Эффективное средство вхождения в учебную деятельность в младшем школьном возрасте.
статья по английскому языку по теме

Бугакова Светлана Васильевна

В работе характеризуются игровые методы и приёмы, как эффективное  средство вхождения в учебную деятельность в младшем школьном возрасте.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективное  средство вхождения в учебную деятельность в младшем школьном возрасте.                                                                                              

« Игра- это огромное светлое окно, через                                               которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об             окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

 В.А. Сухомлинский

              Имея относительно небольшой стаж работы с детьми младшего школьного возраста, трудно не заметить, что с наличием усложнения учебных программ и ростом объёма информации, ученики испытывают большие психоэмоциональные и физические перегрузки. Дети быстро утомляются, начинают скучать, отвлекаться.

                              К счастью, от всех этих выше перечисленных явлений, есть одно очень эффективное лекарство, имеющее высокое мотивирующее значение, о чём я скажу немного попозже.

К такому выводу, я конечно же пришла не сразу. В начале своей работы с учащимися младшего школьного возраста, меня не покидало чувство, что какого-то важного включения в организацию урока мне и моим детям не хватает.

                          Исходя из того, что моя основная специальность — практический психолог, я решила провести ряд диагностических методик, которые показали бы мне, каков основной мотив к учению у учащихся младшего школьного возраста. Мною была составлена анкета « Ценностные ориентации», которая позволяла мне выявить степень важности различных аспектов жизни младших школьников, проранжировать систему ценностей. Наряду с этим, для подтверждения результатов анкетирования, мною было проведено диагностирование мотивации учащихся к обучению в школе, беседы с детьми.

Вот именно результаты проделанной работы, позволили мне выявить, что у 87% учащихся младшего школьного возраста наряду с учебным мотивом неразрывно следует игровой мотив, который был доминирующим у них на протяжении всего дошкольного возраста и придя в школу, детям трудно с ним расстаться, да и зачем?

                     Так вот именно этим драгоценным лекарством, на мой взгляд, является включение в учебный процесс игровых методов и приёмов.

                Уважаемые взрослые, вспомните своё эмоциональное состояние, когда вам предлагают поиграть. Правда, мы испытываем огромный прилив жизненной энергии, массу положительных эмоций.

              А, что говорить о детях, со своей ранимой, чувственной, эмоциональной, вспыльчивой натурой, у которых от одного только слова «игра» загораются глаза, в этот момент они забывают обо всем, о чём думали минуту назад и они испепеляют учителя своими прозорливыми глазёнками, ожидая от него, во что же они сейчас будут играть.

              А учитель знает, что именно в этот момент игры, ничего не подозревающие дети, осваивают, возможно, нелёгкий учебный материал, закрепляют изученное, снимают усталость, перестраиваются на другой вид деятельности и т.д.

Но ещё налицо, одно очень важное значение, которое вытекает из психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста, каждый ребёнок в классе хочет быть на высоте, но к сожалению, исходя из

своих индивидуальных особенностей, далеко не каждый может проявить себя в учении, быть равным со всеми, так вот именно игровые методы и приёмы, при обязательном умелом руководстве и индивидуальности учителя, поможет такому ребёнку приблизиться к своим сверстникам и даже быть на высоте.

              И это всё, в свою очередь служит эффективным средством для развития положительной мотивации к изучению иностранного языка.

        Игра помогает сделать процесс обучения английскому языку интересным и творческим. Она даёт возможность создать атмосферу увлечённости и снимает усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

              Психологами было доказано, что игра "оправдывает" переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. Но новый социальный заказ повлиял на пересмотр целей образования в целом и обучения английскому языку в частности. До последнего момента целью школьного обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями: социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь.

                   Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

                       На своих уроках я стараюсь включать разнообразные игровые методы и приёмы. Детям очень нравиться быть самим в главной роли, быть ведущими, ведь они выступают в качестве учителя, а это работает на их авторитет среди сверстников, что немаловажно в их возрасте.

Дети с большим интересом участвуют в театрализованных представлениях, что в свою очередь, как показывают наблюдения, в дальнейшем, повышают интерес к занятиям английского языка.

Большое удовольствие доставляет детям исполнение песен, разучивание стихотворений .

Любой наглядный материал, используемый на уроках, повышает внимательность, наблюдательность, работает на развитие всех психических процессов.

                   Двигательная деятельность не только снимает усталость, подготавливает к новому виду работы, но и безусловно доставляет ребятам огромнейшее удовольствие.

На своих уроках мы с детьми стараемся проводить, как мы её красиво называем, своеобразную исследовательскую работу. Мои исследователи стараются сами находить значения английских слов, переводить английский в русский и наоборот, используя работу со словарём.

                Таким образом, включая в учебный процесс игровые методы и приёмы, мы не только облегчаем свою работу, но и превращаем такой нелёгкий труд для детей, как учение- в обучение с радостью, а отсюда на лицо результативность, и успехи детей.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной деятельности в младшем школьном возрасте

Обзор работ ведущих педгагов по развитию познавательной деятельности младших школьников...

Организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.

Выступление на семинаре учителей начальных классов " Исследовательская деятельность младших школьников"....

«Организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста»

Одной из актуальных проблем современной системы образования является формирование творческого потенциала личности. Творчество предполагает способность каждого ребенка преобразовать имеющиеся знания, и...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры

В системе начального школьного образования большое место занимают проблемы, связанные с противоречием между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний, а также с противо...

Программа групповых занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Гл...

Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Глазовой Е. А., Москва, ...

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благ...