Формирование УУД в начальной школе
учебно-методический материал по английскому языку на тему
На современных уроках английского языка идет формирование 4-х видов УУД: личностные, регулятивные,познавательные, коммуникативные. Рассмотрим виды и пути формирования УУД на конец 4 класса (3-й год обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_v_nachalnoy_shkole.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия на уроках английского языка в начальной школе
Гервальд А.А.
Учитель английского языка МБОУ «школа№32»
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. ФГОС представляет собой принципиально новый документ, который разработан на основе глубокого ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.
Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Еще раз давайте определимся,что такое УУД:
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Здесь мы можем сказать, что речь идет о реализации системно-деятельностного подхода на уроках, который мы все активно реализуем на уроках. При этом ребенок не просто получает знания от учителя, а учится добывать их сам. Он сам планирует, оценивает свою работу, взаимодействует с другими детьми. В условиях такого подхода каждое упражнение можно трансформировать так, что при выполнении упражнения у ребенка будут формироваться универсальные учебные действия (УУД), причем не просто какой-то один вид УУД, а целый комплекс.
Ну и прежде чем мы перейдем к системе упражнений, давайте поговорим о классификации УУД:
В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.
Рассмотрим на примере УМК «Enjoy English» для начальной школы под редакцией М.З.Биболетовой и др., какие задания и упражнения могут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с данной классификацией, предложенной А.Г. Асмоловым.
Личностные универсальные учебные действия В возрасте 7–10 лет ученики проявляют активное желание учиться, так как их реальная жизнь совпадает с ведущим видом деятельности. Ученики начальной школы постепенно расстаются со «сказочным» мифологическим мышлением, т.е. осознают, что в жизни (в отличие от сказки) нет однозначно плохих и хороших людей.Любой человек может совершить тот или иной поступок, который могут по-разному оценить другие люди. В каждой конкретной ситуации надо уметь самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки. Выбор этот не всегда простой, и в этом возрасте на многие вопросы ученик ещё не готов дать самостоятельный ответ, но он узнает об этих вопросах (гражданских, мировоззренческих и т.д.). Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. | ||||
Виды действий | Задания и упражнения | |||
Действия в личностном самоопределении | Описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников | |||
Действия смыслообразования | Объяснить, для чего я изучаю английский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке | |||
Действия нравственно-этического оценивания материала | Заполнить языковой портфель (портфолио) | |||
Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель-«режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу), при этом дети используют эти умения на уроке. К концу начальной школы соответствующим возрасту становится использование проектной деятельности, как в учёбе, так и вне учёбы. Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае является консультантом. К концу начальной школы ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения. | ||||
Виды действий | Задания и упражнения | |||
Действия целеполагания | Определить цель урока с опорой на нагляд-ность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д. | |||
Действия планирования | Заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др. | |||
Действия прогнозирования | Предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы | |||
Действия контроля | Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале | |||
Действия коррекции | Выполнить работу над ошибками | |||
Действия оценки | Сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения | |||
Действия саморегуляции | Поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы | |||
Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1-2 классе, а в 3-4 ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу начальной школы становление абстрактного мышления позволяет начинать достройку картины мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук). Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: - общеучебные - логические -действия постановки и решения проблем На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи: -научить выделять основное в тексте; - научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки на схемы; Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга. Логическое УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но тем не менее на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры. Например: подлежащее- четырехугольник, смысловое сказуемое- чёрный треугольник, именное сказуемое- заштрихованный треугольник, определение- ромб, обстоятельство – овал ит.д. При помощи геометрических фигур формируется моделирование. Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике | ||||
Виды действий | Задания и упражнения | |||
Общеучебные действия | Самостоятельное выделение и фор-мулирование поз-навательной цели | «Как узнать по-английски, который час?», «Как сравнивать предметы на английском языке?» «Как писать адрес на международном конверте?» и т.д. | ||
Поиск и выделение необходимой информации | Выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти вторую форму глагола в грамматическом справочнике, найти в интернете информацию о праздновании праздников в Великобритании и т.д. | |||
Осознанное построение речевого высказывания | Самостоятельно описать любимого героя с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план | |||
Выбор языковых средств в соот-ветствии с ситуа-цией общения | Окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы, Выбрать правильное время глагола в соответствии со словами-спутниками | |||
Рефлексия дея-тельности по овла-дению английским языком | Обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д. | |||
Смысловое чтение | Прочитать (прослушать) текст и найти интересующую информацию, выделить главные факты, определить главную идею | |||
Создание алгорит-мов деятельности | Определить этапы выполнения творческой или проектной работы индивидуально либо в составе группы | |||
Логические действия | Анализ объектов с целью выделения признаков | Прослушать слова и определить правило образования множественного числа имен существительных | ||
Синтез – составление целого из частей | Составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов | |||
Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов | Выписать в разные столбики слова с открытым и закрытым слогом, прилагательные в сравнительной и превосходной степени и др. | |||
Самостоятельное выведение правил английской речи | Сформулировать правило на основании нескольких примеров его применения | |||
Установление причинно-след-ственных связей | Прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков | |||
Построение логической цепи суждений | Сказать, какое у меня любимое время года и почему | |||
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий. | ||||
Виды действий | Задания и упражнения | |||
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем | |||
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др. | |||
Управление поведением партнера | Контролировать партнера при составлении диалога; Проверить и оценить работу соседа | |||
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД в начальной школе
формирование универсальных учебных действий учащихся в начальной школе на уроках английского языка.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых эл...
Пути формирования УУД в начальной школе по английскому языку
Данная работа описывает способы и приемы формирования логических умений , а именно, умение анализировать тексты различных жанров в начальной школе....
Формирование УУД в начальной школе по английскому языку в условиях реализации ФГОС
Английский язык наряду с русским языком и литературным чтением входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию,...
Тема методического самообразования "Формирование УУД в начальной школе в соответствии с ФГОС-залог успешности обучения"
В данной статье излагается моя миссия как учителя английского языка,задачи,которые я реализую в своей педагогической деятельности.Далее подробно рассматривавается,на примере УМК "Английский в фокусе" ...
Презентация "Особенности формирования УУД в начальной школе. Результаты мониторинга"
Презентация к семинару для педагогов начальных классов по теме "Особенности формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Результаты мониторинга."...
Формирование УУД в начальной школе
Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления...
Формирование УУД в начальной школе в контексте проблемного обучения
Преимущество проблемного обучения заключается в том, что учащиеся не только усваивают необходимые знания, но и получают возможность для формирования и развития универсальных учебных действий, в первую...