О повышении мотивации слабоуспевающих и неуспевающих учащихся на примере английского языка
статья по английскому языку на тему
О повышении мотивации слабоуспевающих и неуспевающих учащихся на примере английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
О повышении мотивации слабоуспевающих и неуспевающих учащихся на примере английского языка
Чтобы найти средство преодоления неуспеваемости, надо знать порождающие ее причины. По мнению известных психологов Ю.К. Бабанского и В.С. Цетлина, существует две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам следует отнести социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, а также несовершенство организации учебного процесса на местах. Это проявляется в неинтересных уроках, отсутствии индивидуального подхода, перегрузке учащихся, несформированности универсальных учебных действий. В результате учащиеся неспособны самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда. В результате они бездумно зазубривают текст; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило; списывают; отвечают по подсказкам товарищей; пытаются угадать правильный ответ. К числу главных внутренних причин следует прежде всего отнести дефекты здоровья школьников. Каждый четвёртый ребёнок имеет проблемы со здоровьем. Это необходимо учитывать при организации рабочего процесса, ведь человек, имеющий проблемы со здоровьем, не сможет выдержать колоссальные учебные нагрузки. В числе внутренних причин следует также назвать низкое развитие интеллекта, что связано с низким культурным уровнем семьи. Одной из главных внутренних причин является отсутствие мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает её общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности, отсутствует стремление в получении хороших оценок, его устраивают и неудовлетворительные. Еще одной внутренней причиной является проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. К.Ушинский писал: “Учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не всё в учении интересно, и придётся многое взять силой воли”. И, наконец, специфической внутренней причиной низкой мотивации в изучении иностранных языков является слабое знание родного языка.
Чтобы преодолеть проблемы в обучении отстающих и слабоуспевающих учеников, надо развивать у них память, внимание и мышление.
Как же практически можно помочь слабоуспевающему ученику?
- Для закрепления учитель должен выделить больше времени.
- Учитель должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
- Повысить работоспособность: проветривать кабинет, проводить физкультминутки,
- Применять разнообразные виды работ: создавать проблемные ситуации, организовывать сотрудничество учащихся на уроке, выстраивать позитивные отношения с группой.
Пример конкретных упражнений:
Задание “Пересказ по цепочке”. Ученики читают текст, закрывают учебник, а затем каждый говорит по одной фразе из текста. Итак, до его конца.
Задание “Самое главное”. Учащиеся читают текст. После этого им предлагается охарактеризовать тему учебного материала одним словом, потом одной фразой, а после найти в тексте главную идею, без которой он был бы лишён смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и идеи. Выбираются самые точные и лучшие ответы.
- При опросе слабоуспевающим школьникам следует разрешать пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться ключевыми словами.
- Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- Использовать на уроке наглядность, средства невербального общения (рисунки, таблицы, слайды).
- Использовать принцип многократного обращения к изучаемому материалу.
- Подробно объяснять в классе выполнение домашних заданий.
- При развитии навыков говорения акцент делать на диалогическую речь, групповую и парную работу.
- Включать в свою работу внеклассную работу, постановку спектаклей на английском языке, куда вовлекать слабоуспевающих, неуверенных в себе детей, чтобы раскрыть их творческий потенциал и внушить мысль, что они могут общаться на языке не хуже других.
- Повышать мотивацию в изучении иностранного языка, организуя нестандартные уроки, олимпиады, фестивали, конкурсы, викторины, ролевые игры, проекты, интерактивные технологии.
- Работать в тесном контакте с членами семьи учащихся, причем никогда не жаловаться на плохую успеваемость, а вместе с родителями искать способы поправить ситуацию и не навредить ребенку.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Большое значение имеет фактор успеха. При организации обучения важно создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает их интерес к предмету. Учителю важно всегда найти возможность создать такую ситуацию, предложить такое задание, чтобы и ученик с низким уровнем активности имел возможность отличиться; важно похвалой отметить даже самое незначительное продвижение вперёд. Если слабоуспевающий ученик проявил старание при выполнении домашнего задания, то даже при наличии значительных погрешностей учитель должен не упустить возможность для похвалы. Аплодисменты группы в такой ситуации будут хорошей поддержкой и стимулом для дальнейших усилий.
Следует отметить, что в основе обучения лежит принцип личностного общения. Он предполагает, что главной формой учебной деятельности является не слушание, чтение, а живое и активное общение преподавателя с учащимися и учащихся между собой. В общении преподаватель передаёт им информацию, в общении между собой и преподавателем учащиеся усваивают её. Роль преподавателя в любом обучении огромна и в том числе в работе с неуспевающими детьми. Доброжелательное отношение к ученику как к личности имеет прямое отношение к результатам обучения.
Библиографический список
- Ш.А. Амонашвили. Единство цели. - М., 1987, Просвещение - стр.91.
- Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. Теория и практика обучения иностранным языкам - М., Айрис-Пресс. 2004 – стр.63.
- Г.А. Китайгородская. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. – МГУ. 1986. - стр.30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка
В данной работе представлены способы повышения интереса к изучению английского языка у слабоуспевающих учащихся через различные виды деятельности. В этой статье рассмотрены наиболее эффектив...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка
В данной работе представлены способы повышения интереса к изучению английского языка у слабоуспевающих учащихся через различные виды деятельности. В этой статье рассмотрены наиболее эффектив...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка
В данной работе представлены способы повышения интереса к изучению английского языка у слабоуспевающих учащихся через различные виды деятельности. В этой статье рассмотрены наиболее эф...
Международные Кембриджские тесты- средство повышения мотивации во внеклассной деятельности и на уроках английского языка.
В наши дни, трудно не согласиться, что обучение английскому языку является одним из важнейших навыков, способным помочь детям реализоваться в более поздний период. При этом очень важно, чтобы он...
Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"
Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"...
Знакомство и использование интерактивного сервиса Kahoot как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся на уроках английского языка.
Один из примеров использования новых информационных технологии - платформа Kahoot, применение которой помогает использовать электронные ресурсы для диагностики знаний учащихся на уроках...