МНОГОСЕНСОРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
статья по английскому языку по теме
В статье рассматриваются основне группы обучющихся в зависимости от способа восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики), способы опредиления к какой группе относится обучающийся и методы работы с ними на уроке и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МНОГОСЕНСОРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МНОГОСЕНСОРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
Манухина Е.С.
ФГОУ МКК «Пансион воспитанниц МО РФ», г. Москва
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:
- Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
- Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
- Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
- Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
На что обязательно обращают внимание? Словарь общения.
Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков – вниз.
Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые. А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах!
Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений. Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил. Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе. Специалисты говорят: от визуала можно требовать быстрого решения задач; от аудиала – немедленного повторения услышанного им материала; от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе
осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать
и т.д.;
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает
звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке": с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные
пособия и др.; с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия; с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации. Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке": визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; аудиалу – сказать шепотом «ш-ш-ш»; кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему. Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Домашнее задание лучше делать в том стиле, который ближе ребенку. Не заставляйте ребенка читать или учить, например, стих так, «как положено», иначе он через неделю возненавидит чтение. Не вталдычивайте монотонно математику — велика вероятность, что он в результате вообще ничего не поймет, разве только зазубрит. Если хотите, чтобы ребенок делал домашнее задание результативно, создайте ему комфортные условия. Кто, как не родители, знают сильные и слабые стороны своего ребенка, так помогите ему воспользоваться сильными сторонами во время учебы. А слабые развивайте в играх.
Первым делом, когда вы усадили ребенка за выполнение домашнего задания: аудиалу не делайте замечания. Он в процесс запоминания стиха или параграфа шепчет, издает монотонные звуки или просто шевелит губами? Ничего страшного, так ему легче справиться заданием; визуалу разрешайте. Пусть он на подручном лист бумаги чертит, что-то заштриховывает, рисует — таким образом, процесс обдумывания и запоминания материала происходит у него куда действеннее; кинестетика не заставляйте. Он не может сидеть долгое время неподвижно — так дайте ему возможность разрядки (сходить в другую комнату, на балкон, на кухню за чаем или соком и так далее) — запоминание материала у него легче происходит частями, во время движения.
Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе кинестетиком, и это не значит, что другие органы чувств у него не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия, тем эффектнее идет процесс обучения.
Список литературы
1. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. /Перевод с англ. О.Е. Биченковой. – М.: новая школа, 1995. – 48 с. ISBN 5-7301-0084-1
2. Вартапетова В.Г., Петрова Е.Г., Левый мозг, правый мозг и школьная дезадаптация. Методическое пособие. – НИПКиПРО. – Новосибирск, 1997. – 62 с. ISBN 5-87847-038-1
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гуманитарное издательство, центр “ВЛАДОС”, 1998. – 348 с.
4. Смирнова А.В. Индивидуальные различия детей. М.: Психологический центр “Адолин”, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...
Дифференцированнный подход в обучении технологии. Методика обучения в сотрудничестве.
Методика обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные компетенции: умение работать в коллективе, помогать друг другу, воспитывает чувство ответственности, придаёт уверенность в себе....
Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.
Огромный поток информации сыпется на головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...
Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.
Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...
Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA
Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...
Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"
Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....