Формирование педагогами культуры выбора и переработки детьми и подростками получаемой ими внешней информации с целью развития гармоничной личности.
материал по английскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Формирование педагогами культуры выбора и переработки детьми и подростками получаемой ими внешней информации с целью развития гармоничной личности.
Дудина С.В.
МОУ средняя школа №12
г.о. Жуковский 2014
Традиционная система передачи знаний учащимся не может удовлетворить информационные потребности личности. Поэтому современная школа в последние годы стала ориентироваться все в большей мере на самостоятельно и критически мыслящего ученика, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Все более типичными атрибутами не только профессиональной, но и домашней сферы, становится персональный компьютер и Интернет.
В последнее время при осуществлении Федеральных проектов и программ школы нашей страны оснастились компьютерной и оргтехникой, практически во все школы страны проведен Интернет. Таким образом, увеличивается количество источников получения информации. Из-за появления нетрадиционных источников информации и внедрения их в образовательную среду, необходимо учить пользователей работать с информацией такого вида. И тут возникают противоречия между:
- информационной стадией развития цивилизации и недостаточной информационной культурой участников образовательного процесса;
- потребностями общества в инициативных, творчески мыслящих, быстро перестраивающихся кадрах и репродуктивным характером образования;
- системным характером образовательного процесса и недостаточно организованным внедрением информационно-коммуникационных технологий в практику школы.
Одной из целей развития образования должно быть гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни. Все это в современном обществе невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией с применением компьютерной техники.
Отмеченные противоречия позволяют сформулировать проблемы вышесказанного:
- необходимость создания единой информационной образовательной среды на базе конкретной школы;
- развитие информационной культуры участников образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий.
Проблема развития информационной культуры пользователей является сегодня одной из важнейших в образовании. Низкий уровень информационной культуры учащихся затрудняет их адаптацию и социализацию, препятствует профессиональной ориентации и становлению как полноправных членов общества. Низкий уровень информационной культуры педагогов влечет репродуктивный характер образования.
Главной целью образования становится – развитие информационной культуры учащихся, т.е. подготовить их к жизни в профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Для достижения цели необходимо решение ряда образовательных задач:
- Овладение представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащих в фундаменте современной картины мира, об единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы, о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе.
- Развитие алгоритмического и эвристического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.
- Овладение представлениями об обучении и самообучении как особых видах информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в том числе и других предметах, нежели информатика.
- Создание мотивации к правильному социальному поведению в глобальной информационной среде на основе соответствующих норм.
- Подготовка к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий.
Информационную культуру необходимо понимать как уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, но и так же как качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены.
Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека, что приводит, в общем, к информационному обществу.
Для развития информационной культуры в школе может быть организован научно-информационный центр (НИЦ).
Занятия в НИЦ служат:
- формированию, у учащихся, современной информационной картины мира;
- формированию информационной культуры учащихся школы;
- формированию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе,
- формированию знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники;
- формированию творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;
- воспитанию подрастающего поколения, направленному на формирование у обучаемых, гражданственности, нравственности и высокой морали. НИЦ совмещает в себе кабинет информатики, библиотечные фонды в виде справочной, энциклопедической, научно-популярной и художественной литературы, и предназначен так же для проведения урочных и внеклассных занятий по различным предметам с использованием современных технических средств.
Основными направлениями работы по развитию у школьников информационной культуры являются:
- Создание единого информационного и образовательного пространства.
- Преподавание “Информатики и ИКТ”.
- Обучение по различным предметам с использованием средств ИКТ.
- Организация внеклассной деятельности с применением средств ИКТ.
- Воспитательная работа, школьное самоуправление, взаимодействие с обществом и т.д. при помощи ИКТ.
- Обучение педагогических кадров в рамках информатизации школы.
Организация внеклассной работы по развитию информационной культуры учащихся, освоение ИКТ в рамках их использования в образовательных областях, вне классно-урочной деятельности осуществляется в ходе:
- поиска информации в Интернете и других источниках ;
- фиксации (записи) информации об окружающем мире;
- формирования собственных информационных массивов и гиперструктур, включающее написание текстов и создание других информационных объектов;
- подготовка выступления и само выступление с использованием презентационных инструментов;
- получение по телекоммуникационным каналам необходимой информации об учебном процессе, размещаемой учителем (конспекты, домашние задания, Интернет ссылки, тренировочные контрольные работы и т. д.) ;
- самостоятельное построение и исследование математических моделей (например, решение задач по физике), прежде всего в виртуальных конструкторах.
Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. На мой взгляд, она является основным критерием отбора, анализа и оценки информации при решении конкретной задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.
Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...
Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».
Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».Посвящен формированию основ толерантного с...
Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»
Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...
Семейный ноосферный лагерь как средство развития гармоничной личности.
В данной статье описывается опыт проведения семейного лагеря ноосферного развития "Радуга" на тему "Оживи сказку в себе". Полевой палаточный лагерь проводился с 16 по 23 июля 2016 г в Северском районе...
Тема выступления» «Духовно-нравственное воспитание как основа развития гармоничной личности»
Тема духовно-нравственного воспитания подростающего поколения - одно из ведущих направлений ФГОС....
Семинар "Создание ситуации успеха как средства развития гармоничной личности обучающихся и повышения их социализации в обществе"
Данный семинар обощает теоретический материал, накопленый педагогами школы, по созданию ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности за 4 года...