Развитие фонематического слуха посредством аудирования
методическая разработка по английскому языку по теме

Статья содержит разбор типичных фонетических ошибок у учащихся, а так же советы по их устранению посредством аудирования. Так же представлены контрастные особенности подачи звукового материала в начальной, средней и старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematicheskiy_slukh.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 1332 с  углублённым изучением предметов

 области знаний «Искусство»

Конспект доклада на выступлении МО по английскому языку

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АУДИРОВАНИЯ

                                                                      Учитель: Попова О.С.

Москва

2011-2012

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический слух влияет на  фонематическое восприятие - умение определять последовательность и количество звуков в слове. От фонематического восприятия зависит дальнейшее распознавание лексем, предложений, текстов, их анализ, синтез и последующее воспроизведение. Фонематический слух напрямую связан с успешностью в применении  общеучебных умений, таких как слушание, говорение, чтение, письмо.

Формирование фонематического слуха считается  необходимым на этапе раннего обучения учащихся английскому языку (дошкольное образование и начальная школа), в старшей и средней школе так же настоятельно рекомендуется работать с упражнениями по развитию фонематического слуха. Для учащихся всех ступеней является актуальным применение упражнений по аудированию.

Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее воспроизведения.

        В учебном процессе аудирование выступает как цель и как средство. Как средство оно может быть использовано в качестве:

1. Способа организации учебного процесса.

2. Способа введения языкового материала в устной форме.

3. Средства обучения другим видам речевой деятельности.

4. Средство контроля и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

Мы сталкиваемся с аудированием как самостоятельным видом речевой деятельности в различных ситуациях реального общения. Это происходит, когда мы слушаем:

  • различные объявления;
  • новости радио и телевидения;
  • различные инструкции и поручения;
  • лекции;
  • рассказы собеседников;
  • выступления актеров;
  • собеседника по телефонному разговору и т.д.

Учащиеся должны понимать на слух иноязычную речь, однократно предъявляемую учителем или в звукозаписи в естественном темпе, построенную на языковом материале и допускающую включение до 3-4% незнакомых слов, незнание которых не препятствует пониманию услышанного.

В начальной школе   аудирование следует проводить имитационно-аналитическим путём, то есть идти от звука к букве, от буквы к слогу, от слога к слову, от слова к предложению, от предложения к тексту.

В более старших образовательных ступенях лучше и качественнее работает аналитико-имитационный (обратный) принцип: от «общего к частному», то есть от речевого потока к звуку, или от текста к слову.

Типичные ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха

  1. Смешение звуков:
  • звонкие- глухие (pig-big [p]-[b]);
  • свистящие – аффрикаты (three-free, [Ө]-[f]);
  • твердые – мягкие (board-bird, [b] – [b`]);
  • долгие – краткие (port – pot, [o]-[o:])

 2. Недописывание слов

     (reade-reader).

3. Ошибки при чтении:

  •  пропуск букв, слогов, предлогов;
  • замена и перестановка букв, слогов;
  • «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
  • недочитывание окончаний слов;
  • искажение слов;
  • добавление лишних букв, слогов и даже слов;
  • «угадывание» слов.

Общие рекомендации 

по формированию фонематического слуха у учащихся I ступени:

Аудирование на начальном этапе может проводить сам педагог, не прибегая к техническим средствам обучения. Можно использовать следующие виды упражнений:

I. Работа с фонемами

1. Деление речевых моделей

  • Отстукивание слога, слова или фразы  по столу
  • Отхлопывание в ладоши предложения

 2. Различение сходных по звучанию слов

Pan- pen, dall-ball,

  1. Различение звуков

[۸] – [a:]

  1. Освоение навыков анализа и синтеза

- Звукоподражание.

     Комар звенит: [z-z-z]

     Жук жужжит: [3-3-3]

     Больной показывает горло врачу: [a:-a:].

     Воющий волк: [u:-u:]

-  Игра «Поймай звук».

     Хлопни в ладоши, если услышите звук …

  • звуковой ряд;
  • слоги;
  • слова.

-  Определить первый звук в словах:

     ослик, утка, Аня.

- Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова.

- Подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова.    

  • Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука.
  • Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  • Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово.    
  • Определение места звука в слове
  • Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова.
  • Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове.

II. Работа с аудио-текcтом

Рифмовки  и скороговорки.

Режим работы:

  1. Воспринимают на слух целиком;
  2. Воспринимают на слух по строчке и следят по тексту;
  3. Имитируют в следующем порядке: слово – строчка – скороговорка целиком с опорой на текст;
  4. Читают самостоятельно по строчке и целиком с опорой на транскрипцию;
  5. Слушают еще раз и проверяют правильность чтения;
  6. Выполняют задание к скороговорке.

Чтение под фонограмму.

Способствует обучению говорению, прежде всего произнесению звуков (в составе речевых единиц), а также правильному логическому ударению и синтагматичности речи, возрастает непроизвольное запоминание, поскольку чтение под фонограмму – одно из немногих упражнений, в которых учащиеся одновременно видит речевые единицы, слышит их и произносит.

Чтение под фонограмму осуществляется в разных режимах:

  1. Диктор читает синтагму, ученик читает вслед за ним во время паузы;
  2. Диктор читает всю фразу, ученик читает ее вслед за диктором во время паузы;
  3. Ученик читает синтагму, затем слышит ее в произнесении диктора;
  4. Ученик читает всю фразу, затем сверяет ее с чтением диктора;
  5. Ученик читает вслед за диктором почти одновременно, но несколько отставая от него;
  6. Ученик читает вслед за диктором в нормальном темпе и одновременно с ним.

Общие рекомендации 

по развитию фонематического слуха  посредством аудирования учащихся II ступени:

Этапы работы над аудированием

Выделяют три этапа работы над аудированием:

  • дотекстовый этап (Before listening)
  • этап слушания (While listening)
  • послетекстовый этап (Follow-up activities)

Рассмотрим каждый из данных этапов с точки зрения развития фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха неразрывно связано с другими  уже сформированными или формирующимися навыками и умениями (чтение, говорение, письмо), а так же психофизиологическими функциями, а именно: слуховым вниманием, слуховой памятью, слуховой реакцией.

Перед прослушиванием текста важно произвести набор упражнений, развивающих слуховое внимание, настроить учащихся на прослушивание информации,  сконцентрировать их на слуховое восприятие.

Предтекстовые упражнения выполняются перед прослушиванием, их целью является облегчение последующего прослушивания

- В развитии слухового внимания и языковой догадки помогают иллюстрации и презентации. Когда дети видят изображение, они приблизительно представляют, о чём будет та информация, которую они собираются услышать.  

- Музыкальное сопровождение для текста по аудированию так же очерчивает первичный образ информации (например, учащиеся, слыша звон башни Биг Бен, настраивают своё внимание на то, что будут прослушивать текст о достопримечательностях Лондона).

 - Предварительные (наводящие) беседы педагога с учащимися раскрывают тематику заготовленного текста, концентрируют внимание учащихся.

Во время прослушивания  

Упражнения, выполняемые во время прослушивания можно отнести к упражнениям на развитие слуховой памяти. Чаще всего, это:

- извлечение, какой то отдельно интересующей нас информации. Здесь проверяется умение учащихся ориентироваться в тексте, понимать, в какой части текста искать интересующую их информацию.

- Соотносить печатную информацию и информацию звучащую. Быстро искать нужный отрывок, так как часто такого плана задания даются так, что в печатном виде часть информации пропущена.

- Это может быть заполнение таблицы, заполнение пропусков в тексте, множественный выбор.

Упражнения, выполняемые после прослушивания, часто носят контролирующий характер, тем самым проверяется слуховая реакция учащихся. Их умение удерживать в памяти услышанное, анализировать и синтезировать полученную информацию.

Формы работы:

-  ответы на вопросы.

- упражнения типа верно\неверно.

- упражнения на проверку степени понимания учащимися информации, которая содержится в тексте, степень проникновения в общее содержание или детали.

-  упражнение на высказывание своего отношения к прослушанному.

Аудирование – составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном языке, но и при разговоре на родном.

Аудирование способствует развитию фонематического слуха, так как аудирование имеет первостепенное значение при изучении звуков. Дети все воспринимают на слух и важно, чтоб учащиеся четко уловили звук, и при поддержке учителя, смогли воспроизвести его. Здесь они должны уловить разницу между тем, как произносит учитель, и как произносят они сами, учитель должен требовать от них более верного произношения звука, как можно ближе к произношению учителя, корректировать сразу после воспроизведения звука. Неправильное произношение ведет к непониманию смысла сказанного.

Нельзя недооценивать роль аудирования при обучении иностранному языку. Впрочем, как и роль других видов речевой деятельности, нельзя отделить аудирование от говорения, письма, или чтения. Коммуникативная особенность аудирования как вида речевой деятельности имеет главенствующую роль на всех этапах обучения иностранному языку и постоянно растущие требования к уровню владения иностранным языкам требует от современного учителя обязательного включения в учебный процесс заданий на аудирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. New Opportunities Russian Addition Pre-Intermediate Teacher’s book Patricia Mugglestone. 2006.

2. Интернет сайт http://www.englishraven.com/methodology.htmlson Longman Limited.

3. Интернет сайт.http://www.tesol-ua.org/tesol-essentials/teaching-methods/listening.htm

4. Интернет сайт http://www.abax.co.jp/listen/

5.Интернет сайт http://www.articlesbase.com/languages-articles/teaching-listening-as-an-english-language-skill-367095.html

6. http://www.nclrc.org/essentials/listening/goalslisten.htm

7. А.В.Конышева Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку “Каро” Санкт-Петербург, “Четыре четверти” Минск. 2005.

8. Н.Д.Гальскова Современная методика обучения иностранным языкам Пособие для учителя АРКТИ Москва. 2004.

9. Е.Н.Соловова Методика обучения иностранным языкам Просвещение Москва. 2006.

10. А.В.Конышева Английский язык. Современные методы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварит...

Игры на развитие фонематического слуха

Игры для развития фонематического слухаК пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, ...

Развитие фонематического слуха на уроках английского языка

Исследовательская работа с аннотацией, теоритической и практической частью....

Упражнения для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Вашему вниманию предлагается система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, ...

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...

Родительское собрание " Развитие фонематического слуха, как одно из важнейших условий развития речи.

Несложная система игр поможет родителям самостоятельно помочь своему малышу овладеть родным языком и , возможно, предотвратить возникновение речевых нарушений....