Современные технологии в работе с интеллектуально-одаренными детьми на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку на тему
Одной из главнейших задач современного учителя является привитие интереса к своему предмету. Именно в момент создания ситуации успеха на уроке вы можете открыть для себя одаренного ребёнка. И в дальнейшем становится важным не потерять его из виду, подбирая соответствующие педагогические методы, приемы и технологии в своей работе с данными детьми. В нижеизложенной статье речь пойдет о некоторых современных технологиях, которые можно активно использовать, работая с одарёнными детьми: технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества и проектная технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии в работе с интеллектуально-одаренными детьми
на уроках английского языка.
Автор статьи: О. С. Ческидова, учитель английского языка
Место работы: МБОУ «СОШ № 1» г. Тарко-Сале, Пуровский район, ЯНАО
Аннотация.
Одной из главнейших задач современного учителя является привитие интереса к своему предмету. Именно в момент создания ситуации успеха на уроке вы можете открыть для себя одаренного ребёнка. И в дальнейшем становится важным не потерять его из виду, подбирая соответствующие педагогические методы, приемы и технологии в своей работе с данными детьми. В нижеизложенной статье речь пойдет о некоторых современных технологиях, которые можно активно использовать, работая с одарёнными детьми: технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества и проектная технология.
Изучение английского языка, как и изучение любого другого предмета, требует нелёгкой систематической работы, тем более, что наши ученики не имеют возможности общаться с носителями языка.
Важную часть моей профессиональной деятельности составляет работа с одарёнными детьми. Учителю важно понимать, что одарённый ребёнок − это не просто умный, очень способный ученик, но главное − развивающаяся личность. Поэтому передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с одарёнными детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл свою индивидуальность, свои способности. В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями, но расскажу только о тех, при помощи которых достигаются наилучшие результаты.
Технология развития критического мышления
Это не только технология, это международный проект, поддержанный Международной читательской организацией “IRA” и институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса).
Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. (Дайана Халперн в работе «Психология критического мышления»)
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока.
1 фаза: вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации);
2 фаза: осмысление содержания (получение новой информации);
3 фаза: рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Фаза вызова (evocation).
Первая задача дополнительный стимул для формулировки собственных целей-мотивов.
Второй задачей - активизации познавательной деятельности учеников.
На первой фазе используются разнообразные приёмы, но предпочтительными для меня являются следующие стратегии: «Ассоциации» (кластеры), «Верные-Неверные утверждения, «Концептуальное колесо» и «Карта памяти».
«Ассоциации» (Cluster). Суть этой стратегии заключается в следующем: вначале в центре листа бумаги или на доске записывается ключевое слово, затем учащимся даётся задание в течение 5-7 минут подумать и записать слова или фразы, наиболее тесно связанные с данной темой. После составления собственных ассоциаций учащиеся их озвучивают, работая в группе или в парах.
В качестве примера приведём «ассоциации» по теме «Календарь» в 3 классе:
Используя приём «Верные – неверные утверждения», преподаватель предлагает несколько утверждений по ещё не изученной теме. Ребята выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Например, при изучении в 10 классе темы «Прогресс и цивилизация», учащимся были предложены следующие утверждения перед чтением текста:
Утверждения | До чтения (слушания) | После изучения материала |
1. Цивилизация Майя была расположена в Америке. 2. На пике своего развития население Майя составляло 13 млн. чел. |
Фаза осмысления содержания (realization of mening). Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время.
Цель: отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.
При работе с текстом используются следующие методы активного чтения:
«Инсерт»
I - interactive самоактивизирующая « V » - уже знал
N - noting системная разметка « + » - новое
S - system для эффективного « - » - думал иначе
E - effective чтения и размышления « ? » - не понял, есть
R - reading and вопросы
T - thinking
При работе с текстом старайтесь следовать следующим правилам:
1. Делайте пометки, используя либо два значка «+» и «v» или четыре – «+» , «v», «-», «?».
2. Ставьте значки по ходу чтения текста.
3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.
4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться.
После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.
Метод 5-«W»
Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. Учащимися заполняется таблица, состоящая из 5-ти граф (Кто? Где? Когда? Что? Почему?), Например, в разделе «Прогресс и цивилизация» (10 класс) во время чтения текста учащиеся делали следующие записи.
Who | What | Where | When | Why |
Vladimir Pitulko | Organized the team of archaeologists | In Arctic Siberia | In the 20th century | To discover new artefacts |
Фаза рефлексии (reflection). Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор.
Формы предъявления рефлексии:
1. Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол. Можно вернуться к построенному в начале урока «кластеру» и дополнить его.
2. Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие\несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение. Письменная рефлексия имеет своей целью выработку навыка формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии.
«Синквейн»
Синквейн пишется в стиле «белый стих», с чем может справиться любой ученик, так как искусство стихосложения, подбор рифмы, особенно на английском языке, под силу не каждому.
Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (прилагательные).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Travelling
Exciting, fascinating
Fly, swim, walk.
Pleasant views of different countries
Adventure.
Конечно, данную технологию в чистом виде использовать на уроках невозможно, поэтому естественно, что я активно пользуюсь другими современными педагогическими технологиями.
Информационно-коммуникационные
технологии
Я использую ИКТ:
- при обучении фонетике
Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, формировать фонетические навыки аудирования;
- при обучении грамматике
Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы.
- при обучении лексике
Использую такие виды работы, как:
- упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:
- упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;
- При обучении чтению
ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет овладения умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.);
- при обучении говорению
Формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр.
Я использую при работе с одаренными детьми такие компьютерные программы, как «Занимательный английский для детей», «Lingva Land», «English on holidays», «Professor Higgins», и другие.
Мои одарённые учащиеся 10-11 классов принимают участие в научно-практических конференциях, где рассказывают о своих проектах, также используя ИКТ: «Сленг пользователей мобильной связью», «Отличительные особенности британского и американского вариантов английского языка», «Welcome to Purpe».
Технология сотрудничества
Сотрудничество – это такой тип взаимодействия, дающий возможность максимально проявить интеллектуальную и социальную активность каждого ребёнка.
- Модель «Лидер»
- предполагает чётко выраженного лидера (консультанта), который организует работу в группе, несёт ответственность за выполнение задания группой. В роли лидера у меня на уроках часто выступает одаренный ученик.
- На этапе творческого применения материала использую модель «Пила», при которой каждый член группы получает отдельную часть общей работы и становится в ней экспертом.
Проектная технология
Проектно – исследовательская деятельность также является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми.
Так, в 6 классе (учебник Биболетова М.З.) учащиеся выполняли проект «Знаменитая личность». Дети рисовали с образца портреты знаменитых людей: Даниэль Дефо, Артур Конан Дойль, Джон Леннон. Так же с помощью учителя ученики готовили основные факты биографии данных людей (в объеме 10-12 предложений), учили их наизусть. В конце 2 четверти учащиеся защищали свои проекты.
В 7 классе во время изучения темы «Здоровье» дети рисуют плакаты с изображением полезных продуктов, содержащих витамины, делают необходимые подписи о важности данных витаминов для организма.
В 8-м классе учащиеся работают над следующими проектами: «Почему природные бедствия так опасны в 21 веке», «Как спасти нашу планету», «Звёзды телевидения и кино».
В 9-м классе учащиеся создают проекты: «Города, которые стоит посетить», «Объединённое королевство», «Способы разрешения конфликтов», «Стереотипы в нашей жизни».
В 10-м классе учащиеся работают над следующими проектами: «Дизайн новой формы для школьников», «Семейное древо», «Чудеса света», «Древнейшие цивилизации».
В 11-м классе учащиеся создают проекты: «Права и обязанности современного подростка», «Современные технологии», «Планы на будущее».
Таким образом, можно сделать вывод, что проектное обучение активизирует деятельность любого ученика (а одаренного в особенности), так как оно:
- личностно-ориентировано;
- самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка
В данной работе представлен опыт работы с одаренными детьми на основе интеграции современных образовательных технологий, которые используются для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках а...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/08/picture-276535-1565254009.jpg)
Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС
Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-431749-1410105613.jpg)
Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка
Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/16/picture-655092-1565960609.jpg)
«Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»
В данной работе рассматриваются современные образовательные технологии, необходимые для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/24/picture-1210936-1579866993.jpg)
Современные технологии в работе с одаренными детьми на уроках английского языка
Самые эффективные технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/05/picture-462171-1591354200.jpg)
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Познакомить с возможностями использования технологии развития критического мышления, в частности приемом кластера в обучении английскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-854063-1479648758.jpg)
Современные подходы в работе с одаренными детьми на уроках английского языка
Презентация на тему работы с одарёнными детьми...