Работа с познавательными текстами на основе деятельностного коммуникативного подхода
методическая разработка по английскому языку (10 класс) на тему

Цветкова Ольга Александровна

Как мотивировать личностно ориентированное общение в рамках учебного процесса при работе с текстовой информацией? Как совершить логический переход от непосредственного понимания текста к его проблемному обсуждению и проецированию проблемы на личность обучающегося? Предлагаю методику работы с познавательными текстами на основе деятельностного коммуникативного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_16_rabota_s_poznavatelnymi_tekstami.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ТЕКСТАМИ

УМК Кузовлева В.П. 10-й класс

Цикл 1. Тема: «Как географическое положение влияет на жизнь людей?»

В раздел по чтению включены три познавательных текста о США, Великобритании и России, знакомящие с образом жизни и чертами характера народов.

I этап.  Предваряющий,  дотекстовый.

  1. Создаем необходимый уровень мотивации. Формулируем коммуникативную цель урока.

Понимание различия и сходства между народами и их поведением является первым шагом к их сближению. Давайте обсудим особенности национального характера английского, американского и русского народа, и посмотрим, в чем мы похожи, а в чем отличаемся.

  1. Активизируем имеющиеся фоновые знания и опыт языкового, речевого и социокультурного характера.

Задание: Какие ассоциации вызывает у вас выражение «американская/британская нация»? Какие представления бытуют о русском народе среди иностранцев?

Учащиеся выражают свое мнение, рассуждают о понятии «стереотип».

  1. Вводим новые  языковые явления, для снятия трудностей при чтении текста, необходимые в речевом  отношении, используем задание опережающего характера.

Языковой материал: Способы образования прилагательных и существительных по теме «Характер».   Patient-patience. Работа с учебником – упр. 1 стр. 12-13.

Отрабатывается речевая структура: ответ на вопрос «What is typical of…?».

Учащиеся уточняют свои представления о характерных чертах народов.

II этап. Исполнительский. Текстовый.

  1. Продолжаем формирование соответствующих языковых и речевых умений по чтению (чтение с целью извлечения информации)
  2. Контролируем степень сформированности языковых навыков и речевых умений (степень понимания содержания)
  3. Развиваем умение интерпретации текста (Какие факты объясняют…?)
  4. Выражаем отношение по поводу прочитанного (Согласны ли с выводами  автора о своей стране? С чем не согласны? Как можно объяснить такую черту как «….»? Как географические условия определили наш национальный характер?)
  5. Делаем краткие опорные записи для будущего сочинения.

III этап. Коммуникативный. Послетекстовый.

  1. Используем тексты в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной форме.

(Выражаем отношение (согласие/несогласие) к выводам автора текста о своей стране. Какие географические и климатические условия определили наш национальный характер? Как можно объяснить такую черту как…? А что мы сами думаем о себе как о народе?)

  1. Развиваем различные когнитивные информационно-коммуникативные  умения, связанные с умением систематизировать и обобщать полученную информацию, интерпретировать (схемы, графики, карты), сжимать тексты, выделять суть, использовать информацию в проектной и исследовательской деятельности.                                                                              

Ситуация № 1.  Когда ты приезжаешь в другую страну, ты стараешься сравнить её  со своей собственной. Найдем общие черты между тремя народами.

Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируют, спорят, отстаивают точку зрения, приходят к общему выводу. Общие черты: дружелюбие, гостеприимство, сотрудничество, взаимопомощь, любовь к своей стране.

Ситуация № 2. Письменное домашнее задание. Как понимать этих загадочных русских? Напиши письмо-описание русского национального характера с тем, чтобы твой иностранный друг лучше понимал бы твою национальную самобытность.

IV этап.  Свободное общение.

На последующем уроке читаем и обсуждаем письма, корректируем ошибки, уточняем, совершенствуем форму, структуру и языковую сторону писем. Выражаем оценку, одобрение, сомнение, критику, делаем обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»

Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно ...

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....

Приёмы реализации личностно-деятельностного коммуникативного подхода в обучении английскому языку

В соответствии ФГОС вопросы обучения английскому языку в условиях группового и коллективного взаимодействия приобретают особое значение, так как коммуникативная компетентность выступает как инте...

Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".

Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...

Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...