Курс “Английский язык” для подготовки к школе (Истоки)
рабочая программа по английскому языку по теме
Дошкольное образование.Английский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afonina-doshkolniki-istoki.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс “Английский язык” для подготовки к школе
Пояснительная записка
Включение иностранного языка в систему дошкольного обучения и воспитания в РФ было продиктовано рядом причин, основной из которых явилось наличие определенного противоречия между возросшей ролью овладения иностранными языками в современном мире и превращением их в существенный фактор социально-экономического развития общества в целом и недооценкой и несовершенством обучения им в современной российской школе. Изменение экономических, политических, социальных условий в жизни человечества побуждают родителей и педагогов к поиску новых возможностей для изучения иностранного языка детьми.
Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты:
а) умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова, простейшие фразы за педагогом, носителем языка или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью), то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;
б) накопление, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;
в) овладение определенным количеством несложных грамматических структур; построение связного высказывания, при котором речь должна строиться преднамеренно, так как ребенок использует ограниченный словарный запас, и планироваться, поскольку даже в пределах ограниченного словарного запаса нужно научиться выражать свои мысли;
г) умение связно высказываться в пределах тематики и ситуаций общения (базируется на усвоении звуковой стороны иностранного языка, определенного словарного запаса и грамматических структур);
д) внимательное отношение к речи собеседника и соответствующая реакция на его вопросы.
Говоря об обучении дошкольников иностранному языку, мы, прежде всего, говорим о развитии детей средствами иностранного языка. Параллельно с овладением иностранным языком происходит развитие важных психических процессов, таких как произвольное внимание, кратковременная и долговременная память, зрительная, слуховая и моторная память, логическое мышление. Занятия иностранным языком предполагают развитие коммуникативных способностей, которые необходимы для последующей социализации детей в обществе.
Обучение иностранному языку призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру с целью лучшей адаптации его к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.
При обучении иностранному языку дошкольников особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов. Очень важно на первом году обучения помочь детям овладеть артикуляционной базой и интонационным оформлением речи, то есть формировать фонетические навыки: умение правильно говорить с фонетической точки зрения, повторять английские слова за преподавателем или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью).
Обучение произношению проводится во время специального этапа занятия: фонетическая зарядка. Для того чтобы постановка произношения не утомляла детей, существуют различные фонетические упражнения.
Работа над звуковым образом слова готовит детей к чтению на английском языке.
Лексические навыки в первый год обучения вводится через речь педагога, аудио и визуальные средства обучения.
Цель обучения – Всестороннее развитие личности ребенка средствами иностранного языка.
Задачи обучения - воспитывать интерес и уважение к культуре, традициям, обычаям и нравам людей, говорящих на другом языке, разумное и обоснованное поведение в процессе диалога языков и культур, поощрять общее развитие навыков социальной коммуникации;
- прививать элементарные навыки устной речи на втором (иностранном) языке (понимание и говорение);
- способствовать приобретению детьми лингвистических знаний (в области фонетического, словесного, идиоматического, системного, частично морфологического и синтаксического строения иноязычной речи);
-развивать металингвистические способности детей;
- создавать условия для овладения первичной коммуникацией на втором (иностранном) языке, формировать элементарные навыки общения, умения достигать коммуникативные цели при ограниченном владении вторым языком;
-подготовить к дальнейшему, более осознанному изучению иностранного языка.
В рамках ситуативно-коммуникативно-личностно-деятельностного подхода А. Н. Леонтьева и В. Г. Мироновой к обучению иностранным языкам и основанного на нем сознательно-практического метода основными методическими принципами, отличающими один метод от другого, признаются коммуникативно-деятельностный принцип и принцип сознательной систематизации языкового материала. Суть первого заключается в том, что процесс обучения является моделью коммуникации и основывается на коммуникативно-мотивированном поведении педагога и обучаемого в ходе занятий и на предметности процесса коммуникации, которая выражается в тщательном отборе коммуникативных задач, тем и ситуаций общения, отражающих практические интересы и потребности обучаемых.
Коммуникативная обстановка на учебных занятиях должна характеризоваться умственной и эмоциональной активностью общающихся, атмосферой дружелюбия, доверия и взаимопонимания. Этого можно достичь специальными играми, учетом социально-личностных факторов и факторов ситуативной ориентировки общения, а также коммуникативным поведением участников общения. Ситуативные факторы ориентировки предполагают пространственные и временные условия общения. Пространственные условия общения учитываются при выборе местоположения детей в комнате, создании непринужденной обстановки путем не сдерживания двигательной активности детей в игре. Созданию коммуникативной обстановки способствует также оснащение учебной комнаты игрушками, игровыми атрибутами, магнитной доской, магнитофоном или проигрывателем.
Коммуникативное поведение участников общения заключается в адресованности речи и ее адекватном восприятии. Адекватное восприятие поощряет и стимулирует говорящего. Это поощрение может выражаться в качественной оценке ответа или игрового действия ребенка, внимании слушающего, вербальных и экстралингвистических поступках, ожидаемых говорящим, в паралингвистических проявлениях (выражении глаз, мимике, жестах и др.).
Занятия проходят в игровой форме, широко используются дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры, драматизация.
Что касается способов создания игровых ситуаций англоязычного общения дошкольников, то здесь мы исходим из необходимости воссоздания в этих целях внутренних и внешних условий англоязычного общения.
К внутренним условиям общения в данном случае относятся мотивационная основа и речевая установка на иностранный язык.
Мотивационная основа общения формируется путем моделирования потребности, его мотивов, целей, коммуникативного намерения. Англоязычная речевая установка может быть сформирована при наличии следующих факторов: а) привычки к общению с учителем преимущественно на данном английском языке; б) создании специально оборудованной комнаты, использовании постоянных кукольных персонажей для организации игровой деятельности детей на английском языке, исполнении песен, использовании считалок, рифмовок и т. д.; в) использовании ритуальных приемов, фонетических зарядок, специальных игр на психотехнику, способствующих мобилизации внимания, активности.
К внешним условиям общения относятся обеспечение предметного содержания общения и организация коммуникативной обстановки на учебных занятиях.
Предметное содержание общения включает такие понятия, как предмет, продукт и результат. Предметом англоязычного общения дошкольников могут быть реальные или игровые отношения между людьми, сказочными персонажами, куклами или даже предметами и мысли, возникающие в результате этих отношений. При ситуативно-игровом моделировании англоязычного общения одинаково значимо достижение как игрового результата, так и учебного, то есть решение определенной коммуникативной задачи. Это означает, что результат общения, проявляющийся в вербальной или экстралингвистической реакции собеседника не должен выпадать из поля зрения как педагога, так и самих детей.
Иными словами, в период обучения иностранному языку необходимо заложить основы для всестороннего развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности – слушании, говорении, чтении, творческих работах и письме. Основы коммуникативной компетенции также формируется через овладение основами лексико–грамматического словаря и применение его в повседневной жизни.
Контроль усвоения материала осуществляется в виде диагностики в конце первого полугодия и в конце учебного года.
К концу обучения будут решены следующие коммуникативные задачи:
- приветствовать, прощаться, знакомиться, просить извинения, благодарить, выразить согласие или несогласие;
- называть членов семьи, цвета, животных, игрушки, еду, транспорт, части тела, одежду;
- считать до 10;
- сообщать о цвете и размере предмета, о своем возрасте, о своей семье, о том, что они умеют делать, о том, что они любят или не любят;
- описывать одежду, погоду, человека.
Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно направленным. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки и песенки, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала. Вместе с тем, как и при обучении родному языку, в этом возрасте очень важно выработать моторные навыки, которые не только помогают лучше усвоить лексико-грамматический материал, но и способствуют успешному развитию речемыслительных процессов.
Самым важным элементом в процессе обучения детей 4-6 лет выступает эффективность, то есть результат развития и обучения, которого можно достигнуть при правильной и грамотной организации процесса обучения.
Конечная цель обучения иностранному языку - развитие коммуникативных способностей обучающихся – остается неизменной.
Методическое обеспечение:
- Программа «Истоки». Базис развития ребёнка-дошкольника.
- Белоножко Н. Е. Милые песенки. Изучай английский с удовольствием. – М.: Баро – пресс, 2009.
- Благовещенская Т. А. Первые уроки английского. – М.: Росмэн – пресс, 2008.
- Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу? Рекомендации педагогу дополнительного образования по программированию учебно-воспитательного процесса). - М., 1999.
- Ищкарина И.А. English. Уроки английского для малышей. Книга для родителей. – М.: Аркаим, 2009.
- Миронова В.Г. Открытые уроки и праздники на английском языке. – Ростов н/Д.:Феникс, 2008.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1999.
- Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Книга для родителей и преподавателей. / Под ред. Н.А. Бонк. - М., 2000.
- Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Рабочая тетрадь. / Под ред. Н.А. Бонк. - М., 2002.
- Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для самых маленьких.- М.: Росмэн – Пресс, 2010.
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. – М.: Филоматис, 2007.
Методическое обеспечение данной программы:
- аудиоматериалы;
- демонстрационный материал (схемы, рисунки, карточки);
- раздаточный материал (материал для проверки знаний);
- методическая библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для общеобразовательных школ к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ»6 класса.
Данная программа расчитана на 102 часа школьного учебного плана при нагрузке 3 часа в неделю и предусматривает резерв свободного времени в размере10% от общего объма часов. . Срок реализации прог...
Программа курса английского языка для 11 класса школ с углубленным изучением английского языка
Рабочая программа по английскому языку в 11 классе составлена на основании следующих документов:- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;- Федерального компонента госу...
Рабочая программа по курсу английского языка для подготовки к ОГЭ
Программа помогает учащимся овладеть навыками работы по всем экзаменационным вопросам...
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс.
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс....
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса .( Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 класс)
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 ...
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс.
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс....
Элективный курс "Бизнес-курс английского языка" для старших классов школ с углублённым изучением английского языка
Курс включает в себя содержание курса, основные положения обучения, методы и приёмы организации учебных занятий, формы контроля и оценки знаний, примерное календарно-тематическое планирование и список...