Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание личности"
статья (11 класс) по теме
В докладе описывается работа над духовно-нравственным воспитанием личности на уроках английского языка, а также во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnvpechat.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Красникова Н.Б.
Духовно-нравственное воспитание личности.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.
«Учителя обладают такой властью, о которой
премьер-министр может только мечтать».
Уинстон Черчилль
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.
Духовность - качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
Духовность - это доброта, любовь, чуткость и гуманность.
Иностранный язык:
- осуществляет коммуникацию между людьми, представляющими разные страны и народы;
- формирует нравственный облик ребенка, затрагивая нравственные проблемы;
- позволяет формировать навыки критического мышления;
- дает возможность соотнести свои взгляды с нормами общественной морали;
- воспитывает позитивное отношение к диалогу культур.
Перед нами встаёт вопрос: «Как учить английскому языку с учётом воспитательного компонента?»
Ответ: необходимо формировать ключевые коммуникативные компетенции как средство развития духовно-нравственного потенциала личности в контексте «вечных ценностей»
На занятиях мы обсуждаем следующие темы:
- Толерантность.
- Проблемы современной семьи.
- Благотворительность.
- Будущее цивилизации.
- Экологические проблемы.
- Материализм и национальная культура.
- Роль президентов в жизни страны и др.
Нравственному воспитанию студентов способствуют коллективные формы взаимодействия: парная, групповая работа, ролевая игра.
Парная и групповая работа позволяют:
- Взаимодействовать друг с другом
- Обсуждать проблемы со всех возможных точек зрения
- Предоставляют возможность выбора
- Вызывают необходимость принятия решения
Ролевая игра как форма коллективного взаимодействия способствует нравственному воспитанию студентов:
- Каждый ученик несет индивидуальную ответственность за принятое решение.
- Предоставляется возможность анализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения.
- Нравственная направленность оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения.
Театральные постановки, изучение и исполнение песен, стихов на английском языке - сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать программный лексико-грамматический материал. Студенты быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию студентов, приобщению их к культуре страны изучаемого языка. При подготовке к открытому уроку на тему «Книги в нашей жизни. Мой любимый писатель» студенты инсценировали отрывок из романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», видеозапись этой инсценировки используется при изучении данной темы в других группах.
Тематика занятий по английскому языку даёт большие возможности для духовно-нравственного воспитания студентов:
- Моя семья. Семейные отношения.
- Здоровый образ жизни. Вредные привычки.
- Книги в нашей жизни.
- Роль средств массовой информации.
- Человек и природа. Экологические проблемы.
- Россия и её национальные символы.
- Переговоры, разрешение конфликтных ситуаций.
- Отношения внутри коллектива.
- Этикет и дресс-код.
- Телефонные переговоры.
- Деловой обед.
- Искусство и культура и др.
Внеурочная деятельность также способствует духовно-нравственному воспитанию студентов. Ежегодно проводятся недели иностранного языка, а с 2014 года английского и немецкого языков отдельно. Раз в 5 лет, в юбилейный год она всегда посвящается Великой победе над фашизмом. В 2009-2010 учебном году. проводилась неделя на тему «65 лет Великой Победе над фашизмом», в 2010-2011 – «Наш дом - Россия», 2013-2014 – «Литературная Британия». В прошлом году в рамках недели на тему: «70летие Великой победы над фашизмом » была выпущена стенгазета «Союзные войска в ВОВ», проведено открытое внеклассное мероприятие на тему «Победа союзных войск в ВОВ. Крах фашистской Германии» в форме международного телемоста. С 2014 года ежегодно мы проводим олимпиады по английскому языку среди студентов нашего техникума. Студентам очень нравятся дни иностранного кино, проводимые в рамках недели.
Каждый месяц при кабинете английского языка проводятся внеклассные мероприятия: круглые столы, беседы, конкурсы сочинений, стихов, кроссвордов, рефератов, проектов, выпуск стенгазет, просмотры учебных фильмов, праздники и т.д. В этом году в сентябре был проведён конкурс сочинений «О себе», в октябре – Выставка творческих работ на тему «Halloween», в ноябре круглый стол на тему «Великие учёные России. М.В. Ломоносов», в декабре планируется беседа на тему «Новый год и Рождество в разных странах», в январе викторина «Что вы знаете о Великобритании?», в феврале выпуск стенгазеты тему «День Святого Валентина» и т.д.
При кабинете английского языка работает поисково-творческая школа «Первые шаги в науку», результатом которой является ежегодное участие студентов в конференции «Ступени роста». С 2009 по 2011год студенты работали над темой «Выдающиеся писатели Англии», в 2013-2014 учебном году– «Использование традиционных форм обращения в английском языке», с этой работой студенты Щенников В. и Громов А. принимали участие в V Всероссийской научно-практической конференции «Галактика знаний», а также в конкурсе исследовательских работ, который проводился интернет-изданием «Профобразование», в 2014-15 - исследовательский проект на тему«Заимствования в английском языке»
В проектном исследовании учитель выступает в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствуют нравственно-эстетическому воспитанию студентов.
Все участники проектов - и педагог, и студенты работают с интересом, творчески, инициативно и неформально. Студенты с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу. Студенты, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм, чувство товарищества.
Я думаю, что участие в конкурсах и олимпиадах всероссийского и международного уровня создаёт условия для воспитания чувства ответственности, гордости за своё учебное заведения, приобщает студентов к активному участию в жизни техникума. Я курировала шесть участников всероссийских олимпиад и международного конкурса, из них четверо заняли призовые места.
Студенты группы 12-03ИС Богданов А. и Юртова Н. получили дипломы 1 и 2 степени в международном конкурсе «Молодёжное движение» в январе 2015 года.
Студент гр. 13-04ИС Савин Д. принял участие во Всероссийской олимпиаде по английскому языку для студентов ОО СПО в декабре 2014.
Студент этой же группы Любимцев А. получил диплом 2 степени во Всероссийской олимпиаде по английскому языку «Вот задачка» в апреле2015 г., а Разживин Д. занял 2 место в олимпиаде «Вот задачка» 25ноября 2015 года.
Английский язык как учебная дисциплина может быть действенным фактором приобщения студентов к духовным ценностям, т.к. даёт большие возможности для формирования у студентов таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры, что способствует объединению, сближению и доброму отношению к людям, живущим на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Эстетическое воспитание и его влияние на развитие личности ребёнка».
Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного....
Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание личности средствами предметов естественно-математического цикла в условиях новой модели образования».
Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального зака...
"Роль семьи в воспитании личности ребёнка" доклад на родительском собрании
quot;Роль семьи в воспитании личности ребёнка" доклад на родительском собрании...
Воспитание личности юных шахматистов младшего школьного возраста в тренировочном процессе. Доклад.
В данной публикации представлен доклад "Воспитание личности юных шахматистов младшего школьного возраста в тренировочном процессе"....
Презентация доклада «Воспитание личности юных шахматистов младшего школьного возраста в тренировочном процессе» на Международной научно-практической конференции, посвященный Рудиковским чтениям.
В данной публикации представлена презентация доклада «Воспитание личности юных шахматистов младшего школьного возраста в тренировочном процессе» на Международной научно-практичес...
Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»
Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...
выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших пр...