Современный урок иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Портова Алевтина Васильевна

Как сделать уроки иностранного языка по-настоящему интересными? Почему не все занятия иностранным языком одинаково полезны? И что мешает детям использовать полученные знания по иностранному языку на практике? Оказывается, на все эти вопросы давно даны простые и понятные ответы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» п.г.т. Уренгой

«Современный урок

 иностранного языка»

Подготовила: Портова А.В.,

учитель английского языка

 

п.г.т. Уренгой, 2015 г.


Современный урок иностранного языка. Какой он?

Как сделать уроки иностранного языка по-настоящему интересными? Почему не все занятия иностранным языком одинаково полезны? И что мешает детям использовать полученные знания по иностранному языку на практике? Оказывается, на все эти вопросы давно даны простые и понятные ответы.

Каждый урок иностранного языка по-своему уникален. Уроки иностранного языка по своему содержанию могут быть самыми разными. Если один урок посвящен грамматике иностранного языка, то другой - его лексике, на одном отрабатываются навыки аудирования и чтения, на другом говорения и письма, на одном изучается новый материал, на другом повторяется старый. Это зависит от цели урока, которую ставит перед собой учитель и от данной учебной ситуации.

Однако есть некоторые законы, которым подчиняется любой урок, независимо от его цели и содержания.

Установлено, что учащиеся, которые заинтересованы в теме урока, активно вовлечены в обучение и получают удовольствие от происходящего, добиваются больших успехов и за более короткий период, чем те, которые учатся «из-под палки». Как провести урок английского языка, который был бы не только логически построен с точки зрения методики, но и интересен и познавателен для учащихся? Известный британский методист, Джереми Хармер считает, что есть три слагаемых успешного урока иностранного языка, и они звучат так:

Engage         Study      Activate

Первый элемент “Engage” можно перевести как «вовлекай; занимай, привлекай». Смысл этого элемента в том, что учащийся на уроке должен быть активно вовлечен в процесс и ему этот процесс должен нравиться.  Урок - это активное взаимодействие учителя и учащихся, а так же учащихся друг с другом.

Как поддержать  интерес учащихся в течение урока? Во-первых,  разнообразные упражнения, материалы и способы взаимодействия учащихся на уроке. Если все время делать одно и то же на уроках, учащиеся выключаются из процесса. Во-вторых, учителя планируют свои уроки, исходя из конкретных нужд учащихся. Даже в течение занятия учитель может скорректировать план, если видит необходимость для этого. Подобно тому, как мы прекратим движение по дороге, если видим, что ее завалило камнями, учитель постарается побыстрее свернуть тему, которая неожиданно оказалась неинтересной учащимся или остановиться подробнее на материале, требующем дополнительного закрепления.

Второй элемент “Study” «изучай, исследуй» говорит о том, что развлечения развлечениями, но на уроке английского языка должно быть место обучению. Неважно, какому материалу посвящен урок, но по его окончании учащиеся должны знать или уметь что-то, чего не знали или не умели до его начала.

Третий элемент “Activate” «активизируй» предполагает использование изученного материала в упражнениях, которые воссоздают реальные жизненные ситуации на иностранном языке. Просто понять грамматику и выучить лексику недостаточно для того, чтобы освоить иностранный язык. В конечном итоге всем хочется уметь его применить, причем применить не только то, что изучено здесь и сейчас, а весь материал, который изучен к настоящему моменту. На этой стадии учитель может провести анализ, насколько хорошо прогрессирует группа и скорректировать последующие занятия с учетом результатов этого анализа.

Присутствие всех трех элементов на уроке иностранного языка делает его наиболее эффективным и создает ситуацию успеха, что мотивирует учащихся к освоению все большим количеством слов и грамматических конструкций!

Современный урок иностранного языка в наше время не может обходиться и без использования ИКТ. В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.

Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

Существует большое разнообразие обучающих средств ИКТ. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • научно-исследовательские работы и проекты.

Современные методисты выделяю три основных направления их использования на уроках: использование готовых мультимедийных обучающих программ, таких как мультимедийные учебники, электронные словари, программы для создания интерактивных тестов,  создание учителем собственных мультимедийных презентаций и программ и использование средств сети Интернет и электронной почты.

На данный момент многие учителя хотят включать средства ИКТ в процесс обучения. Поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка. Необходимо в школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-образовательной среды – это необходимость современной действительности.

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках иностранного языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Практика показывает, что, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты.

Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в формировании коммуникативных компетенций, то есть обучению различным видам речевой деятельности: говорению, чтению, аудированию. Таким образом, учитывая специфику предмета «Иностранный язык», можно определить основные аспекты работы с ИКТ:

- семантизация лексических и грамматических материалов;

- осуществление наглядной и опорной поддержки;

- проведение промежуточного и итогового контроля;

- использование презентации Power Point в творческой деятельности учащихся

Привлечение ИКТ в практику обучения иностранному языку является не только средством поддержания мотивации, но и помогает в решении дидактических задач:

- формирование умение чтения;

- пополнение словарного запаса учащихся;

- повышение познавательной активности учащихся;

- совершенствование их знаний по предмету;

- расширение их кругозора, знакомство с культуроведческими знаниями.

Современные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление, как учителя, так и ученика. Поэтому при работе над проектом учащиеся активно используют компьютер и Интернет-ресурсы. Понятно, что каждый ученик имеет свой багаж знаний, умений и навыков, и проекты отличаются по содержательности и качеству, но они выполнены в сотрудничестве с одноклассниками или учителем. При этом ученики видят реальный практический результат. Они строят новые отношения. Свои работы они скорее предъявляют своим товарищам, нежели учителю. Здесь важно показать свои способности, скрытые таланты, найти свою модель демонстрации, защитить свою позицию, мнение.

Проект помогает учителю проверить уровень сформированности умения чтения и навыков устной речи, а так же развивает у учащихся умение находить соответствующую информацию, отстаивать свою точку зрения, творчески мыслить. Тем самым решаются такие социальные и воспитательные задачи, как:

- развитие творческого потенциала;

- формирование коммуникабельности;

- повышение эффективности самостоятельной работы учащихся;

- поддержание образовательной инициативы школьников.

Главным критерием при оценке проекта является использование языковых средств, но и компьютерное оформление тоже учитывается. Учитель анализирует высказывания учащихся, следит за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры. Имеющиеся ошибки обязательно разбираются, исправляются, а пробелы отрабатываются на последующих уроках.

При изучении лексики эффективно воспринимаются и запоминаются учащимися слайды-картинки, которые можно взять из Интернета. (www. mes-English.com). Он предлагает всевозможные флэш-картинки по различной тематике. Такие задания как Complete Word net (закончите словарную паутину), Complete the sentence (продолжите предложение), Fill in the necessary word (вставьте пропущенное слово) дают возможность управлять вниманием учащихся, затрагивают эмоциональную сферу детей, позволяют закрепить лексику по определенной теме.

При осуществлении контроля интересно и приемлемо интерактивное тестирование с помощью модуля тестирования и голосования ACTIVOTE, который позволяет упростить процесс контроля и опроса. Ученики отвечают на поставленные вопросы, а информация от них тут же автоматически обрабатывается, позволяя учителю оценить их знания. Таким образом, можео проводить контроль чтения и понимания текста (Reading Comprehension), контроль грамматического навыка определенного явления, контроль аудирования (Listening Comprehension). Учащиеся быстро адаптируются к новым средствам обучения и с желанием включаются в работу. При таком виде контроля каждый ученик сам обдумывает и выполняет задания за установленное ему время. И вопрос о субъективности оценивания снимается.

Все описанные выше приемы обучения и виды работы с ИКТ помогают повысить эффективность урока, привлечь учащихся к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников.

Основные требования к современному уроку иностранного языка

  1. Целенаправленность.

Цели накладываются на задачи. Цели должны состоять из следующих пунктов: обучение, воспитание, развитие. Если есть необходимость - цель ставится в начале урока, но в этом нет необходимости.

  1. Содержательность.

Содержательность состоит из трех компонентов: лингвистический (лингвострановедческое языковое содержание, аутентичный текст, может быть адаптированный текст), методологический (приемы работы над языком - основные виды деятельности, наблюдение за языковыми явлениями), психологический (формирование языковых навыков и речевых умений). Навыки могут быть фонетическими, лексико-грамматическими. Умения могут быть в говорении, аудировании, письме.

Основная задача психологического компонента - развитие лингвистических (языковых) способностей. Для успешного изучения иностранного языка необходимо фонематический слух, языковая догадка, флотационные способности.

  1. Мотивационная обеспеченность.

Виды мотивации бывают: игровая, познавательная, коммуникативная, эстетическая. В мотивационную обеспеченность входит:

  • создание на уроке интеллектуальной напряженности (создание проблемы, провокационный вопрос),
  • использование средств для снятия трудностей,
  • показ успешности обучения (похвала, поглаживание),
  • обучение с учетом личных интересов ребенка.

Не надо забывать, что 60% учащихся любят иностранный язык из-за учителя.

  1. Умелая организация урока.

Здесь нужно учитывать три условия:

  1. Самоорганизация учителя (творческое рабочее самочувствие, психологический контакт с классом).
  2. Организация познавательной деятельности (организация мышления, тренировка памяти, развитие воображения, формирование умений, навыков).
  3. Организованность самих учащихся (уровень умственного развития, отношение к учению учащихся, самоорганизация учебного труда, обучаемость).

Учитывая данные требования к уроку иностранного языка можно сделать процесс более успешным и результативным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок иностранного языка.

В данном материале рассмотрены требования к современному уроку иностранного языка. Приводятся примеры из педагогического опыта....

Современный урок иностранного языка. Обобщение опыта работы.

Главная задача современного урока - всестороннее развитие  обучающегося, усвоение им культурных норм, правил поведения, ценностей и идеалов,  формирование его личности, его  познаватель...

Эффективность использования ЦОР на современном уроке иностранного языка.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый...

Современный урок иностранного языка: способ проектирования, методические принципы, структурные элементы.

Данный материал посвящен проблемам ведения современного урока иностранного языка в свете стандартов второго поколения. Внимание будет уделено проектированию урока, методическим принципам построения ур...

Проектирование современного урока иностранного языка.

Современный урок иностранного языка требует от педагога иного взгляда на цели и задачи урока ,а также на изменившиеся роли обучающихся и учителя на уроке.Данный материал содержит рекомендации по видам...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....