Обобщение опыта работы
методическая разработка по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
О профессии учитель я узнала еще до того, как пошла в первый класс. У нас дома всегда были тетради, книги. Я выросла в учительской семье. Мои родители – мои учителя и в школе, и в жизни. Наверное, поэтому у меня не было вопроса о том, какую профессию выбрать. Работаю в МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» с 2010 года учителем английского языка.
. Я нахожусь в начале своего педагогического пути, выбора своего педагогичесго кредо. Время неумолимо движется вперед, предъявляя мне как учителю новые требования, задает темп и возлагает на плечи молодых ответственность.
Разрешите представить вам небольшой опыт своей работы на тему «Активизация процесса обучения говорению на английском языке».
Современная международная обстановка, международная экономическая и политическая интеграция обуславливают вовлечение все возрастающего числа специалистов в разных областях науки и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком и тем самым детерминировало некоторые принципы и параметры новых методов обучения иностранным языкам.
Изменился статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным.
Государство и общество стали испытывать действительную потребность в людях, практически владеющих иностранным языком.
При овладении иностранной речью в рамках средней общеобразовательной школы преподаватели сталкиваются с проблемой несоответствия используемых методов обучения с современными требованиями к овладению иностранным языком. Часто «испытание практикой» заставляет подвергнуть сомнению правильность экзаменационной оценки по иностранному языку в средней общеобразовательной школе, так как, несмотря на качественно новые, довольно конкретные требования к уровню владения иностранным языком, экзамены по-прежнему ориентированы на традиционный или какой-либо другой метод обучения, где знаниям о языке придается большее значение, чем умениям и навыкам в самом языке, и где владение устной речью носит вторичный подчиненный характер.
В связи с этим появилась проблема, как сделать процесс обучения ИЯ более эффективным? Как его активизировать?
В настоящее время стратегической целью является формирование у школьника совокупности способностей к иноязычному общению на межкультурном уровне.
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.
Таким образом целью моей педагогической работы стало создание образовательной среды, способствующей повышению активизации обучения говорению в общеобразовательной школе.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи
- Формирование мотивации изучения иностранного языка.
- Создание методической системы обучающих активных методов-приемов обучения, которые в сочетании с содержанием профессиональной подготовки учителя иностранного языка и содержанием обучения говорению учащихся общеобразовательной школы составят модель обучения;
Психологические, дидактические, лингводидактические, психолингвистические стороны активизации обучения изучались многими учеными, исследовавшими возможности активизации различных систем обучения различным предметам, в том числе иностранному языку.
Опираясь на их исследования, я выделила создание коммуникативной ситуации как ведущего метода обучения говорению.
Умение непринужденного общения на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях – один из показателей качества владения языком. В связи с этим представляется важным развитие у обучающихся необходимых и достаточных для общения с носителями языка навыков и умений неподготовленной устной речи. Для реализации поставленной мною цели я использую прием создания коммуникативных мероприятий на уроках ИЯ, отличительной чертой которых является коммуникативная свобода учащихся и возможность самостоятельной реализации их творческого потенциала.
Эффективность этих мероприятий основана на том , что учащиеся – поставлены в условия, при которых они вынуждены общаться и обмениваться мнениями на заданную мною тему здесь и сейчас .
Большое значение для успешного создания речевой ситуации имеют два взаимосвязанных фактора : заинтересованность в тематике и максимальная вовлеченность учащихся в ее активное обсуждение .Важным
условием является также правильное деление класса на группы и пары.
Отправная точка для проведения коммуникативных мероприятий- реальные жизненные ситуации .Для этого в процессе обучения я использую приемы, обеспечивающие реальное общение в учебной обстановке: решение проблемных заданий ; дискуссий; составление рассказов ;ролевые игры , которые достаточно известны .
Проблемные задания –наиболее простой способ создания речевой ситуации. Их цель – научить коротко высказывать свое мнение ,вносить предложения ,
запрашивать информацию , сравнивать , соглашаться или опровергать утверждения других участников .
Дискуссия как способ создания речевой ситуации помимо большой эффективности в обучении реальной коммуникации помогает научиться формулировать, аргументировать, т отстаивать свою точку зрения
Составление рассказа стимулирует учащегося к связанному высказыванию,
активизирует употребление большого количества языкового материала .
Ролевые игры – это эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникацию.
Их цель – создать в классе атмосферу окружающего мира для того, чтобы использовать лексику, употребление которой в другой ситуации было бы невозможным или искусственным и неинтересным.
когда я пришла работать в сельскую школу я столкнулась с такой проблемой, что у части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой и вовсе отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями. Необходимым было создать такие условия, в которых мои дети испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; а также помогать им добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха
На уроках иностранного языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха в коммуникативной деятельности учащихся. Переживание успеха в учебном общении внушает учащимся уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы ещё раз пережить радость успеха.
Таким образом, ситуация успеха на уроках иностранного языка выполняет функцию коммуникативно – развивающей сферы и помогает учащимся эффективно осуществлять иноязычное общение и взаимодействие друг с другом и с педагогом.
Реализация данных условий осуществляется мною на основе внедрения в учебный процесс специально разработанного комплекса заданий.
Наиболее приемлемыми являются: упражнения игрового характера, пение, хоровая декламация, изобразительная деятельность, инсценирование сказок, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
– Игровые упражнения развивают фонематический слух, восприятие речи, внимание, память; повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых.
– Пение, хоровая декламация способствуют овладению учащимися навыками правильной артикуляции, формируют чувство ритма и темпа.
– Изобразительная деятельность (рисование, лепка, работа с мозаикой и использование трафаретов) активизирует умственную и речевую способности.
– Разгадывание ребусов, кроссвордов стимулируют творческое мышление, память, внимание, развивают лексические навыки.
Благодаря использованию песен ребята приобщаются к культуре страны изучаемого языка, создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ребенка.
Один из видов творческой деятельности, который можно использовать на уроках в школе – это сказки. Дети разыгрывают их по ролям и очень любят иллюстрировать сказки.
Применяя все эти приемы создания ситуации успеха, я главной целью для себя определяю установить контакт с детьми, то есть научить учащихся чувствовать себя свободно и раскрепощенно на уроке, что способствует успешному общению учащихся на английском языке, а следовательно и достижению хороших результатов в учебной деятельности.
Ощутимым результатом для меня стало то, что ребята с удовольствием начали посещать уроки английского языка, Повысилась их активность на уроках, ребята смелее поднимают руки, отвечают, не боясь ошибиться, с удовольствием помогают друг другу
Безусловным показателем эффективности используемых мною приемов автивизации процесса говорения является положительная динамика обученности детей за 2 года
Чего же я, как педагог, достигла в своей работе?
- устойчивый интерес к предмету;;
- хорошие показатели качества знаний по итогам года
- Увеличение количества учащихся, принимающих участие в школьных и муниципальных олимпиадах.;
- посещение предметного кружка большим количеством учащихся
- Активное участие школьников во внеклассной работе по предмету
Мною создан интернет-сайт. http://nsportal.ru/rybakova-liliya-kamilevna Где я общаюсь, делюсь опытом с коллегами по всей стране, совершенствую свои знания и методику в работе, обогащаю свою методическую копилку. На сайте размещены, разработанные мною конспекты уроков и мероприятий.
На будущее ставлю перед собой следующие задачи:
1. Продолжить работу по использованию коммуникативных мероприятий на уроках для активизации процесса говорения на английском языке.
2. Заниматься разработкой элективных курсов.
3. Больше внимания уделять внеурочной работе с учащимися в целях развития их интеллекта, творческих способностей.
4. Изучать опыт учителей , педагогов-новаторов, повышать своё мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...