Метапредметный подход в обучении иностранному языку
статья по английскому языку на тему
Использование метапредметного подхода в современном образовании является одним из непременных требований, предъявляемых сегодня к процессу обучения. Мы не можем мыслить категориями прошлого тысячелетия, равно как и обучать при помощи методов, применявшихся в системе образования вчерашнего дня. Задача каждого передового учителя, каждой школы, каждого субъекта образовательного процесса на современном этапе – это формирование нового человека, человека, способного жить, творить и преуспевать в третьем тысячелетии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnyy_podkhod_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.docx | 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА
В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.
Использование метапредметного подхода в современном образовании является одним из непременных требований, предъявляемых сегодня к процессу обучения. Мы не можем мыслить категориями прошлого тысячелетия, равно как и обучать при помощи методов, применявшихся в системе образования вчерашнего дня. Задача каждого передового учителя, каждой школы, каждого субъекта образовательного процесса на современном этапе – это формирование нового человека, человека, способного жить, творить и преуспевать в третьем тысячелетии. Сегодня, когда потоки информации в окружающем нас мире с каждым днем прирастают в геометрической прогрессии, от каждого индивидуума, кроме владения системой универсальных знаний во многих областях нашей жизни одновременно, требуется умение ориентироваться и принимать решения в нестандартных ситуациях. Необходимо уметь быть человеком энергичным, творческим, неординарным, опережающим ход истории, верно прогнозирующим ближнюю и дальнюю перспективу развития не только себя, как личности, но также и всей общественной, экономической и политической жизни. Самое главное при этом – не потерять духовные и нравственные ориентиры, которые являются основополагающим условием существования всей нашей человеческой цивилизации.
Решить непростую задачу воспитания и образования современного человека старыми методами невозможно. Только осознание каждым учителем своей социально значимой роли на современном этапе, только его готовность к личностному, социальному, духовному и профессиональному росту, помогут нам создать такую систему образования и воспитания человека будущего, которая поможет сформировать высокообразованную, духовную, творческую и успешную личность.
В современной педагогической науке существует множество новаторских идей, способов, приемов и технологий. Одним из направлений модернизации образования является использование метапредметного подхода. Понятие метапредмета возникло в педагогике 1918 года. Созданная в то время новая система образования должна была придти на смену отжившей, как тогда считалось, дореволюционной системе и сформировать новую, свободную от всех догм прошлого, личность. Однако практика полного отказа от предметной системы, от классно-урочных приемов работы не показала себя жизнеспособной, несмотря на очевидную прогрессивность метапредметной концепции образования. Сегодня педагогика вновь обратилась к понятию метапредмета, однако, в отличие от педагогики 1918 года, нам не предлагается до основания разрушить фундаментальные основы образовательной системы. Речь идет лишь о новом экспериментальном подходе, о модернизации технологий и приемов работы, о переосмыслении приоритетных направлений в работе школы, учителя, учащихся.
Очевидно, что на современном этапе от учителя требуется не только дать учащимся базовые знания по своему предмету, выработать определенные умения и развить навыки, проконтролировать и оценить полученный результат. Такая работа до сих пор подчас бывает необходимой, но она должна перестать быть приоритетным направлением образовательного процесса, его самоцелью. Главная задача учителя в современной системе образования – научить учащихся самостоятельно добывать необходимую информацию, получать знания для того, чтобы тут же, в процессе обучения решать реальные задачи и находить решение современных проблем, используя неординарные подходы и творческие идеи. Такая задача, стоящая перед учителем, кажется абстрактной и трудновыполнимой лишь на первый взгляд. Основополагающие принципы обучения в соответствии с новыми требованиями.
В педагогике было изначально выделено четыре основных метапредмета. Это не означает, что каждый учитель с завтрашнего дня должен будет отказаться преподавать свой предмет, а начнет преподавать один из метапредметов, будь то «Знание», «Знак», «Задача» или «Проблема», или новые направления «Ситуация», «Смысл». Напротив, в рамках собственного предмета, используя все свои лучшие наработки и технологии, учитель будет иметь возможность работать по-новому, если поставит перед учащимися принципиально новые цели. Эти цели могут быть следующими: постановка и решение задачи или проблемы (метапредметы «Задача», «Проблема»); формализация и представление в виде схемы каких-либо понятий, правил, законов (метапредмет «Знак»); нахождение алгоритма получения того или иного знания (метапредмет «Знание»). В данной статье хотелось бы показать практическую работу учителя иностранного, в частности, английского языка, с метапредметом «Задача». При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Совместная работа учителя и учащихся на уроке связана с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техники перевода проблем в задачи и т. д.
Каким же образом лексический и грамматический материал, необходимый к усвоению учащимися на уроке, представить для них в виде задачи, которую они должны не просто сами решить, но и найти для этого необходимые способы, пути и источники информации? Несомненно, при этом необходимо помнить и о мотивации, то есть ученики должны захотеть пройти к получению знаний столь непростым и новым для них путем.
Методики метапредметного подхода, на наш взгляд, эффективно и органично сочетаются с другими классическими и новаторскими предметными методиками. Принципы эффективного обучения иностранным языкам, например, сформулированы Г.А.Китайгородской в ее методе активизации возможностей личности и коллектива. Это: личностно-ориентированное общение; групповое взаимодействие; ролевая организация учебного процесса, концентрированность в организации учебного процесса и учебного материала; полифункциональность упражнений. В соответствии с данными принципами каждый урок, семинар, проектная работа с учащимися должны быть сюжетными, с ролевым распределением функций, целевой направленностью всего процесса обучения и видимым реальным результатом.
Итак, метапредметный характер данного урока позволил объединить разноуровневую аудиторию в команды, перед которыми были поставлены конкретные цели. Для достижения результата команде необходимо было сформулировать для себя тактические задачи и выстроить алгоритм их решения. Действуя в соответствии с алгоритмом, найти пути решения задачи, получить необходимую информацию и овладеть новыми для себя приемами работы. Высокий уровень мотивации позволил максимально использовать способности каждого учащегося и дал возможность творческого роста для всех участников данного урока. То есть, на примере смоделированной ситуации процесс обучения был превращен в процесс самостоятельного мотивированного творческого решения задачи с достижением конечного результата.
Данные технологии проведения подобного вида творческой деятельности в рамках урока, научно-проектной работы или семинара, иллюстрируют действенность метапредметного подхода по теме «Задача» и могут быть использованы практически в любой области знаний. При этом, опираясь на лучшие классические и новаторские методики в рамках своего предмета, учитель создает бесспорные возможности творческого и духовного роста не только для своих учеников, но и для себя лично.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: " Метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе и способы его реализации"
Материал содержит информацию о метапредметном подходе в обучении русскому языку и литературе ....
Метапредметный подход в обучении французскому языку в рамках дисциплины "Технология на французском языке " в школе с углубленным изучением французского языка(методические приемы и рекомендации) статья
Из опыта преподавания дисциплины "Технология на француском языке" в школе с углубленным изучением французского языка...
Реализация метапредметного подхода в обучении английскому языку: содержание обучения, формы организации деятельности на уроках и внеурочной деятельности
Предъявление опыта работы...
Развитие критического мышления в рамках метапредметного подхода на уроках иностранного языка.
Метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему оторванности друг от друга разных учебных предметов. Возникает вопрос, как учащийся будет связывать для себя систему ...
Доклад на тему "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"
Доклад "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"...
Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA
Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...
Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"
Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....