ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.
статья по английскому языку (11 класс) на тему
Совершенно очевидно, что устная речь на иностранном языке представляет собой сложное интегрированное умение, и практика показывает, что хуже всего выпускники овладевают именно им. Основными проблемами здесь являются непонимание обучающимися стоящей перед ними коммуникативной задачи, недостаток языковых средств для решения этой задачи, различные психологические факторы, недостаточное знание обсуждаемого вопроса и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_ege._ust_chast.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.
Обучение речевой деятельности, которое напрямую связано с умением применять полученные знания на практике, является ведущей и главной целью обучения иностранному языку. Уже не новость, что с 2015 года к ставшим уже традиционными разделам Единого государственного экзамена по английскому языку (аудирование, чтение, лексика и грамматика, письменная часть) добавилась устная часть, которая значительно отличается от той, которая в 2009 году была отменена по ряду причин. В новом проекте устной части ЕГЭ учащимся предлагаются следующие задания: чтение вслух небольшого информационного или научно-популярного текста, построение условного диалога-расспроса с опорой на фотографию/картинку, описание фотографии/картинки по заданному плану и сопоставление фотографий/картинок с указанием их сходств и различий. Оценке подлежат умение учащегося решать коммуникативные задачи, логичность построения высказываний и их грамотная организация, а также их языковое оформление: разнообразные и верно подобранные лексико-грамматические средства языка.
Вообще же, представленный в кодификаторе ЕГЭ – 2015 перечень элементов содержания, связанный именно с устноречевыми умениями, проверяемыми на экзамене, и составленный на базе обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (базовый и профильный уровни), включает в себя продуцирование связанных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи, передачу основного содержания, прочитанного/увиденного с выражением своего отношения, оценки, аргументации, умение вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос и т. д. Список тем, на которые выпускник должен уметь общаться, также весьма обширен: от «Повседневной жизни и быта» до «Новых информационных технологий» и «Научно-технического прогресса, его перспектив и последствий».
Совершенно очевидно, что устная речь на иностранном языке представляет собой сложное интегрированное умение, и практика показывает, что хуже всего выпускники овладевают именно им. Основными проблемами здесь являются непонимание обучающимися стоящей перед ними коммуникативной задачи, недостаток языковых средств для решения этой задачи, различные психологические факторы, недостаточное знание обсуждаемого вопроса и т. д.
Говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Недооценка такого раздела изучения английского как говорение может крайне негативно сказываться на языковой подготовке обучающихся и на результатах сдачи ЕГЭ, и в условиях внедрения нового формата сдачи экзамена первоочередная задача учителя при работе с обучающимися старших классов, уже имеющими достаточный запас знаний для осуществления такого продуктивного вида речевой деятельности как говорение, заключается в оптимизации процесса обучения устной речи и повышении его эффективности за счёт обогащения методического инструментария педагога.
Итак, поскольку в устной части ЕГЭ монологической речи уделяется гораздо большее внимание по сравнению с диалогической (в заданиях 3 и 4 мы имеем дело с монологами-описаниями при наличии картинок-стимулов), остановимся именно на проблеме создания монолога на английском языке, что представляет собой сложное и многоплановое умение. Можно отметить, что в идеале монолог должен обладать следующими характеристиками: целенаправленностью и соответствием определённой коммуникативной задаче, непрерывным характером, логичностью, смысловой законченностью, самостоятельностью, выразительностью. При подготовке к ЕГЭ усилия тандема учитель-ученик в лингвистическом плане должны быть направлены на отработку правильности его фонетического, лексического и структурно-грамматического построения, в экстралингвистическом – на соответствие коммуникативной задаче, ситуации, теме.
Отмечается, что в отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения: «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Первый метод основан на формировании монологических умений на основе работы с текстом и не совсем подходит для нас. Второй метод подразумевает построение монолога без опоры на конкретный текст и подходит для учеников старших классов, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме достаточно высок. При использовании второго метода сначала происходит повторение изученного материла по определённой теме (подбор знакомой лексики по теме, фронтальное обсуждение темы и т. д.), далее следует ознакомление с новым языковым материалом и его отработка (лексические упражнения на уровне слова или словосочетания, языковые игры и т. д.), и только после этого мы переходим к самостоятельному выполнению сложных речевых упражнений, заключающихся, например, в неподготовленном высказывании своего мнения по вопросу/утверждению/цитате.
Для обучения неподготовленной монологической речи в процессе подготовки к ЕГЭ и не только можно предложить разные виды упражнений:
− описание картинок; − обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
− обоснование главной идеи высказывания или текста;
− оценка прослушанного или прочитанного; − характеристика действующих лиц повествования (места действия, эпохи) и т. д. Выполнение подобных тренировочных упражнений призвано обеспечить надлежащие условия формирования речевого высказывания и успешность его осуществления. Нельзя забывать и о нестандартных формах развития устноречевых умений, к которым можно отнести ролевые и прочие игры на английском языке, пересказ книги или фильма, «круглый стол», когда от учащегося требуется высказаться по определённой проблеме, и т. д. При работе с заданиями, направленными на формирование умений устной речи, учителю также важно создать комфортные условия обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность и не боится до- пускать ошибки.
Необходимо также сказать о том, что несмотря на то, что в формате ЕГЭ монологическая речь носит неподготовленный характер, можно составить подборку определённых устойчивых выражений, что значительно упростит выполнение этого задания для экзаменуемого. Например, рассматривая задание 4, характеризующееся повышенным уровнем сложности, цель которого заключается в поиске общего и различного при сопоставлении двух картинок, можно предложить следующую минимальную подборку «полезной лексики»: the photo/picture shows…; this photo was probably taken at…; the central focus of the picture is…; in the foreground / background…; the atmosphere in the picture is …; the pictures/photos are similar/identical except for…; the similarity is that…; the pictures are not alike; compared with…; they are completely different in terms of…; the main difference is 5 that…; in comparison with… и т. д. Кроме того, составление монолога немного упрощается за счёт уже включённого в задание готового плана монологического ответа. Таким образом, устная речь на иностранном языке относится к сложным многоплановым умениям, требующим решения непростых коммуникативно- мыслительных задач и грамотного оперирования усвоенным языковым материалом. Интенсификация практики и использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения в процессе овладения навыками монологической и диалогической речи и подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку обязательно принесёт ощутимый результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку
В данном документе представлена пробная версия устной части ЕГЭ по английскому языку. Документ найдут полезным учителя, работающие с 11 классами. Как вы все знаете, в 2015 году вводится устная часть э...
Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку
Задания для развития устной речи с целью подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку...
Материалы для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку(говорение ) с образцами ответов на задания С-4,С-5,С-6
Материалы для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку(говорение ) с образцами ответов на задания С-4,С-5,С-6...
УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Здравствуйте, уважаемые коллеги.Компания Semantus Consulting известна вам как разработчик "Тренажёра устной части ЕГЭ по английскому языку".Сегодня Semantus представляет новый продукт - Обучающий Комп...
Методическое пособие "Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку: постановка вопросов".
Это методическое пособие поможет успешно подготовиться к устной части ЕГЭ по англйскому языку. Вы научитесь задавать вопросы с опорой на картинку и на фразы-стимулы. Здесь рассказывается о том, как во...
Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку
Презентация по подготовке к ЕГЭ по английскому языку. Устная часть ЕГЭ 2016....
Интерактивный тренажер для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку
Интерактивный тренажер представляет собой перезентацию, которая помогает подготовиться к сдаче устной части ЕГЭ по английском языку. В презентации отражены все основные задания, присутствующие в устно...