творческом развитиии учащихся. В данной работе рассматриваются различные виды проектов этапы выполнения проектов, роль учителя и ученика в совместной работе...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
Материал представлен в форме исследования. Применяется эмпирический метод — эксперимент. Данный эксперимент основан на реальных событиях.Цель исследования — создать систему успешной ...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.
Замысел данного проекта впервые забрезжил на горизонтах моего сознания после завершения темы «Устное народное творчество» в родном 6в классе, в котором я являюсь классным руководителем уже второй год....