Компетентностный подход в организации учебного процесса на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему
Данная статья посвящена методам и приёмам реализации компетентностного подхода в процессе обучения иностранному языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в организации учебного процесса на уроках английского языка
Кипкаевой Татьяны Николаевны
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Алтышевская средняя общеобразовательная школа»
Данная статья посвящена методам и приёмам реализации компетентностного подхода в процессе обучения иностранному языку.
Развитие или образование ни одному человеку не
могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть
собственной деятельностью, собственными
силами, собственным напряжением.
А.Дистервег
Новая образовательная инициатива «Наша новая школа» декларировала компетентностный подход в образовании. Компетентность должна стать результатом образования – такова одна из ведущих идей ФГОС нового поколения. Сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.
Компетенция (от лат. competentia) – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
По классификации А.В.Хуторского выделяется 3 основных вида компетенций:
1) ключевые компетенции (относятся к общему (метапредметному):
Ценностно-смысловая (способность учащихся видеть и понимать окружающий мир).
Общекультурная (позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, выработать у себя толерантность. ).
Учебно-познавательная (формирование навыков учебной деятельности: сравнение, анализ, синтез, заключение).
Информационная (при помощи реальных объектов (телефон, телевизор, факс, магнитофон, компьютер, принтер, модем, ксерокс) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.).
Коммуникативная (способность осуществлять речевую деятельность посредством изучаемого языка и правильным выбором коммуникативного поведения).
Социально-трудовая (владение разными социальными ролями в сфере гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности).
Личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки)
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера преподавания.
Рeзультатом любого урока при компетентностном подходе должно стать построение учеником в каких-то областях, в каких-то кругах жизни своего действия. В целом, результат - это развертывание своей образовательной программы.
Толчком для какого-либо действия при организации учебного процесса является задание. А если мы говорим о компетентностном подходе, то и задание должно носить компетентностный характер. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» проблемной задачи.
Компетентностно-ориентированное задание – это:
- деятельностное задание;
- оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
- оно строится на актуальном для учащихся материале;
- его структура задаётся особыми элементами:
стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение). Стимул должен быть кратким (не более трёх предложений), не должен отвлекать учащегося от содержания задания.
задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания). На данном этапе формируем аспекты первичной обработки информации, планирование информационного поиска.
источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий)
Главное требование – учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания. Кроме того, источник информации может содержать информацию одного вида (текст, рисунок, таблица …) или сочетание отдельных видов информации.
Возникающие при проектировании ошибки:
• Неоправданная громоздкость;
• Использование источника, содержащего программный материал;
• Несоответствие возрасту;
• Избыточность формулировки;
• Недостаток информации
инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата). Он может быть представлен аналитической шкалой, модельным ответом – это перечень вероятных верных и частично-верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. Может быть представлен ключом теста, эталоном результата выполнения учащимся задания закрытого типа.
Бланк для выполнения задания задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Форма для фиксации ответа зависит от формы проведения контроля (письменной или компьютерной). Место, для фиксации ответа, должно быть чётко обозначено.
Здесь представлены некоторые задания по английскому языку, направленные на формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной и компетентности разрешения проблем. Такие задания можно использовать в учебном процессе на этапе формирования предметных и метапредметных умений и навыков и как диагностический материал на этапе контроля.
Класс: 7 класс
Тема: “How long will it take to get to the cinema?”
Проверяемая компетентность: Информационная, коммуникативная.
Аспект (формируемое умение): решение проблемы
Задание может быть использовано как для индивидуальной работы, так и групповой работы на этапе закрепления изученного материала по теме “How long will it take to get to England”
Стимул | Tomorrow we are going to the cinema in Alatyr by bus. But we are going there with children from Kirya and Atrat. The film will start at 4 p.m |
Задачная формулировка | Find out: at what time will the bus have to leave Kirya to get to the cinema on time if the speed of the bus is 60 km an hour. |
Источник информации | 1) Карта Чувашской Республики 2) англо-русский и русско-английский словарь |
Инструмент проверки | Ключ (За верный ответ ученик получает 1 балл. За неверный ответ - 0 баллов) Единая шкала |
Параметры шкалы | Содержание параметров | Баллы |
Использование источников | Количество источников | |
Содержание | Корректность аргументов | * |
Логичность аргументирования | * | |
Достаточное количество аргументов | * | |
Организация выступления | Грамотность речи ( грамматика, лексика, фонетическое оформление речи) | * |
Построение речи, следование логике доказательства | * | |
Способность к диалогу | * | |
Регламент | ||
* - оценивание по трём уровням: ДА (2 балла), НЕ ВСЕГДА (1 балл), НЕТ (0 баллов).
Максимальное количество балов: 13 баллов
В процессе работы учащийся должен продемонстрировать следующие умения:
1) умение работать с картой, находить расстояние, зная масштаб;
2) умение находить время, зная расстояние и скорость;
3) умение делать математические вычисления;
4) умение строить монологическое высказывание, используя структуры It will take, It takes.
Класс: 3 класс
Тема: “Такие разные адреса”
Проверяемая компетентность: информационная
Аспект (формируемое умение): первичная обработка (сопоставление) информации, решение проблемы.
Задание может быть использовано как для индивидуальной работы, так и групповой работы на этапе закрепления изученного материала по этой теме.
Стимул | Саша хочет написать письмо своему другу Джону и должен заполнить адрес получателя телеграммы. Но в английском письме адрес заполняется определённым образом. Он уже заполнил первые строчки адреса. Какое слово он должен написать в следующей строке? |
Задачная формулировка | Запиши нужное слово по-английски на следующей строке в бланке. |
Источник информации | 1) бланк с заданием
2) справка Общая схема написания адреса в английском письме: - Адресат - № дома, улица, № квартиры - Город - Индекс |
Инструмент проверки | Ключ: London Оценка выполнения задания: Максимальное количество баллов: 1 балл |
Класс: 7 класс
Тема: “ Исторические и культурные ценности Москвы и Санкт-Петербурга ”
Проверяемая компетентность: информационная
Аспект (формируемое умение): первичная обработка (сопоставление) информации, решение проблемы.
Введение компетентностного подхода в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.
Список использованной литературы
1) Материалы практико-ориентированной дистанционной мастерской по теме «Разработка компетентностно - ориентированных заданий по учебным предметам», Центр Развития Молодежи http://www.cerm.ru, г. Екатеринбург, 2010.
2) К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман. Happy English.ru: учебник англ.яз. для 7 кл.общеобраз.учрежд.-Обнинск: Титул, 2013.
3) Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход к организации учебного процесса на уроках русского языка.
Данный материал содержит примеры, подтверждающие необходимость применения данной педагогической технологии в тпроцессе обучения учащихся русскому языку....
Компетентностный подход в развитии успешной личности на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС
Компетентностный подход в развитии успешной личности на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС подразумевает процесс индивидуализации. Когда в центре образования стоит деятельность каждого...
Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...
Статья "Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы".
Темой статьи является изучение проблемы, как построить дифференцированное обучение на уроках, чтобы оно являлось средством формирования учебной мотивации учащихся, активизации учебной деят...
Компетентностный подход в организации учебного процесса по музыке
Выступление на педсовете 30.12.2014 г....
Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."
Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...
Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях ФГОС основного и среднего образования
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...