Методические приемы обучения грамматике английского языка в начальной школе.
статья по английскому языку ( класс) на тему

Цебоева Инга Робертовна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы обучения грамматике английского языка в начальной школе. (Артикли. Существительные)

При изучении грамматики используется принцип аналогии с русским языком там, где анализируется сходные явления. Объяснение должно строиться в занимательной и доступной для детей форме (грамматические сказки, истории и приключения языка, стихи и т.п.). В тех случаях, когда изучаются явления, не свойственные русскому языку, можно использовать сказки и истории, наглядность, которые служат опорным сигналом. Это служит осмыслению и запоминанию явления. Сама речевая ситуация уже воспринимается с точки зрения человека, говорящего на английском языке.  Использование различных методических приемов способствует формированию и развитию грамматических навыков при обучении иностранного языка на начальном этапе. 

Употребление артиклей - одно из самых сложных грамматических явлений английского языка. Обучение употреблению артиклей происходит без опоры на родной язык, в котором артикли отсутствуют. В то же время частота употребления артиклей делает обучение навыкам правильного их использования в речи одной из важных задач в системе обучения английскому языку.

Объясняя роль артиклей, можно привести в качестве примера два предложения - / like English (т.е. язык) и / like the English (т.е. людей). Ребятам наглядно демонстрируется, что наличие артикля во втором предложении меняет смысл высказывания.

Чтобы работу над артиклями сделать более интересной, подбираются как можно более разнообразные приемы. Например,

«Ой, оказывается, Том и Джейн оставили нам письмо». (Достаете и читаете письмо.) «Мы хотели пойти в цирк, а из цирка убежали звери!» Том и Алиса пошли их искать. Но мне кажется, звери прибежали к нам и сидят в этой коробке (достаете игрушки по одной).

Т.: A cat, a dog, a monkey, a bear, a crocodile.

«Давайте еще раз назовем их».

Ch.: A monkey, a bear, a crocodile, etc.

Ознакомление с артиклем а.

 «Вы, наверное, заметили, что перед каждым названием я говорю маленькое слово а. Это такое крошечное словечко, которое в английском языке прикрепляется к словам-названиям, когда мы о чем-то рассказываем.

Давайте я буду называть слова, a вы будете приклеивать к ним словечко а (поднимая игрушку)».

Teacher: Children:

— Cat. — A cat.

— Dog. — A dog. Etc.

Ознакомление детей с артиклем the. Тренировка учащихся в восприятии и произнесении артикля the.

«Когда мы еще не были знакомы со зверюшками, мы говорили слово a: a cat, a dog.

Т.: A cat, a dog.

А теперь это наши знакомые, и мы приклеим к их названиям другое маленькое слово — the.

Teacher: Children:

— Cat. — The cat.

— Dog. — The dog.

—Monkey. — The monkey. Etc.

«Посмотрим еще раз, какие звери убежали из цирка.

Т.: The crocodile, the dog, etc.

Они думают, что мы не заметили, как они убежали. Сейчас я буду сторожем в цирке, а Залина подойдет и спрячет вот так (за спину) какого-нибудь зверя.

Когда вы скажете "Sleep!", я засну». (Таня прячет игрушку.)

«Я могу узнать зверюшек в темноте». (Закрываете глаза и ощупываете одну из игрушек.)

Т.: Olga, come here, please.

Ch.: Sleep.

Т.: The crocodile.

Ch.: No!

Т.: The monkey.

Ch.: No!

Т.: The cat!

Ch.: Yes!

Т.: Olga, sit down, please.

Т.: The monkey!

Ch.: No!

Т.: The cat!

Ch.: Yes!

Ознакомление с новыми словами с одновременной тренировкой учащихся в употреблении артиклей.

«Звери рассказали своим друзьям, что у нас открывается «Школа зверей», и к нам пришли новые звери». (Достаете игрушки по одной из коробки, называете их.)

Т.: A mouse, a frog, a tiger, a lion, a giraffe

«Сначала «приклеим» ко всем названиям маленькое слово "а" — это же незнакомые звери.

T.: Frog! Ch.: A frog! Etc.

А теперь это наши хорошие знакомые, приклеим маленькое слово — "the".

Т.: Tiger! Ch.: The tiger! Etc.

Как происходит на уроке формирование у детей понятия о нулевом артикле.

«Итак, все звери на месте. Сейчас мы их позовем. Когда мы их зовем, маленькие слова a и the говорить не надо». Раздаете игрушки детям и зовете их. «А теперь вы позовите зверей. Кто позовет, может пойти и взять зверюшку».

Т.: The cat, the dog, the monkey. Etc.

Cat! Dog!

Monkey, come here, please.

Please, Т.: Please, Sasha. Etc.

Отрабатывая артикли, одновременно можно повторять лексику и грамматику. У учащихся младшей школы очень популярны иллюстрированные грамматические задания. И один из любимых видов работ - с картами городов. По ним можно закреплять употребление артиклей с именами собственными - названиями улиц, площадей, парков, других городских объектов. Параллельно можно отрабатывать предлоги места и направления движения, грамматическую структуру there is/are.

В начальных классах изучение проводится по примерной план-схеме их комнаты: дети употребляют артикли с названиями комнатных предметов. Предлагается ребятам в качестве домашнего задания начертить примерную план-схему их комнаты с надписями на английском языке. На уроке проводятся упражнения по план-схемам.

Например,

Where is the window situated?

What is there near the table?

Where is the TV set? Etc.

С удовольствием дети работают по картe Лондона. Ребята знакомятся с достопримечательностями британской столицы, обращая внимание на употребление артиклей перед их названиями, - the Mall, но Regent Street, совершают заочное путешествие по улицам Лондона. Изучив карту центра Лондона, нужно заполнить предложения именами собственными, обращая внимание на использование артиклей. 

Рассматривая категорию числа, следует сказать и об особенностях употребления особых частиц – артиклей: a, an, the.

В английском языке используются два артикля: определенный (the) и неопределенный (a, an). Оба артикля имеют исторические корни: артикль «the» произошел от древнеанглийского указательного местоимения «этот», а артикль «а» от числительного «one» - один. И в настоящее время в большинстве случаев употребления артикли сохраняют свое первоначальное значение. Артикль «а» употребляется в неопределенных ситуациях – например, «Птица сидела на дереве (какая-то птица, одна из птиц) – A bird was on the tree. Артикль «the» передает значение определенности. «Человек, о котором мы говорили, мой брат. – The man we were speaking about is my brother.

Определенный артикль «the» употребляется, когда из ситуации или контекста понятно, о чем идет речь. Определенный артикль the используется с исчисляемыми существительными в единственном и множественном числе и с неисчисляемыми существительными, когда собеседники знают, о каком конкретном предмете или понятии идет речь.

This is the house which Jack built – Вот дом, который построил Джек.

Кроме того, определенный артикль входит в ряд устойчивых сочетаний, например:

the day after tomorrow – послезавтра

in the morning – утром

in the afternoon – после обеда

in the evening – вечером

in the past – в прошлом

by the way – между прочим

to go to the cinema - идти в кино.

Определенный артикль употребляется в выражениях:

What’s the matter? В чем дело? Что случилось?

It’s out of the question - об этом не может быть и речи

to lay the table - накрыть на стол

to sit at the table - сидеть за столом (не за едой)

to sit to the table - сесть за стол (не за едой)

to clear the table - убрать со стола (не за едой)

Кроме того, определенный артикль используется:

Перед названием отелей, баров, театров, музеев, газет: the British Museum, the Times.

Если этот предмет или понятие единственное в своем роде (во Вселенной, Солнечной системе, мире, стране, городе, комнате и т.д.) the sun, the Queen, the Government, the TV (in my room).

С прилагательным в превосходной степени: He’s the richest (самый богатый) man in the world, Jane’s the oldest (самая старшая) in the class.

Употребление определенного артикля с географическими названиями

С определенным артиклем употребляются:

1.Названия сторон света: the north, the south, the east, the west. 
2.Названия океанов, морей, рек: the Indian Ocean , the Black Sea , the Volga.
3.Название озер (если само слово “ lake ” не входит в название озера): the Baikal

4.Название горных цепей: the Alps, the Urals

5.Название некоторых областей и районов земного шара: the Crimea , the Ukraine , the Caucasus

Неопределенный артикль ставится только перед существительными в единственном числе. (Помните, от какого слова он произошел?). С существительными во множественном числе неопределенный артикль не употребляется.

Кроме того, неопределенный артикль используется:

С названием профессии:

I’m a teacher. She’s an architect.

В некоторых выражениях количества:

a pair of (shoes) (пара туфлей), a little (немного), a few (несколько), 
a hundred (сотня), a thousand (тысяча), three times a day (три раза в день) 
В восклицательных выражениях:

what + a + исчисляемое существительное

What a lovely day! What a terrible hat!

Устойчивые словосочетания с неопределенным артиклем:

а few – несколько

а little – немного

а lot of – много

to be in a hurry – спешить

to go for a walk – гулять

it is a pleasure – с удовольствием.

Рекомендуется заучить приведенные выше словосочетания. 
А теперь давайте рассмотрим употребление артикля на примере нескольких предложений.

We have a cat and a dog. Слова «кошка» и «собака» употребляются впервые. Вы не указываете, как зовут животных, не даете никакой дополнительной информации. Это просто констатация факта – У меня ЕСТЬ кошка и собака.

There’s a supermarket in Makarious Avenue. Никаких подробностей! Просто говорим, что на этой улице есть супермаркет.

I’m reading an interesting book. “Какую-то книгу”... Ни названия, ни автора Вы не указали.

Рассмотрим употребление артиклей в некоторых устойчивых сочетаниях.

Неопределенный артикль употребляется:

1.         В выражениях с глаголом to have для обозначения кратковременного действия. На русский язык такие глаголы переводятся, как правило, с приставкой «по-»:

to have a talk – поговорить

to have a swim – поплавать

to have a meal – покушать

to have a bite – перекусить

2.         В выражении:

 That’s a pity! - Какая жалость!

Теперь о нулевом артикле.

Если после “what” следует исчисляемое существительное во множественном числе или неисчисляемое существительное, артикль не употребляется:

What nice dresses! Какие красивые платья!

What fine weather! Какая прекрасная погода!

Артикль отсутствует в выражениях:

in bed в постели

by bus автобусом

to (at) school в школу, в школе

at home дома

on foot пешком

in time вовремя

to have breakfast завтракать

to have lunch обедать

to have dinner ужинать, обедать

to sit at table сидеть за столом (за едой)

to sit to table сесть за стол (за едой)

Названия времен года, месяцев и дней недели употребляются без артикля:

I can go to the country in _ summer

_ Winter is my favorite season

I go to the south in _ July

She doesn’t go to school on _ Sunday

Без артикля употребляются:

1.Название континентов: Asia, Europe

Но: the Antarctic

2.Названия стран: England, Russia, Italy

Но: если в название страны входят слова “union”, “kingdom”, “state”, то оно употребляется с определенным артиклем: the Soviet Union, the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, the United States of America. 3.Названия отдельных островов: Ireland, Great Britain.

4.Названия городов: Moscow, London, Washington. Нo: the Haguе

Пожалуй, это основные теоретические аспекты проблемной тематики.

Теперь перейдем к теме «Имя существительное. Единственное и множественное число».

Категория числа в современном английском языке выражена единственным и множественным числом. Форма единственного числа служит для обозначения одного предмета, множественного числа - для обозначения двух или более предметов.

Имена существительные в современном английском языке образуют множественное число путем прибавления к форме единственного числа окончания –s, которое произносится как [z] после звонких согласных и после гласных и как [s] после глухих согласных:

hand - рука - hands

machine - машина - machines

Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на буквы s, ss, x, sh, ch, т. е. оканчивающиеся на свистящий или шипящий звук, образуют множественное число путем прибавления окончания -es к форме единственного числа. Окончание -es произносится как [iz]:

class - класс - classes

box - коробка - boxes

Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на -y с предшествующей согласной, образуют множественное число путем прибавления окончания -es, причем -y меняется на i:

city - город - cities

army - армия – armies

Если же перед y стоит гласная, то множественное число образуется по общему правилу путем прибавления -s. В этом случае y не меняется на i:

day – день - days

boy - мальчик – boys

Некоторые имена существительные образуют множественное число не путем прибавления окончания -s, а путем изменения корневых гласных:

man - мужчина - men - мужчины

woman - женщина - women – женщины

foot – нога – feet – ноги

tooth – зуб – teeth – зубы

goose – гусь – geese – гуси

mouse – мышь – mice – мыши

child – ребенок – children – дети

Существительное people употребляется со значением множественного числа: there were many people there, однако, когда people означает народ, нация, оно употребляется как в единственном, так и во множественном числе: The Russian people is invincible - Русский народ непобедим.

12 существительных оканчивающихся на - f или - fe, при образовании множественно числа "теряют" - f или - fe, но приобретают - ves.
Вот они:

o     calf (теленок),

o     half (половина),

o     knife (нож),

o     leaf (лист дерева),

o     life (жизнь),

o     loaf (буханка, каравай),

o     self (сам, себя),

o     sheaf (сноп, вязанка),

o     shelf (полка),

o     thief (вор),

o     wife (жена),

o     wolf (волк).

Example: life - lives, wife - wives, wolf - wolves etc.

Ряд существительных не имеет формы единственного числа и употребляется только во множественном (глагол, следующий за такими существительными, должен иметь форму множественного числа): tidings - известия, thanks – благодарность.

Только во множественном числе употребляется существительное police

Теперь о некоторых приемах обучения образованию множественного числа в младшей школе.

«Том хочет, чтобы я рассказала вам одну историю про мальчика Петю. Но учтите, Пете надо помочь. Почему-то над ним все смеются. Он говорит: «У меня много машинА и две лодкА. А в зоопарке я видел, как плавают уткА и прыгают белкА». Почему это неправильно? Как надо сказать? У меня много маши... (Дети: «Машин».) и две лод...(ки). А в зоопарке плавают ут...(ки) и прыгают бел...(ки). Оказывается, в словах есть секрет! В слове есть сигнал, где один предмет, а где много! Давайте проверим. Я буду называть слова, если получится много зверей — похлопайте в ладоши - много раз, вот так. А если получится кто-то один — хлопните один раз, вот так. Волки, собака, слон, утки и т. п.» (Порядок предъявления форм не должен быть механическим, его надо менять произвольно.)

«Итак, я расскажу мальчику Пете, что слово надо изменить, если надо показать, что чего-то много: слон — слоны, шкаф — шкафы, стол — столы. А вот Том мне говорит, что и в английском надо показывать, где один предмет, а где много». (Показываете картинку с одной кошкой - а cat, затем картинку, где несколько кошек – cats. Также и с другими словами).

Тренировка учащихся в употреблении единственного и множественного числа существительных, обозначающих продукты питания.

«Ребята, а как мы покормим наших животных? У нас всего одна морковка, одно яблоко. Как сделать из одной морковки несколько? Кто знает секрет? Как надо изменить слово?

«Правильно, нужно приклеить к слову хвостик».

«Давайте попробуем поколдовать и сделать много продуктов» (когда дети называют существительные во множественном числе, вы добавляете соответствующие продукты).

Т.: A carrot. (Показывает картинку)

Ch.: Carrots, etc.

(potatoes, apples, cakes, sausages)

«А теперь принесите то, что я вам скажу!»

(Дети по очереди подбегают к вашему столу и из картинок берут нужную. Этот фрагмент с вариантами можно включить и в последующие уроки.)

Т.: Sveta, come here! Take sweets and milk!

Sveta: Thank you! Etc.

Занятия английским языком связаны с сенсорным, физическим, интеллектуальным воспитанием младших школьников. На начальном этапе изучения грамматики английского языка должно происходить в игровой форме. В этом возрасте дети не воспринимают длительных объяснений учителя. Игры помогут сделать процесс усвоения материала интересным, увлекательным и запоминающимся.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

«Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе ».

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее по...

Активное вовлечение учащихся в деятельность при обучении грамматике английского языка в начальной школе

Активизация учебного процесса на уроках английского языка происходит за счет использование разнообразных методов обучения, которые активизируют деятельность учащихся, развивают их мышление, социальную...

Активизация деятельности учащихся при обучении грамматике английского языка в начальной школе

Обучение детей английскому языку на ранней этапе  обучения  является надежной базой для изучения английского языка на последующих ступенях обучения, т. к.  формирует  коммуникативн...

Обучение грамматике английского языка в начальной школе

В настоящее время одной из главных проблем современной школы является падение интереса учащихся к учебе.В данной статье представлена методика,которая поможет учителю развить интерес ученика в изучении...

Статья Обучение грамматике английского языка в начальной школе.

Человек является обладателем самого ценного сокровища, которое с древних времен считалось самым богатым наследием всех живущих на земле народов. В современном мире, начиная со 2 класса, во всех общеоб...

Игровая технология обучения грамматике английского языка в начальной школе

Современный урок английского языка в начальной школе – это урок на котором ученики самостоятельно получают новые знания через организованную учителем образовательную деятельность. Организовать о...