Развитие умений критического мышления на уроках английского языка через ролевую игру
статья по английскому языку ( класс) на тему

Развитие умений критического мышления
на уроках английского языка через ролевую игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_umeniy_kriticheskogo_myshleniya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие умений критического мышления
на уроках английского языка через ролевую игру

Пюра Ирина Николаевна, учитель английского языка,

Цель данной статьи – поделиться опытом работы с учащимися 10 класса по выработке у них критического мышления посредством ролевой игры. На мой взгляд каждому учителю иностранного языка необходимо время от времени включать этот вид работы в свою практику. Это оживляет учебную деятельность, приближает учащихся к реальной ситуации в жизни, дает возможность применить на практике полученные знания языкового материала, повышает их мотивацию, способствует раскрытию талантов учащихся . Ролевая игра очень способствует развитию у учащихся критического мышления, поскольку только в споре рождается истина. Такой вид деятельности учащихся предполагает обсуждение определенных вопросов, высказывание своей точки зрения, может быть отличной от мнения остальных, выработку общего решения.

Какова же роль учителя в данной учебной ситуации? Учитель выбирает тему ролевой игры. Она может быть частью программного материала или просто быть актуальной и интересной учащимся. Конечно, тема должна быть социально значимой и соответствовать возрасту учащихся.

Тема данной ролевой игры - «Семинар будущих туроператоров». Учащиеся 10 классов стоят перед выбором будущей профессии. Работа в туристическом бизнесе для многих становится очень привлекательной.

  Тема > самого «семинара» - «Этот прекрасный < Лондон >

Данная < тема > является программной и хорошо вписывается в тематическое планирование.

< Урок >- ролевая игра может стать заключительным по данной теме. Чтобы урок не превратился в череду докладов, необходимо выдвинуть определенную учебную цель, на которую бы работал весь проект. В данной ролевой игре – это выработка наилучшего плана путешествия в столицу Великобритании. Учащимся предстояло не только рассмотреть все аспекты пребывания туристов в городе, но и найти золотую середину между качеством молодежной туристической поездки и ее стоимостью. Что бы выполнить поставленную задачу учащимся предстояло взять на себя определенные роли, и исследовать в малых группах различные все вопросы, связанные с реальным пребыванием туристов в городе.

Учащиеся сами выбирают вопросы для обсуждения и распределяют роли: кто-то исследует лондонские гостиницы, другие составляют культурную программу, одна группа делает отчет о транспорте в городе, другие группы размышляют над тем , как рационально заполнить свободное время туристов. Получив объект исследования, учащиеся начинают сбор материала. Задача каждой группы - не только найти максимум информации по своему вопросу( размещение туристов в гостиницах, шоппинг, выбор вечерних развлечений, осмотр достопримечательностей, питание) но и отобрать именно то, что будет востребовано туристом со среднем достатком. Поиск ведется в интернете, исследуются сайты различных гостиниц, магазинов, театров, музеев и т.д. Различные печатные аутентичные материалы (брошюры, путеводители, карты, листовки, книги по искусству, программки спектаклей и т.д.) тоже очень полезны. В них дается дополнительная информация о стоимости той или иной услуги, время работы и так далее). Поскольку в выработке правильного решения заинтересованы все участники «семинара», то они не остаются пассивными слушателями сообщений. После каждого выступления учащиеся все вместе обсуждают услышанное, задают вопросы с цель выявить дополнительную информацию, не прозвучавшую в докладе. Вот некоторые из них:

  1. How long does it take you to get to Hampton court? Is it far from London?
  2. How much is a ticket for a famous musical?
  3. What London shops are popular among young shoppers?
  4. What sights can we see from the boat during a boat ride along the Thames?
  5. Can teenagers attend London pubs?
  6. What museums are free for admission?
  7. What monument can we see in front of Kensington Palace?
  8. Who does shopping at Harrods?
  9. Is it true that you can send a letter to Harrods and write only “Everything London “ on the envelope?
  10. Does a travel card give discount for a boat ride along the Thames?

Для большей визуализации необходимо шире использовать компьютерные технологии. Для старшеклассников не составит особого труда подготовить небольшую презентацию с помощью программы FLASH, где различные слайды достопримечательностей, мюзиклов, гостиниц, музеев разобраны по категориям. Демонстрация материалов через компьютерный проектор делает доклад более живым и интересным.

Некоторые учащиеся берут на себя роли гидов. На «семинаре» были представлены две экскурсии: обзорная по Лондону на двухэтажном автобусе и виртуальная по Национальной галерее. Во время обзорной экскурсии «гид» постаралась приблизить свою экскурсию к реальной. Если автобус попадал в «пробку», она заполняла паузы рассказами о современной жизни в мегаполисе. В конце экскурсии «гид» ответила на все вопросы «участников семинара» по поводу проведения экскурсий.

Вторая экскурсия позволила «участникам семинара» побродить по залам Национальной галереи и ознакомиться с наиболее интересными картинами. Они узнали много необычного о некоторых картинах, сделали для себя ряд открытий и ответили на вопросы викторины. См. Приложение.

Одна из групп рассказала «будущим туроператорам» о том, как наиболее рационально воспользоваться свободным временем в городе. Учащиеся обсудили как с наибольшей пользой его провести. Кого-то интересовал шоппинг в Лондоне во время летней и рождественской распродаж, другим был более интересен театральный Лондон. Все сошлись во мнении, что нельзя не посетить хотя бы один из знаменитых лондонских мьзиклов («Отверженные», «Призрак оперы»).

Знакомя «туроператоров» с лондонскими магазинами, выступающие подкрепили свой доклад показом видеофильма о молодежной моде и прокомментировали его на английском языке.

Подбирая гостиницы для туристов, «туроператоры» учитывали и уровень сервиса в нем, и удаленность от главных достопримечательностей и стоимость номеров. Они особо подчеркнули, что для успеха поездки размещение играет не последнюю роль. На выбор участникам были представлены несколько гостиниц, учащиеся обсудили их достоинства и недостатки и выбрали наиболее подходящие.

Роль «руководителя семинара» очень важна, от него зависит успех всей игры.

На эту роль необходимо выбирать человека, который очень хорошо владеет изученным лексическим и грамматическим материалов, видит перед собой всю канву «семинара», понимает его задачу, артистичен, коммуникабелен, обладает чувством времени и имеет опыт работы в подобных проектах. Он не будет навязывать свою точку зрения всем участникам, а умело подведет всех к выбору правильного решения. Цель учителя – тщательно подготовить такого ведущего. Необходимо проработать все возможные варианты хода семинара, ознакомить ведущего с тезисами выступающих, вооружить его

некоторым материалом, который помог бы выступающим в случае некоторой заминки, нежелательной паузы и т.д.( шутки, интересные факты, пословицы, поговорки). Его основная задача – поддержать интересное обсуждение, способствовать критическому взгляду на предмет обсуждения. Тем не менее, все обсуждение должно проходить в доброжелательной, уважительной манере.

Обсудив все аспекты тура, «участники семинара» составляют программу пребывания молодых туристов в столице Великобритании в течение семи дней.

Здесь и встреча в аэропорту, и трансфер в гостиницу, и посещение музеев и галерей, и питание туристов. «Будущие туроператоры» обсуждают проект такой программы.

В конце «семинара» руководитель- ведущий подводит итог всей работы группы. Учитель может взять слово, что бы поблагодарить всех участников ролевой игры.

Делая столицу Великобритании предметом своего обсуждения, учащиеся используют изученный на предыдущих уроках лексический и грамматический материал. Но для проведения данной ролевой игры недостаточно только одного страноведческого материала.

Тема «Путешествия» становится очень актуальной в наши дни. Все больше возможностей у учащихся и учителей совершать туристические поездки, в том числе и в страны изучаемого языка. Теперь они могут составить свое собственное мнение об известных достопримечательностях и т.д. Они могут оценить и условия своего пребывания в стране, и услуги гидов, и выбрать интересную для них культурную программу. Поэтому именно лексика на тему путешествий стала ключевой в данном проекте. Хороший уровень лексики по данной теме можно найти в материалах издательства Макмиллан. В сборнике тестов на Первый сертификат представлена богатейшая лексика по данной теме, а также разнообразные упражнения, которые учитель может использовать по своему усмотрению. Вот лишь часть отобранной для активизации лексики по данному проекту:

destination
a flight
single
a tour
a business trip
a hostel
vacancy
a journey
to unpack

to cancel
an itinerary
double
a cruise
a travel agent
accommodation
luggage
a voyage
to look over

to delay
to declare
to check in
a package tour
to hitch-hike
guest-house
arrival and departure dates
to relax
to leave behind

Данная лексика активизируется в упражнениях на заполнение пропусков подходящей по смыслу лексикой; в упражнениях множественного выбора. См. Приложение.

Выбрав < тему > ролевой игры и отработав лексику , целесообразно было бы провести < урок > аудирования, где можно было бы еще и отработать навыки восприятия иностранной речи на слух. Для этого вида деятельности подошел бы текст из пособия Подготовка к

Государственному централизованному тестированию (автор А. П. Пупынина). Данный текст повествует о пребывании бизнесмена в < Лондоне >. Этот материал хорошо вписывается в подтему «Размещение в гостиницах».

Во время подготовки к < открытому > < уроку > учитель знакомит учащихся с некоторыми аутентичными материалами, предлагая сделать краткое сообщение, отыскать важную информацию и т.д.

В заключении хочется добавить, что ролевая игра очень повышает мотивацию учащихся. Она также способствует развитию у учащихся критического мышления. Английский язык является здесь средством, с помощью которого учащиеся обсуждают проблемы туризма, вырабатывают совместные решения, спорят.

Ниже представлен план урока-ролевой игры и выработанный учащимися подробный план пребывания в < Лондоне > в течение 7 дней.

В приложении представлены некоторые работы учащихся, викторина , упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках английского языка «The Role of the Mass Media. The Mass Media Techniques»

Урок с применением технологии развития критического мышления (фазы “Вызов”, “Реализация смысла” и “Рефлексия”). Цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ...

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

Проектная работа "Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через ролевую игру"

Ролевая игра-эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы ...

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Развитие критического мышления на уроках русского языка через чтение и письмо.Подготовка к ОГЭ.

Данный материал может использоваться на уроке русского языка в 9 классе при подготовке Основного Государственного Экзамена.Работа с текстом....

Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка

Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка...