Использование интегрированного подхода в обучении иностранному языку.
статья по английскому языку (6 класс) на тему

Биткулова Альфия Рамильевна

В данной статье рассматривается подоплека возросшей популярности интеграции и на отдельных примерах разбирается, как можно реализовать интегрированный подход в обучении английскому языку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические науки/

Современные методы преподавания

Биткулова А.Р.

Оренбургское президентское кадетское училище, Россия

Использование интегрированного подхода в обучении иностранному языку.

Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.

Я. А. Коменский

В наше время стал актуальным вопрос о формировании целостной картины мира – ведь мы живем в эпоху синтеза, в эпоху, когда молодое поколение должно обладать определенной системой знаний, заточенной под требования современности. Закон Российской Федерации об образовании определяет необходимость «воспитания общей культуры личности» в процессе обучения, то есть предполагает воспитание личности, обладающей целостным мировоззрением, причастной к истокам национальной и мировой культуры.

Образование в первую очередь реагирует на социальный заказ общества, диктующий нам необходимость устранения разобщенности в школьных знаниях. Остро стоит проблема разрозненного восприятия учащимися учебного материала, неумения свести в единое целое полученную из разных источников информацию, неспособности систематизировать и соотнести элементы одной дисциплины с элементами другой, а, значит, и проблема оторванности полученных знаний от жизни.

Воспитание общей культуры личности тесно связано с реализацией интегрированного обучения различным дисциплинам. Необходимо при этом найти резервы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, не разрушая сложившейся системы предметного обучения.

В широком понимании слова интеграция значит приведение разрозненного к целому (что вытекает и из этимологии слова, так как в переводе с латыни integratio значит «восстановление, возобновление»). То есть суть интегрированного подхода в обучении заключается в выявлении связей между, казалось бы, разрозненными предметами, и приведение их к общему, а, значит, эталонному виду.

Современная педагогическая наука и практика ищет пути интеграции учебных дисциплин: возникают новые типы интегрированных уроков, создаются программы интегрированного обучения в сфере различных образовательных областей. Язык же как явление обслуживает все сферы деятельности человека, именно поэтому изучение иностранного языка по своей сущности уже интегрировано с жизнью, а значит легко связывается с любыми школьными предметами.

Так, в Оренбургском ПКУ была дана серия интегрированных уроков по теме «Как человек открывал мир», где английский язык интегрировался с географией. Серия уроков включала три интегрированных урока, один из которых был бинарным. Основанием для такой интеграции послужило несколько причин, одна из которых – совпадение тематического содержания в 6 классе именно у этих двух предметов. То есть такой курс уже может применяться на базе имеющихся УМК и в соответствии с требованиями государственной программы,  и не идет вразрез с планированием, но гармонично в него вплетается.

Одновременно с приобретением теоретических знаний и практических навыков по географии на родном языке в сознание обучаемых поступают сведения на иностранном языке, как о конкретных явлениях и событиях, так и о глобальных проблемах человечества и взаимодействии общества и природы. Таком образом, наращивание лексико-грамматического материала происходит без отрыва от тематики двух предметов, а термины и географические называния заучиваются сразу на двух языках – русском и английском. Кадеты поставлены в центр учебного процесса, и получают сильнейший стимул к использованию фактических и теоретических знаний по географии при коммуникации на английском языке и к извлечению и максимально полному усвоению информации из источников на обоих языках для дальнейшего успешного решения учебных задач по географии.

При этом появляется благоприятная возможность реализовывать на практике технологию проблемного обучения, метод проектов и организовать самостоятельное получение знаний, что позволяет адаптировать и подготовить кадет к будущему решению самых разнообразных задач в  условиях быстро меняющейся ситуации в мире.

Интегративный подход в обучении может реализовываться независимо от видов работы на уроке и во всех видах речевой деятельности. Это можно проиллюстрировать следующими примерами.

1. Развитие лексических навыков. Выполнение задания формата ГИА на словообразование на материале лексики, относящейся к теме «Великие географические открытия». При этом само задание содержит материал по географии, рефлексируемый на русском языке путем вопросно-ответной формы работы.

2. Развитие грамматических навыков. Сопоставление простого настоящего и прошедшего времен происходит через сравнение представлений людей о Земле в прошлом и сейчас. Так, предложение о том, что раньше Земля считалась плоской, а сейчас считается шарообразной, сопровождается наглядной демонстрацией того, как это можно доказать и как это доказывали ученые прошлого.

3. Развитие умения восприятия речи на слух.

После просмотра аутентичного видеофрагмента на английском языке об открытии Америки нужно нарисовать на контурной карте маршрут путешествия Колумба и его флота, а также подписать все встречающиеся в прослушанном тексте географические названия на русском и английском языке.

4. Развитие навыков чтения.

А. Осуществление поискового и изучающего чтения по понятийному аппарату, имеющему отношение к географии. Расширение информации из текста фоновыми знаниями через вызов путем вопросно-ответной работы.

В. Заполнение контурной карты на русском и английском языке по содержанию текста – обозначение стран, имеющих отношение к Индийским, открытых Колумбом островов.

5. Развитие навыков устной речи на иностранном языке и систематизация полученных общих знаний по теме через драматизацию.

Интеграция  открывает широкое поприще для творчества учителя и детей и не исключает использование метода драматизации. Что, как не яркая сценка, поможет кадетам лучше всего усвоить материал по теме и погрузиться в него целиком  - как участнику действия или как зрителю? Например, презентация сценки о плавании Колумба с освещением основных событий, сопутствующих открытию. Сценарий построен так, что одновременно с демонстрацией происходит рефлексия: на ключевых моментах герои сценки замирают, и зрители должны предсказать, что произошло дальше, опираясь на материал, усвоенный на уроке. Кроме того, рефлексия не однообразна: в одном из случаев кадетам предлагается выполнить интерактивное упражнение, где нужно «сложить» в корзину те предметы, которые Колумб привез из Америки в Испанию, одновременно называя их на английском. Здесь приведен фрагмент сценария «Открытие Америки»:

1. The king of Spain and Columbus.

(Аудиовизуальное сопровождение в виде тематической заставки на доске и музыкального файла с записью старинной музыки)

Author: Christopher Columbus was a simple seaman, but he was interested in science. One day he went to King Ferdinand and Queen Isabella – the King and Queen of Spain.

Columbus: The Earth is round, your majesty. I believe there’s a way across the Atlantic Ocean to the Indies and I can find it.

King Ferdinand: This is an interesting idea. But what can I do for you?

Columbus: I want three ships for my voyage and men. And I need money to buy things and food for the voyage.

(Пауза. Учащиеся замирают и останавливают действие).

Teacher: What happens next? Did King Ferdinand give Columbus money for his voyage? (Учащиеся дают ответ на основе полученных знаний) Let’s check!

(Учащиеся доигрывают сцену).

King Ferdinand: I’ll give you money for your voyage. And I’ll give you three ships: Santa Maria, Nina and Pinta. Good luck to you!

6. Развитие навыков письменной речи.

Ну и окончательно закрепить как информацию по открытию Америки, так и изученный лексико-грамматический материал поможет письменное задание. Здесь уместно применить дифференцированный подход и задать учащимся со слабой подготовкой заполнить анкету на английском языке информацией об открытии, сделанном Колумбом (А), а более сильным ученикам дать творческое задание написать заметку в газету, где нужно кратко рассказать об открытии, при этом соблюдая заранее подготовленный план (В).

(А)  (В)

Таким образом, реализация интегративного подхода в обучении  позволит сформировать социокультурную компетенцию воспитанников училища, которая позволит создать у них в сознании у них целостное восприятие мира в совокупности всех его составляющих.

Литература:

  1. Шепель Э.Н. Интегрированные учебные программы и обучение языку. ИЯШ №1, 1990.
  2. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пос. / Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С. Роботова [и др.] / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
  3. Интернет источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Интегрированное_обучение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку

Автор данной статьи  рассматривает системно-деятельностный подход  при обучении иностранным языкам, приводит конкретные примеры  деятельности учителей методического объединения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЬНОГО ТЕКСТА В ЦЕЛОСТНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье описан приём использования работы с модельным текстом для овладения иностранным языком в его целостном проявлении....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...

Интегрированный подход к обучению иностранным языкам

Современное преподавание иностранного языка сталкивается с проблемой снижения интереса обучающихся к изучению предмета. Одна из задач, которая стоит перед преподавателем – пробудить интерес и постоянн...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....