«Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС»
статья по английскому языку на тему

Использование коммуникативных методов при обучении иностранному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Академия  Социального Управления»

Проект на тему:

«Использование коммуникативных технологий на уроках

 иностранного языка в условиях реализации ФГОС»

Выполнила: Леванова Людмила Васильевна

учитель английского языка

МОУ «гимназии « Дмитров»»

                                                  Проверила:  Бурлакова Ирина Ивановна

                                                                      к.п.н., доцент кафедры филологии

Дмитров  2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава I. Теоретическая часть

  1. Сущность коммуникативного метода обучения ИЯ…………………....3
  2. Принципы коммуникативного метода обучения………………………..4

Глава II. Практическая часть

         2.1 Коммуникативные технологии  на уроках  иностранного языка в условиях реализации ФГОС…………………………………………………….. ..6

         2.2  Обобщение своего педагогического опыта по  использованию       коммуникативных методов  обучения английскому  языку на начальном и среднем этапах обучения…………………………………………………… …….9

 III. Заключение…………………………………………………………………….13

IV. Список литературы…………………………………………………………….14

    Приложение 1(творческие работы)

    Приложение 2 (примеры ролевых игр)

    Приложение 3(разработка урока)

Введение

Совершенствование системы современного российского образования влечёт за собой изменение подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, что, в свою очередь, вызывает необходимость поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие  обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование. Обязательным требованием ФГОС является сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.  Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход , ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий.

Актуальность данной работы  состоит в  необходимости  использования  коммуникативных  технологий, как инструмента повышения мотивации к обучению и результативности обучения, развития  творческих способностей  обучающихся  на уроках английского языка. 

Цель работы: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках английского языка как формирование иноязычной коммуникативной компетенции   в условиях введения ФГОС нового поколения.

Объект исследования: использование коммуникативных  методов при  обучении  иностранному языку.  

Предмет  исследования: коммуникативные технологии в обучении иностранному языку.  

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретическую и методическую литературу по данной тематике;
  2. Определить сущность, принципы  и задачи коммуникативного метода обучения;
  3. Рассмотреть формы и способы  применения  коммуникативных технологий  на уроках английского языка;
  4. Обобщить свой педагогический  опыт по использованию коммуникативных методов  обучения английскому  языку на начальном и среднем этапах обучения.

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Сущность коммуникативного метода обучения

Эффективные приёмы, разработанные на основе технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов), способствуют реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, а также  их уровня обученности. Базовые принципы коммуникативного метода обучения соответствуют положениям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС НОО поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей (И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев). Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

- каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

- самовыражение личности становится важнее демонстрации знаний;

- поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;

- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики за ошибки;

- отношения строятся на безоценочности, некритичности и «эмпатийности» (сопереживании и понимании переживаний других).

Коммуникативный метод в качестве конечной цели обучения предполагает формирование коммуникативной компетенции, которая складывается из лингвистической, речевой, предметной, социокультурной, учебной и компенсаторной компетенций.  Главным для коммуникативно-ориентированного метода является обучение через учебную коммуникативную деятельность, приближенную к реальной, учет индивидуальных особенностей учащихся, создание реальных ситуаций общения путем постановки речемыслительных задач.

1.2.  Принципы и задачи  коммуникативного метода обучения

Принципами построения содержания технологии коммуникативного  обучения являются:

- Речевая направленность, обучение через общение.

- Функциональность: взаимосвязь лексической, грамматической и фонетической сторон  речевой деятельности. Как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: ученик выполняет какую-либо речевую задачу – подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чём-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.

- Ситуативность, ролевая организация учебного процесса при максимальной мотивированности учебных ситуаций. Принципиально важными являются отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Чтобы усвоить язык, нужно изучать окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у обучающихся только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

- Новизна, проявляющаяся в различных компонентах урока: речевых ситуациях, используемом материале, организации урока и разнообразии приёмов  работы.

- Личностная ориентация общения, заключающаяся в изначальном различии людей между собой в умении осуществлять учебную и речевую деятельность, в наличии определённого опыта, контексте деятельности, наборе определённых чувств и эмоций. Учёт всех этих личностных характеристик позволяет создать условия общения: положительную эмоциональную насыщенность, коммуникативную мотивацию, целенаправленность говорения и т.д.

- Коллективное взаимодействие – такой способ организации процесса, при котором обучающиеся активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных; самореализация личности в группе.

- Моделирование, заключающееся в отборе некоторого объёма знаний, необходимого для представления культуры страны и системы языка в концентрированном, модельном виде. Содержательную сторону языка в этом случае составляют проблемы, а не темы.

Главная идея новой образовательной парадигмы состоит в том, что обучающиеся получают знания не в готовом виде, а добывают их самостоятельно в процессе исследовательской деятельности.  Учебный процесс  в деятельностной модели обучения представляет собой:

а) взаимодействие;

б) решение коммуникативных (проблемных) задач.

Задачи коммуникативного общения:

  • создание коммуникативных ситуаций по теме урока;
  • контроль сформированности навыков самостоятельной работы;
  • развитие навыков подготовленного и неподготовленного говорения

(с текстовыми опорами и без опор) - монологической и диалогической речи;

  • развитие навыков парной и  групповой работы.

Организация работы обучающихся на уроке происходит с учётом нового содержания этапов урока: самостоятельного выдвижения цели предстоящей учебной деятельности обучающимися, планирования своих действий для достижения поставленной цели, осуществления деятельности, рефлексии полученных результатов.

Глава II. Практическая часть

2.1 Коммуникативные технологии на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Обучение иностранному языку как практическому средству межкультурной коммуникации требует широкого внедрения прогрессивных технологий, позволяющих изменить парадигму иноязычного образования путём вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на изучаемом языке.
Формы и технологии, используемые для обучения английскому языку, реализуют компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые в свою очередь, способствуют формированию и развитию поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур.

Метод проектов. Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является метод проектов, когда ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению языка, потребность в самообразовании. Применение метода проектов в современной школе является  одним  из самых мощных стимулов мотивации изучения иностранных языков, самый творческий вид деятельности, так как в работу над проектом вовлечены все обучающиеся, независимо от способностей и уровня языковой подготовки. Используются разнообразные типы проектов: творческие, информационные, практико-ориентированные и др. 
Интерактивные технологии. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. 

Интерактивные технологии предполагают:

  • Диалоговое общение
  • Приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения
  • Развитие критического мышления
  • Развитие умения решать проблемы
  • Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия
  • Формирование личностных качеств учащихся

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, развивает общие учебные умения и навыки, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде.

Информационные технологии. Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

Специфика ИКТ включает в себя:

  • Интерактивность – возможность диалога с обратной связью и оценкой;
  • Независимость - равные возможности при обучении, т.к. ИКТ доступны всем учащимся в школе бесплатно;
  • Адаптивность – возможность приспособиться к уровню каждого учащегося (темп, материал, мотивация, методы, предпочтения);
  • Аутентичность – ИКТ дают возможность для более аутентичных видов деятельности: восприятие речи на слух и зрительное восприятие культуры.

Технология проблемного обучения  на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД,  стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.

2.2  Обобщение своего педагогического опыта по  использованию     коммуникативных методов  обучения английскому  языку на начальном и среднем этапах обучения

Вот  уже на протяжении нескольких лет я работаю над темой  «Организация речевого общения на уроках английского языка», так как считаю, что атмосфера общения является ведущей чертой современного урока иностранного языка.

Мой девиз - научить детей не только говорить, но и общаться!

Зажечь искорку интереса в глазах ребенка, сделать учение посильным и радостным - непростая задача для каждого педагога. Чтобы заинтересовать ребят с самых первых уроков, овладеть их вниманием, я использую на своих уроках различные учебно-речевые ситуации, сюжеты с применением игровых моментов, участвуя в которых обучаемые развивают свои языковые способности, испытывают радость общения. Главное, что должен учитывать учитель при организации той или иной учебной ситуации, это то, что предложенные ситуации должны носить реальный жизненный характер. В таком случае обучение иностранному языку становится практичным и приближенным к естественным условиям речевого общения.

На начальном этапе обучения большое внимание уделяю формированию фонетических навыков, которые являются подготовительным этапом дальнейшего речевого общения. Так, например,  во 2-4ых классах, при  постановке произношения звуков во фразах приветствия, знакомства я рассказываю ребятам сказку про «Волшебное эхо», которое заблудилось в лесу, или  про «Веселого английского язычка», который решил пригласить к себе в гости друзей. На последующих уроках ребята продолжают слушать сказки других персонажей, отрабатывая новые звуки и разучивая новые фразы, которые могут использоваться в стихах, рифмовках, песнях, а также для развития диалогической речи.  Таким образом, из урока в урок одна фраза дополняет другую, строится диалог, возникает общение на уроке. Учитывая психологические и возрастные особенности обучаемых  данного возраста,  на каждом  уроке я  провожу физкультминутку, включая элементы игры на внимание, оснащаю свои уроки  яркими запоминающимися картинками.

В процессе организации речевого общения на уроке  я стараюсь обеспечить адекватную деятельность каждого обучаемого в течение всего урока, максимально увеличить время его говорения. Реализовать эту задачу мне  позволяет групповая форма работы, которую я  использую при работе над проектами, при проведении контроля домашнего чтения, при завершении работы над той или иной темы. В каждом классе  я  создаю 2-3 группы, команды или экипажи по 4-5 человек. Подбираю эти группы в зависимости от уровня обученности, интересов ребят, от их умения выполнять соответствующее задание, их эмоциональности, работоспособности. Каждой команде или экипажу предлагаются задания, например  в 5-7 кл. при  проведении контроля   домашнего чтения я предлагаю одной команде нарисовать героев из прочитанных текстов, а другой команде описать их.

При активизации изученного лексического материала в речевой практике я  предлагаю группам составить рассказ по картинкам или по предложенным ситуациям, например по ситуации «Мы – дизайнеры»  предлагается  спроектировать  и  описать дом и комнаты любимого персонажа. Задача  участников групп убедить слушателей, что только в таком доме может жить выбранный ими персонаж. Побеждает та группа, аргументы которой были более убедительными. Таким образом, групповое общение происходит в процессе совместной деятельности  обучаемых, помогает решать поставленные учебно-познавательные задачи, развивает творческие и речевые способности, учит понимать друг друга, способствует росту мотивации к учению, воспитывает чувство ответственности.

Чтобы интерес ребят к изучению иностранного языка был постоянным и устойчивым, я провожу нетрадиционные уроки:  урок - проект, урок-путешествие, урок - КВН, урок-конкурс, урок – защиты проектов, урок - концерт, урок-сказку, урок-фантазии.

Уроки-фантазии я провожу  при работе над стихотворениями, данными в учебнике на начальном и среднем этапе обучения. Их особенность заключается в том, что ребята на основе их  перевода сочиняют свои стихи на родном языке по смыслу адекватные английским стихотворениям (см. Приложение 1). Такой вид работы развивает языковую догадку, мышление, воображение, творческий подход к выполнению заданий. А иногда ребята сочиняют стихи и на английском языке. Часто использую на уроках английские пословицы. Иногда ребята готовят рассказы по той или иной пословице, раскрывая ее содержание, приводят жизненные примеры или из своего опыта.

Одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению  школьников является ролевая игра, которая является игровой и учебной деятельностью одновременно. Ведь игра-это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности, который требует  от ребенка произвольного внимания, эмоциональной сдержанности. Я убедилась, что игра - это мощный стимул к овладению языком, так как игра - это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.  На моих уроках ребята с увлечением играют в такие игры как: «В магазине», «В гостях у Карлсона», «День рождения Алисы», «В цирке», «Поле чудес», «Умники и умницы» и другие игры (см. Приложение 2), которые  способствуют формированию умений и  навыков говорения и общения. В своей работе я использую также фонетические игры для отработки произносительных навыков, орфографические игры для отработки спеллинга. В играх учу ребят, как начать беседу, поддержать ее, согласиться с мнением собеседника или опровергнуть его, задать уточняющий вопрос и т.д,  то есть всем тем умениям и навыкам, которые составляют коммуникативную компетенцию.

Очень большое внимание на  своих уроках я  уделяю парной форме работы, которая очень уместна при обучении диалогической речи. Ребята с удовольствием  вступают в диалог с учителем, общаются друг с другом уже с самых первых уроков, а так же с увлечением принимают участие в соревнованиях, которые служат как бы подготовительным этапом диалогической речи. Я использую такой вид работы при обучении аудированию для контроля понимания, а затем  использую ролевую игру для диалогического общения. Часто при такой работе применяю различные опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога.

Очень большую роль в организации речевого общения  я отвожу                                                                                                      всевозможным опорам, именно они признаны облегчить обучаемым процесс овладения иностранным языком, снять различного рода трудности, сконцентрировать внимание на новом материале, сформировать прочные  навыки и умения.  В своей практике я  широко применяю лексические перфокарты, иллюстративные опоры, логико-семантические схемы, планы высказываний, слова-раскладушки по разным темам, опорные слова и выражения. Применение таких опор помогает мне достичь главной цели в обучении речевого общения - развить качество самостоятельности обучаемых, а так же способность говорящего высказаться свободно как в плане содержания, так и в плане выражения.

В своей работе я  использую технологию сотрудничества, т. к считаю, что современный урок  ИЯ должен стать уроком творческой дружбы учителя и обучающегося. Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

  • доброжелательная обстановка на уроке;
  • положительный эмоциональный климат;
  • доверительные отношения между учителем и обучающимися, а также между самими ребятами.

 Большое внимание уделяю внеклассной работе, которая способствует развитию творческих, коммуникативных способностей обучающихся.

  Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких уроков-праздников, как День Святого Валентина, Рождество или День Всех Святых, требуется детальная проработка соответствующих тем.

Популярны такие английские праздники, как “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’s Day”. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

Заключение

 И в заключении мне хочется  отметить, чем шире используются  педагогом разнообразные приемы и технологии ,  тем лучше ученики усваивают материал, ведь еще К.Д.Ушинский сказал, что "ребенок устает не от деятельности, а от односторонности и однообразия".

На основе изученной литературы и обобщения своего педагогического опыта

мне хочется сделать следующие выводы:

  1. Ключевые компетенции определяют современное образование;
  2. Использование коммуникативных технологий  на уроках ИЯ способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетентности в условиях реализации ФГОС;
  3. Применение коммуникативных методов на уроках ИЯ  повышают мотивацию  и результативность обучения, развивают творческие способности обучающихся, способствуют формированию и развитию поликультурной языковой личности.

Список литературы

  1. Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению  / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991.
  2. Г.А. Китайгородская. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1988. - №6
  3.  Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2000. №2, с.3.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  6. Закон об образовании РФ -[Электронный ресурс]. http://www.mon.gov.ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологий WEB 2.0 на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС»

Статья об использовнии технологий Ве 2.0 на уроках иностранного языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны ...

"Использование облачных технологий на уроках информатики в условиях реализации ФГОС"

В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в образовательный процес...

Методический семинар" Использование информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС"

Рассмотрены вопросы использования  информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

Использование кейс-технологии для продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Главной задачей учителя является мотивирование обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализ...

Использование ИКТ на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС ООО

В настоящее время технологический прогресс не стоит на месте, а образовательная система стремится следовать за ним. С введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общег...