ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ "СОЦИОНИКА"
методическая разработка по английскому языку по теме
ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ "СОЦИОНИКА", КАК АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsionika.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (СОЦИОНИКА), КАК АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
Попель Лариса Владимировна, Иванов Максим Олегович
Московское общеобразовательное учреждение гимназия № 5 (МОУ гимназия № 5), г. Юбилейный
В настоящее время резко возросла потребность общества в повышении уровня иноязычной грамотности населения. Значимость иностранного языка повышается и в связи с возрастающей ролью информатики в ускорении научно-технического прогресса. Постоянно увеличивается спрос на специалистов, владеющих иностранным языком, т.е. в современном обществе владение иностранным языком становится одним из условий профессиональной компетенции специалиста.
Однако несоответствие традиционной системы обучения иностранному языку, отставание ГОСТа в данной области, от социального заказа общества, требует поиска новых путей, методов, инструментария для решения насущных коммуникативных задач при обучении иностранному языку. В этой связи нам кажется небезынтересным использование некоторого опыта соционики, как аналитического инструмента (подход дифференцирования информации) при обучении иностранному языку в образовательной среде школы.
Ещё Карл Густав Юнг утверждал, что в психике людей есть коренные различия, основанные на метаболизме и воздействии среды, в частности деление на экстравертов-интровертов, мыслящих-чувствующих, интуитов-сенсориков. Образуются эти различия в ходе дифференциации психических функций: «Дифференциация состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга» [7].
Задачей преподавателя является выяснить, какие доминанты дифференцируются в психике ученика и оптимизировать процесс обучения для улучшения воспринимаемости материала. На базе работ Юга была создана соционика («соционика – учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле – об одой из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма»»), которая предлагает довольно обширный инструментарий для подстройки преподаваемого материала под конкретный тип человека.
Используя соционику, как аналитический инструмент мы предлагаем рассмотреть, во-первых, персонифицированное обучение иностранному языку в рамках групповой формы обучения в школе; во-вторых принципы формирования самих групп для оптимального учебного процесса.
Для решения этих задач мы предлагаем использовать при функциональном анализе следующие инструменты:
- «Модель А» (особое внимание необходимо уделять программной, творческой, болевой и суггестивной функции, позитивное взаимодействие по активационной также увеличит эффективность)
- «Признаки Рейнина» (фокус на позитивизме-негативизме, процессе-результате, центр-периферия)[1].
А, учитывая, что изучение иностранного языка можно разделить на несколько направлений:
- Освоение грамматики изучаемого языка
- Создание разговорной базы (развитие объёма используемой лексики).
- Освоение уникальных семантических конструкций для данного языка (различные обороты, которые не присутствуют в языке обучающегося, поговорки и т.п.)
- Развитие коммуникативных навыков обучающихся
- Знакомство с иноязычной культурой, погружение в коммуникативную среду
мы с уверенностью можем утверждать, что для успешного изучения языка необходимо изучение по всем направлениям. Однако они затрагивают вытесняющие друг друга аспекты, потому необходимо находить индивидуальный подход к каждому учащемуся в отдельности, не только учитывая его особенности, как конкретного индивида, но и управляя получаемым учеником информационным потоком.
Материальная база для этого в значительной мере подкрепляется возможностями ресурсов ИКТ в школьном образовательном пространстве, такими как: юзер-наполняемые контент-ресурсы, чаты, ICQ, Skype, использование которых позволяет организовывать также и международное взаимообучение.
Таким образом, если взять во внимание синергетические законы, то можно сделать вывод, что эти законы дают максимальный результат при высоком качестве составляющих совокупностей. Точный подбор каждого элемента позволяет добиваться высокого результата в обучении.
Синергетический эффект при обучении иностранному языку в школе можно усилить за счёт направленного использования системного подхода (в данном случае соционики) и возможностей ИКТ.
Литература:
- Кочубеева Л.А., Миронов В.В., Стоялова М.А. Соционика. Семантика информационных аспектов – 2-е издание, дополненное и переработанное – СПб, 1997 – 154с.
- Р.К. Миньер-Белоручев. Методика Обучения иностранным языкам, или лингводидактека //ИЯШ. – 1996 — № 1
- Р.П. Мильруд. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе //ИЯШ – 1996 — № 1
- В.В. Пономарёва. Новые походы к языковому образованию школьников. Г. Москвы//ИЯШ – 1996 - № 3
- Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. Методика обучения иностранным языкам в средней школе – М.: Просвещение – 1991
- Е.И. Пассов, В.Б. Иоронова. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. – М.: Просвещение- 1993
- К.Г.Юнг. Психологические типы. – М.: АСТ:АСТ Москва: Хранитель – 2006