РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ
статья по английскому языку по теме
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ОВЛАДЕНИИ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ.
Понятие «новое качество образования», которое у всех сегодня на слуху, предполагает внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, которые эффективно решают задачи как обучения, так и воспитания учащихся, повышают их мотивацию при обучению АЯ.
Я, как учитель АЯ, на собственном опыте убедилась, что таким инструментом, позволяющим сделать процесс обучения развивающим и увлекательным, является проектная методика.
В прошлом году на заседании ГМО я поделилась опытом работы по созданию компьютерных презентаций учителя АЯ для введения и актуализации учебного материала.
Сейчас в фокусе – работы учащихся.
Как уже было сказано выше, применение проектной методики
- Повышает интерес учащихся к изучению АЯ;
- Развивают внутреннюю положительную мотивацию к успешному овладению всеми речевыми навыками;
- Переносит центр процесса обучения с учителя на ученика, делая его субъектом образовательного процесса и отводя учителю роль консультанта и соучастника проекта;
- Позволяет учитывать потребности, интересы, мотивы ученика, превращая процесс обучения в личностно-ориентированный и дифференцированный.
Можно продолжить перечисление достоинств метода проекта, они общеизвестны, но главным негативным моментом, на мой взгляд, становится, как ни парадоксально, (при переносе центра ОП на ученика!), чрезмерная загруженность учителя, стремящегося сначала смоделировать, а затем и реализовать проект совместно с обучающимися, которые, как правило, разделены на группы или работают индивидуально, и всем нужны рекомендации и поддержка учителя
- Языковая;
- методическая;
- дидактическая;
- информационная;
- технологическая ( по ИКТ) и другая.
Что касается ученика, принимая участие в разработке проекта, он нарабатывает опыт в оформлении и реализации своей идеи. Он использует разные формы предъявления окончательного продукта:
- альманах или фотоальбом ( например, по теме «Моя семья»);
- рукописный журнал (« Моя школа №12 – самая лучшая!»);
- газета (« День Победы», «Школьные времена»);
- коллаж ( «Неправильные глаголы»);
- афиша («Давай сходим в кино!»)
- интервью ( «Школьная неделя самоуправления»);
- исследования («Американские индейцы и австралийские аборигены: что общего?»)
- заочные экскурсии «Достопримечательности Лондона», по США, Австралии и т.д.;
- викторины («Знаешь ли ты США, Австралию, Канаду, Великобританию, Москву, Вашингтон ?» и др.)
- тесты («Животные Австралии», «Известные люди АЯ стран»), др;
- исследовательский проект (реферат), в том числе в рамках итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов.
Позвольте продемонстрировать вам защиту исследовательского проекта «Англоязычные художники, которые повлияли на развитие мирового изобразительного искусства» Веселовой Елены, ученицы 10 «Б» класса, а также отрывки из компьютерных проектов учащихся 9-х классов ( «Путь к успеху» - Муктасибовой Анны и «Генрих VIII- великий или кровожадный?» - Оплетаевой Марии).
( выступление учащихся –презентации прилагаются)
Таким образом, мы видим, что при работе над проектами формируются и развиваются общеучебные, специальные и экзаменационные навыки учащихся, повышается информационная культура ученика.
На этапе коллективного планирования проекта дети выбирают различные виды проектов:
- групповые;
- парные;
- индивидуальные,
что одинаково ценно, так как одни виды развивают умение работать в команде, а другие, что не менее, а, может, и более, важно,- умение самостоятельно ставить цели и искать пути решения проблемы, что так важно в условиях внедрения ФГОС, целеустремленно идти к успеху, а учитель может четко пронаблюдать индивидуальную образовательную траекторию ученика и отразить его достижения в языковом Portfolio.
Так как ученики ведут работу в разных режимах с учетом всех 12 этапов проектировочной деятельности, (таких как
- целеполагание,
- формулирование проблемы,
- постановка основополагающего вопроса,
- определение роли каждого в группе,
- разработка критериев оценивания,
- поиск, накопление и отбор наиболее важной информации,
- ее оформление,
- презентация окончательного продукта,
- рецензирование и
- применение /реализация проекта на практике и т.д. в зависимости от типа проекта),
то у школьников быстрее формируются учебно-организационные умения и навыки работы.
При подготовке проекта на английском языке возникает необходимость
- Отбора и использования грамматических структур;
- Владения фактическим страноведческим материалом;
- Расширения лексического и языкового запаса;
- Умения структурировать текст;
- Использовать клише и опорные слова;
- Развивать языковую догадку и применять интернациональную лексику и так далее,
то это способствует развитию у обучающихся умения дифференцировать изучаемый материал, использовать его в новых ситуациях.
В современном быстроменяющемся мире уже невозможно представить себе образовательный процесс без использования компьютера и Интернета, дети осваивают их мгновенно, и поэтому учебно-информационные умения учащихся, которые прежде работали только с печатной продукцией и иллюстративным материалом в школьной библиотеке или музее, сейчас вышли на новый, более высокий уровень. Необходимость понять или оценить важность найденной в сети информации, выделить главное, неизбежно отправляет наших учеников к справочной литературе, билингвальным и толковым словарям, грамматическим и страноведческим справочникам и комментариям. Таким образом, школьник сам добывает, а, следовательно, и быстрее усваивает больший объем информации на иностранном языке.
Можно без преувеличения сказать, что учебно-коммуникативные умения являются ведущими в проектной деятельности, так как ученики должны
- Слушать и слышать партнеров и оппонентов,
- Делать запрос об информации и задавать вопросы,
- Выражать свое мнение и отстаивать свою точку зрения,
- Публично делать сообщения для разных слушателей,
- Без активной коммуникации не обойтись при презентации проекта.
Помимо выше перечисленных учебных умений и навыков метод проекта позволяет решать задачи
- Нравственного и толерантного воспитания и развития ученика;
- Личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников, создания условий «ситуации успеха» для каждого ученика (дифференцированные и личностно-ориентированные задания проекта позволяют даже самым слабым в смысле усвоения иностранного языка учащимся получить признание его личных достижений одноклассниками) ,
- Выявления «зоны ближайшего развития» обучающихся;
- Успешное публичное выступление учащегося повышает его самооценку, влечет повышение познавательной активности, часто является началом активной общественной деятельности в детской организации, нередко формирует гражданскую позицию.
- Оформление презентаций, публикаций, сайтов проекта способствует развитию творческих способностей учащихся,
- В целом, системное применение метода проектов способствует успешному самосознанию, самореализации и самоопределению ученика ( выпускника ОУ).
Выполнение проекта – это решение проблемы, значимой в первую очередь для ученика. Именно тогда в процессе поиска ее решения учащийся приобретает жизненный опыт, а иностранный язык становится инструментом, позволяющим расширить рамки поиска и усвоения информации.
Проектная деятельность на уроках английского языка помогает ученику не только углубить его знания, но и научить правилам толерантного взаимодействия. и этикета, приобщить к мировым нравственным, историческим, культурным ценностям, постичь красоту иноязычной речи и радость общения.
Я прошу учащихся представлять материалы проектов на электронных носителях и в печатном виде, сопровождать их учебно-методическими и дидактическими приложениями в виде вопросов для контроля понимания, лексико-грамматических тестов, кроссвордов, викторин, наглядных пособий, буклетов, текстов для развития навыков аудирования, чтения, письма и устной речи, списков с наиболее употребляемыми речевыми образцами и клише.
Работа по выполнению проекта - это этап личностного становления ученика, практический опыт решения проблемы, трудоемкая и затратная по времени деятельность в рамках одного или нескольких предметов из примерно 20 учебных дисциплин, домашние задания по которым на время проекта никто не отменяет. Поэтому, уважая интересы учащихся, их право на личное свободное время и досуг, нам не следует злоупотреблять заданиями подобного рода, поскольку существует много других интересных и эффективных форм и методов работы с учащимися по английскому языку.
Пушкарева О.А., руководитель ГМО АЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
В статье рассказывается о роли метода проекта в образовании и воспитании современного школьника....
Диплом "Роль проектной деятельности в развитии и формировании коммуникативной компетенции"
Данная работа показывает, что такое проектная работа, какие виды проектов бывают и представлен пример одного из проектов для 7 класса по теме: "Английский - международный язык"...
Роль проектной деятельности в деле формирования метапредметных знаний и умений
Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития. Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важнейшей задачей школы являет...
Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся в процессе изучения технологии.
Влияние проектной деятельности на формирование ключевых компетенций учащихся....
Роль проектной деятельности в образовательном процессе
Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...
Статья на тему "Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании учащихся"
В этой статье я хочу поделиться с коллегами опытом проектной деятельности на патриотическую тематику. Думаю,что сегодня это важно и актуально.Тем более,что история воспитывает гражданина. Проект,как с...
Роль проектной деятельности школьников в формировании универсальных учебных действий
Сегодня система отечественного образования стоит на пути великих перемен, «важнейшей задачей которых является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «науч...