Использование Power Point при обучении английскому языку.
методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме
Данный доклад предназначен для учителей английского языка. Есть методические рекомендации по использованию ИКТ. Также представлены преимущества работы с Power Point.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_iav.docx | 66.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улах-Анская средняя общеобразовательная
школа им. А.И Притузова».
Доклад
по методике преподавания английского языка
на тему:
Использование Power Point при обучении
английскому языку.
Иванова Айсана Вячеславовна.
Учитель английского языка.
Содержание
Введение 3-4
Глава 1. Новые информационные технологии в обучении иностранному языку
1.1 Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста 5-8
1.2 Компьютерные технологии и их роль на уроках
английского языка 9-12
1.3Формы работы с Power Point на уроках английского языка 13-15
Глава 2. ИспользованиеPower Point на уроках английского языка
2.1 Презентация Power Point и ее возможности при обучении. 16-19
2.2 Методические рекомендации по подготовке и использованию Power Point на уроке английского языка. 20-23
Заключение 24-25
Список использованной литературы 26
Приложение 27-35
Введение
В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к урокам английского языка. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Урок направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, заучивание правил, без учета способностей, склонностей, интересов учащихся. Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности все очевиднее. Трудно представить современную школу без компьютерного класса. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).
Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающегося обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры. Использование новых технологий в преподавании английского языка обусловлено не только стремлением к новизне, данное обучение также позволяет реализовать личностно ориентированный подход.
Цель доклада это раскрыть роль применения компьютерных технологий, в частности Power Point, в успешном овладении английским языком. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить психолого-педагогические особенности детей школьного возраста
- показать роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания английского языка
- рассмотреть практическое применение Power Point на уроках английского языка
- доказать эффективность применение компьютерных технологий в процессе обучение иностранному языку.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку.
Предмет исследования: роль и особенности использования современных компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: если систематически использовать информационные технологии на уроках английского языка ,то процесс обучения будет более эффективным.
Доклад включает в себя две главы. В первой главе рассмотрены психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста. Вторая глава посвящена компьютерным технологиям на уроке иностранного языка, их роли на занятии и влиянию на мотивацию учащихся. Также, в ней выделены различные формы работы с компьютером и возможности применения Power Point на уроках английского.
Глава 1. Новые информационные технологии в обучении иностранному языку
1.1 Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста
На сегодняшний день в преподавании английского языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения компьютерных технологий на уроках английского языка уже не подлежит сомнению.
Среди учащихся своего класса, каждый учитель может отметить тех, которые имеют сознательную мотивацию на изучение английского языка, проявляют старание в его изучении, но имеют удовлетворительную оценку по итогам изучения предмета. Практическое применение компьютерных технологий может помочь повысить качество обучения таких учащихся.
Однако компьютеризация обучения не означает простого введения нового средства в уже сложившийся процесс, необходимо проектирование нового учебного процесса на основе современной психолого-педагогической теории.
В аспекте технологизации процесса обучения особую актуальность приобретает проблема учета в этом процессе закономерностей познавательных процессов. Поэтому прежде чем по-новому строить учебный процесс, необходимо провести диагностику познавательных процессов учащихся, выделив в них те закономерности, которые в применении компьютерных технологий обучения представляют для учителя особый интерес. В организации восприятия следует иметь в виду, что по своей модальности учащиеся условно распределяются на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух. Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Существует также четвертый тип – дискрет. Это человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Используя компьютерные технологии, педагог будет учитывать эти особенности детей и предоставлять информацию в том виде, в котором она будет лучше ими усваиваться.
Данные диагностики показывают, что те учащиеся, которые желают, но не могут иметь хорошую оценку по английскому языку, относятся к типу учащихся со “слабой” нервной системой, левополушарные, имеют визуальную модальность. Для них оптимальны условия, требующие монотонной, однообразной работы. Они испытывают определенные трудности в ситуациях, по шаблону, по схеме, при этом обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание. Они успешно выполняют те виды заданий, которые требуют предварительной подготовки. Склонны планировать предстоящую деятельность для того, чтобы равномерно распределить свои силы между отдельными ее этапами; склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов. При ответе или усвоении материала для них необходимо использовать внешние опоры; графики, рисунки, диаграммы, таблицы облегчают им учебную деятельность.
Серьезные трудности для них создает работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (например, когда во время объяснения новой темы учитель одновременно ведет опрос по пройденному материалу, привлекает разнообразный дидактический материал – карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.). Таким учащимся сложно эффективно, продуктивно выполнять задания в шумной, неспокойной обстановке. У них резко возрастает число ошибок, быстро возникает утомление. Они ограничены также в объеме воспринимаемой информации, поэтому им трудно на уроке усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал. Чувствительны к эмоциональным нагрузкам, в связи с чем, ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения работа, особенно если на нее отводится ограниченное время, вызывает большие затруднения и дискомфорт. Учащиеся начинают торопиться, но это приводит не к ускорению их действий, а, наоборот, к заторможенности, ошибкам. В тренировочной же работе они ошибаются реже. Такие ученики теряются и начинают волноваться, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа, поэтому им нужно время на обдумывание. Лучший вариант для них – ответ письменный, а не устный. Кроме того, они очень болезненно относятся к своим неудачам, для них характерна повышенная эмоциональная чувствительность к замечаниям учителя и отрицательным оценкам, неуверенность в своих силах, своих знаниях.
Для учащихся с «сильной» нервной системой характерно следующее:
Без особых затруднений могут работать в течение длительного времени. Однако при однообразной, монотонной работе у них часто возникает чувство раздражения, неудовольствия. Они стремятся избегать такой работы, ищут пути выхода, например, начинают отвлекаться, разговаривать с соседями, задавать вопросы учителю, заглядывать в чужие тетради. Их не пугает ответственная напряженная работа, даже если ее надо сделать за ограниченный промежуток времени. Не смущают неожиданные вопросы. Непоседливы, несобранны, им сложно сосредоточиться на уроке, долго не могут собраться и приняться за работу (и в классе, и дома).
С трудом удается выполнять работу по алгоритму, шаблону. Например, при сложном синтаксическом разборе сложных предложений и т. п. Не склонны к работе требующей систематизации, упорядочения материала. Не любят планировать свою деятельность и проверять уже выполненное задание, их раздражает повторение пройденного материала. Именно поэтому они не составляют для себя каких-либо графиков и расписаний. Их не смущает известная неопределенность в том, чем и когда ему нужно заниматься, кто и где его ждет. Он способен на ходу принимать решение или изменять прежние намерения, быстро, без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам.
Переходя от одного занятия к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее. Способны хорошо работать в ситуациях, требующих переключения внимания, а также в шумной, неспокойной обстановке, могут усваивать значительный по объему и разнообразный по содержанию материал.
Ученики с сильной нервной системой чаще уверены в себе, в своих знаниях, возможностях, поэтому менее чувствительны к оценкам. замечаниям учителя, сделанным после неудачного ответа. Иногда им свойственно даже переоценивать себя. Добиваются одинаковых успехов как в письменной работе, так и при устном ответе.
Материалы данных диагностик, приводят к выводу, что построение учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся в целях повышения его эффективности предполагает дифференциацию приемов работы учителя, индивидуализацию и интенсификации самостоятельности учащихся.
Итак, узнав все необходимое о психологических особенностях детей, о том, являются ли они визуалами, аудиалами или кинестетиками, можно построить урок английского языка с использованием компьютерных технологий более продуктивно. Подбор соответствующих методик и программ, с учетом вида нервной системы учащихся, поможет повысить их мотивацию и, как следствие, уровень знаний.
1.2 Компьютерные технологии и их роль на уроках английского языка.
Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса.
Компьютер представляет собой многофункциональное техническое средство обучения. Он позволяет хранить в памяти языковой материал значительного объема, находить интересующую информацию и представлять на экране в удобном для пользователя виде.
Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: компьютерная поддержка традиционного обучения и обучение, реализуемое с помощью компьютера.
Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока:
- предъявление информации в различных формах;
- формирование у учеников общих и специальных знаний и умений по предмету;
- контроль, оценка и коррекция результатов обучения;
- организация индивидуального и группового обучения;
- управление процессом обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:
1) интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;
2) ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;
3) индивидуализация обучения;
4) возможность обеспечения непосредственной обратной связи;
5) компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок:
6) объективность отметки;
7) обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок.[3]
Вместе с этим деятельность учителя становится зависима от возможностей и безукоризненного функционирования компьютера. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.
Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать к традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.
Специфика предмета ''Английский язык" заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер. Компьютерная программа, компакт-диск, какими бы интерактивными при этом они не были, могут обеспечить лишь общение с машиной. Исключение составляют лишь телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка.
Из этого следует то, что в компьютерных технологиях учитель не является единственным носителем и владельцем информации, за ним остается авторский поход к ее интерпретации. Смещается акцент целей в сторону формирования у школьников умений работать с информацией, формирования исследовательских умений. При традиционном обучении коммуникативный аспект обучения иностранному языку реализуется более эффективно, поэтому необходимо сочетать обучение иностранному языку с помощью компьютера и традиционное обучение.
Компьютерные программы должны использоваться в качестве важного, но дополнительного компонента учебной программы, наравне с традиционными материалами и методами. Работая с компьютером, неизбежно приходится менять всю структуру урока и вообще его компетенцию. Необходимо конкретно определить соответствующую роль и место компьютера в учебном процессе, уточнить и детерминировать основные понятия, внедрить методические и технические аспекты.
При построении учебного процесса с применением компьютерных обучающих программ следует выбрать конкретный раздел из учебной программы; спроектировать набор заданий; выбрать программные средства для подбора заданий; провести экспертизу подобранных компьютерных заданий; разработать методические рекомендации для учащегося.
К началу уроков с применением компьютерных обучающих программ учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности;
- понятия "информация", "компьютер", "программа", "меню", "рабочий стол", " значок", "графический редактор";
- что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор "мышь";
- основные инструменты текстового редактора;
- основные инструменты графического редактора.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;
- использовать манипулятор "мышь";
- работать с командами, открыть и закрыть меню файл;
- создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.
При работе на компьютере учащиеся следуют следующим рекомендациям:
- занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за учащимся;
- соблюдать правила техники безопасности при работе на компьютере
- включать и выключать компьютер и подключенные к нему устройства только с разрешения учителя;
- подключение к работе компакт-дисков учебного назначения и настройка программ осуществляется только учителем.
Общее время работы не должно превышать 20 минут, то есть менее половины урока. Возможно, использование компьютерных фрагментов в течение 5–7 минут. По окончании работы выполнить упражнения на снятие напряжения с глаз.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Их потенциал заключается в том, что они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях; помогают осознать языковые явления; сформировать лингвистические способности; создавать коммуникативные ситуации; автоматизировать языковые и речевые навыки; а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы; реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося; способствуют повышению познавательной активности, мотивации и качества знаний обучаемых.
1.3Формы работы с Power Point на уроках английского языка.
Использование Power Point на уроках английского языка можно представить в разнообразных формах. Power Point позволяет выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.
Работа с Power Point не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того,презентация позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ на Power Point. Работая с презетацией, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Активное и уместное применение Power Point на уроке английского языка представляется возможным и целесообразным исходя из специфики самого предмета. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке опираясь на текст. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.
В практике применения Power Point в учебном процессе особо подчеркивается его обучающая функция, а также, компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языком и речевым материалом.
Сфера применения презентаций на Power Point в обучении иностранным языкам необычно широка. Это может быть эффективно использовано для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.
Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников в классе. Кроме того трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные “ключи” для успешного решения задания.
Power Point позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на английском языке. Компьютер обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах.
Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.
Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся английскому языку. Часто на уроках английского языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием Power Point это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – “изображения” движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. Некоторые учителя могут спросить: а не превратится ли урок при этом из творческой работы в нечто развлекательное? Нет, так как, чтобы получить при работе с Power Point хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Он делает все с радостью, а учителю приходится создавать презентации на Power Point . Это большой труд, но себя оправдывает. Радость познания – вот что дает использование Power Point на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.
У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.
Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа Power Point . Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.
Глава 2. Использование Power Point на уроках английского языка
2.1 Презентация Power Point и ее возможности при обучении.
Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Компьютерная программа Power Point уже зарекомендовала себя как эффективное средство подготовки и демонстрации презентаций не только в сфере бизнеса, но и в образовании.
Преимущество презентации Power Point в:
- сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
- возможности использования презентации как интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
- возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи и пр.);
- возможности управления вниманиями учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
- активизации внимания всего класса;
- поддержки познавательно интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
- осуществлении контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
- сочетании аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
- экономии учебного времени;
- формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающегося, и развития их креативных способностей в организации учебной работы.
Зачастую на уроке возникает необходимость комбинированного набора различных видов средств наглядности. Программа Power Point и ее продукт(презентация) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных средств представления наглядности. К ним относятся:
- Интерактивность- способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем представляемой информации, а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию;
- Мультимедийность- использование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним техническим средством;
- Комплексность представления информации- возможность управления показом презентации в различном режиме (линейно, с эффектами анимации, с помощью гиперссылок);
- Дискретность- смысловая завершенность одного слайда или группы слайдов (он/они должен/ны представлять законченный в смысловом отношении фрагмент презентации);
- Программная совместимость- возможность использовать объекты из других программ, например из приложений MS Office;
- Доступность технического инструментария- наличие у пользователя элементарных навыков работы с компьютером, в частности с программным пакетом MS Office.
Оформительские возможности программы Power Point не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.
Следует подчеркнуть, что при подготовке презентаций учитель, стремящийся добиться успешного результата своей работы, обращает внимание не только на традиционные требования к наглядности, но и на специфичные требования, приведенные в таблице. (приложение).
Презентации отличаются друг от друга по различным параметрам и могут быть классифицированы по разным критериям:
- По направленности на определенную аудиторию:
- для работы в аудитории с проецированием на большой экран;
-для самостоятельной работы за персональным компьютером.
- По функциональному использованию:
-деловая (официальная, официально-эмоциональная, информационный ролик)
- учебная (чтение лекций, проведение семинаров, защита курсовых и дипломных работ, выступление на конференции)
-обучающаяся( при обучении в школе и в вузе)
- прикладная (раздаточный материал в виде графиков, схем, таблиц и т.д)
-развлекательная (поздравления, сопровождения концертов и увеселительных мероприятий).
- По характеру представляемой информации:
-текстовая;
-аудио-видео;
-иллюстративная;
-комбинированная (сочетание текстовых, иллюстративных и аудио-видео материалов в одной презентации).
- По структуре и управлению:
-линейная с жесткой последовательностью кадров – представление цельных слайдов, так называемых «плакатов»;
-линейная с эффектами анимации- последовательный переход от одного слайда к другому с использованием эффектов анимации;
-гипертекстовая- с разветвленной структурой- последовательность передачи материала произвольна и регламентируется гиперссылками;
-в форме Интернет-страницы- единственным отличием от гипертекстовой презентации является способ управления с помощью вертикального и горизонтального меню;
-с эффектами скрытых слайдов- презентация, в структурном плане которой имеются слайды, не появившиеся в ходе презентации.
Обучающие презентации отличаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, аудированию, говорению или письму); по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
Для учителя особое значение приобретает простота использования MS Power Point в качестве «монтажного стола». Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, могут быть объединены в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом. При этом данная программа предоставляет обширный и простой в использовании технический инструментарий, который условно можно разделить на две группы: для эффективной и экономичной во времени подготовки презентации и для эффектного ее представления за счет разных возможностей управления ходом показов слайдов. Учитель владеет не только технической стороной вопроса, но и подбирает необходимый методический инструментарий для воплощения конкретных задач урока. Этот выбор зачастую подсказывает креативному учителю сама программа за счет заложенных в ней алгоритмов и команд.
Вышеизложенное позволяет утверждать что использование Power Point в учебном процессе обуславливает применение определенных видов упражнений. В сфере компьютерных технологий те разновидности упражнений по способу осуществления речевого действия, которые предлагает Е.И Пассов, а именно: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные, приобретают новые свойства, обусловленные техническими возможностями программы.
Успешность готового материала и его реализация на уроке зависят то ряда технологических нюансов, которые учитываются при разработке будущей презентации, начиная с монтажа макета слайд-шоу на листе бумаги и заканчивая его компьютерным воплощением.
2.2 Методические рекомендации по подготовке и использованию Power Point на уроке английского языка.
В первую очередь следует иметь в виду, что планирование презентации проходит в несколько стадий.
Определение целей и задач будущей презентации. На данном этапе следует четко сформулировать название презентации, а также цель и задачи ее использования; выделить ключевые моменты и определить целевую группу обучающихся; продумать технические условия будущей демонтрации.
Предлагаю ориентироваться на три способа использования презентации:
- Обучающиеся следят за показом слайдов со своих мест; слайды проецируются на большой экран; такая презентация может иметь место при любой форме проведения аудиторного занятия; а также на любом этапе урока, например при семантизации новых лексических единиц, презентации нового грамматического материала, тренировке учебного материала и т.д;
- Обучающиеся во время презентации видят на экранах своих компьютеров; по ходу презентации учитель дает пояснения (с помощью большого экрана или монитора компьютера); как и в первой ситуации, презентация может появиться на любом уроке вне зависимости от его этапа;
- Обучающиеся самостоятельно (во внеурочное время) знакомятся с презентацией; оно выступает в качестве электронного раздаточного материала (тестирование, повторение пройденного материала, справочные материалы и т.д).
Отбор и организация учебного материала. На этой стадии в компьютере создается накопительная папка, в которой входят частные папки (для текстов, цитат, иллюстраций, фотографий, упражнений). Затем начинается поиск, сохранение и накопление в папках информации из различных источников. И, наконец, проектируется структура этапа/ов урока с использованием слайд-шоу с учетом технологического инструментария программы Power Point.
Написание сценария презентации. Включая изготовление изобразительного макета (структурного скелета) будущего слайд-шоу. Здесь важно учесть следующие моменты: выделение основных элементов презентации, создание структуры основной части презентации, распределение учебного материала по слайдам, поиск дополнительной информации (при необходимости), продумывание экспозиции, проверка логики подачи материала, подготовка заключения. Уже на данном этапе должен быть разработан комплекс упражнений.
Техническое воплощение презентации согласно технологии программы Power Point и требованиям к наглядности. Под этим подразумевается:
-простая навигация и управление;
-умеренное эстетическое оформление слайда в соответствии требованиями, предъявляемыми к опорам и наглядности;
-соответствующий стиль подачи материала( пункты плана, ключевые слова, перечисления), отсутствие сложных грамматических структур и сплошного текста;
-предварительный учет вариантов развития урока и ответов обучающихся, а также их фиксация в презентации (через гиперссылку с эффектом скрытого слайда);
-распечатка макета слайда с теми заметками, которые необходимы для подачи информации.
Учителю в разработке презентации могут помочь следующие технические возможности программы:
Шаблоны. Они представляют возможность подобрать подходящий дизайн образца слайда в соответствии с темой презентации, позволяя учителю не задумываться над его оформлением и не затрачивать время на создание собственного шаблона.
Макет слайда. Это набор заполнителей структуры слайда, в качестве которых выступают текст, картинки, таблицы, диаграммы, графики, аудио- и видеофайлы. Макет определяет также расположение информации на слайде.
Фон слайда. Это основа для смыслового наполнения. Фон может быть однотонным, многоцветным, иметь структуру (кирпичная кладка и т.д) либо узор (диагональный, плитка и др.). В качестве фона можно использовать рисунок или фотографию. Фон слайдов бывает разным, но обычно все слайды презентации имеют одинаковый цвет, что обеспечивает целостность восприятия.
Скрытые слайды. С их помощью учитель может использовать одну и ту же презентацию на разных этапах работы над темой. При этом он сознательно скрывает от обучающихся те слайды, которые планирует использовать на другом уроке, например, для расширения или углубления ранее изученного материала. Это экономит время, затрачиваемое на подготовку презентации.
Эффекты кадровых переходов. Это способы переходов от одного кадра к другому, в результате которых происходит обособление смысловых фрагментов презентации.
Эффекты анимации объектов в кадре. Они являются инструментом для дозированной подачи информации внутри кадра. Наиболее оптимальными для учебных и обучающих целей представляются так называемые «простые» эффекты:
-для функции «вход» и «выход» : выцветание, проявление с увеличением, проявление с вращением, развертывание;
-для функции «выделение»: высветление, затемнение, дополнительный цвет, подчеркивание, подведение к серому;
-функция «путь перемещения».
Заметки. Их основная функция- графические пояснения к каждому слайду презентации. Заметки можно сделать развернутыми и краткими. В область заметок каждого слайда можно внести целый конспект урока или отдельные его этапы. Заметки не отображаютя на слайдах, а печатаются отдельно. С каждым слайдом презентации связана отдельная страница заметок, на ней располагается уменьшенная копия слайда, с которым она связана. Данную технологию можно использовать при подготовке к лекциям или при изготовлении раздаточного материала.
Примечания. Они не отображаются в режиме показа презентации и могут быть полезны учителю на этапе технического воплощения слайд-шоу, так как позволяют сделать пометки относительно того или иного объекта на слайде. Например, в процессе проверки подготовленных обучающимися презентаций учитель при помощи примечаний может вписывать свои коррективы в презентацию, не занимаясь ее исправлением.
Непосредственная демонстрация готового продукта на уроке. При показе слайд-шоу стоит помнить следующее:
-смену слайдов лучше осуществлять посредством щелчка мыши или нажатием клавиши, а не автоматическим режимом, чтобы учитель, регулируя смену слайдов, мог между ними прокомментировать материал или сделать к нему необходимые дополнения;
-в процессе демонстрации можно рисовать на слайдах. Рисование в кадре делает возможным ситуативно-обусловленный или непредусмотренный заранее комментарий к слайду, составление схемы, либо дополнительное акцентирование внимания обучающегося на каком-нибудь объекте.
Критический анализ результатов проделанной работы. А также внесение коррективов в презентацию с учетом обнаруженных недостатков.
Усовершенствование презентации для ее последующих показов. Желательно, чтобы учитель по возможности сразу после проведения урока занимался данной презентацией, поскольку она позволяет оценить результат работы и облегчить подготовку к следующим урокам с использованием слайд-шоу.
Несмотря на «продиктованные» методические рекомендации, допускается элемент творчества при подготовке и показе презентации. Однако при этом учитель должен всегда помнить о том, что перед ним стоят конкретные задачи, выполнение которых зависит от качества созданных им учебных материалов.
Заключение.
Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.
Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку.
Использование современных средств таких, как компьютерные программы , а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах или олимпиадах, устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что также требует особый вид подготовки.
Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных программ в обучении иностранным языкам, тем более – английскому.
С помощью Power Point можно успешно осуществлять обучение разным видам иноязычной речевой деятельности – чтению, письму, говорению, аудированию.
Вообще, обучение с помощью Power Point – это творческий процесс, позволяющий развивать и разрабатывать новые приемы. Кроме того, обучение на компьютере позволяет изучать курс в темпе, соответствующем способностям, воле и трудолюбию обучаемого.
Содержание учебной информации в презентации реализуется с помощью гиперактивпого подхода, что позволяет изучать материал в любом порядке, на различных уровнях владения иностранному языку, а интерактивный режим превращает процесс обучения в совместную деятельность преподавателя и учащегося.
Бытуют опасения, что техника может вытеснить учителей. Некоторые учителя скептически относятся к такой методике, задаваясь вопросом зачем это нужно, ведь имеется много новых учебных пособий, аудио и видео программ, да, и лучше самого учителя никто не научит. Возможно, они правы. Но никто и не говорит, что живого учителя надо заменить на электронного. Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание детям, отстающим в учёбе.
Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Использование Power Point предоставляют возможность освободить преподавателя от значительной части рутинной работы, такой, как проверка выполнения отдельных упражнений, фронтального опроса, предъявления большого объема языкового материала и других рутинных действий. Применение Power Point делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.
Список использованной литературы:
- Безручко В.Т. Презентации Power Point. –М: Финансы и статистика, 2005
- Пассов Е.И. Классификация упражнений при обучению говорению.// Иностр.языки в школе-1997- №5
- Пыхова Е.К. Советы по созданию ученических (и не только) компьютерных презентаций по английскому языку.
- Мыслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка под. ред. Е.А. Мыслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова.- Минск, 1996.
- Владыко, О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроках английского языка /О.А. Владыко// Иностранные языки в школе.-2007.-№4.
- Зимняя, И.А. Психология обучения иностранному языку в школе/И.А. Зимняя // М.:Просвещение,1991.
- Протасеня, Е.П. Компьютерное обучение: за и против / Е.П. Протасеня / Иностранные языки в школе. -1999.-№2 .
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. – М., Издательский центр «Академия», 2002. с.32
Приложение.
Требования к наглядности традиционной и представляемой презентации Power Point.
Перечень требований | Традиционная наглядность | презентации Power Point. |
Соответствие специфике предметной деятельности обучающихся на уроке АЯ (задачи урока, учебный материал, степень обучения АЯ) | + | + |
Умеренное использование | + | + |
Выделение существенных характеристик демонстрируемого объекта | + | + |
Нейтральность и уместность оформительских эффектов | + Специфичные требования: -нейтральная цветовая гамма фона слайда -простая структура шаблонов -оправданное использование эффектов анимации и звуковых объектов -расположение на слайде не более пяти элементов -максимальный размер фотографий 500б. | |
Зрительная досягаемость. | + | + Специфичные требования: -наименьший размер шрифта, который может видеть аудитория, 24пт |
Оптимальная организация процесса демонстрации | + Специфичные требования: -расположение серии картинок на доске; -использование ТСО (магнитофона, телевизора, диапроектора, эпидиаскопа и др.) | + Специфичные требования: -локализация различных средств наглядности посредством компьютера с использованием экрана и мультимедиапроектора или телевизионного экрана; -использование гиперссылок и эффектов анимации; -необходимость распечатки структуры презентации на бумаге |
Детальное продумывание пояснений, сопровождающих ход демонстрации явлений | + | + Специфичные требования: -сопровождение слайдов функцией «заметки», «примечание». |
Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в демонстрируемом объекте. | + | + Специфичные требования: -использование функции «рисование» на слайде в ходе показа; -использование гиперссылок. |
План конспект урока с использованием Power Point:
Деятельность учителя | Де учащихся | Примечание |
| ||
Организационный момент. | ||
- Stand up! -Good morning, pupils! -Sit down, please! -How are you? - I’m too. Thank you. -Who is absent today? -What’s matter with Pete! | -Good morning , teacher! - I’m fine, thank you. And you?
-Nobody is absent./ Pete is ill. | Приветствие , выявление отсутствующих. |
Целеустановка. | ||
-At the last lessons we spoke about a family and favourite activities of parents and children. -Today we shall continue our talk about a family, and the topic of our lesson is “ What do you do to help your family?” -Open your copybooks and write down the date and the topic of the lesson. | Дети записывают в тетради число и тему урока. | |
Фонетическая тренировка. | ||
-First of all, let’s remember some English sounds and pronounce some words. -See Ex:21 on p.71 - Please listen to me. - Repeat after me. -Be carefully with sounds [ǝu]. -Pronounce the rhymes: | [ɔ:] water, walk, call, draw, door, floor. [ɒ] shopping, wash, clock, sock. [i:] clean, feed, meet, three. [ei] may, say, lay, make, table, today. [ǝu] phone, home, homework, photo, go. I love my mother I love my father I love my sister I love my brother. Father, mother, sister, brother Hand in hand with one another. | Слова и словосочетания произносят хором вслух вполголоса, произносят по одному. (3-4 ученика). Рифмовки, известные детям с прошлого года, произносят все, по одному (2 ученика) |
Проверка домашнего задания. | ||
-Let’s check our homework . - Read aloud a poem and we shall see, who will read it the best. -The poem’s named “One busy housewife”. |
| Дети открывают учебники на стр: 74 упр: 27. Желающие 3-4 ученика. |
Работа над орфографией. | ||
-Now close your books, look at the blackboard and fill in the gaps in the words from the poem. -Lada, go to the blackboard. Do the first word. -Who else? -Read these words and translate them. You are right, thank you. -Children, exchange your copybooks and check your partner’s notes. -Who have no mistakes? Very good. | Wa_ing Cl_ning C_king H_sew_fe Swe_ing | Дети быстро записывают в тетради слова, затем по одному пишут на доске. Проверяют друг у друга, развивая умение работать в коллективе. |
| ||
Введение новой ЛЕ и тренировка грамматических навыков | ||
-Open your books at p 70 ex 16. There are some pictures about Mag and Alex. -Look at the pictures and say, what Mag and Alex usually does at home. -What else can the do? -What did he do yesterday? -Right. Shut your books and let’s speak. -Did Alex help his parents? -How did he help his parents? | -Usually Mag and Alex does their homework. - Usually Mag lays the table/ does the washing up/ feeds her pets/ waters the fowers. -Usually Alex goes shopping/ makes his bed/ answers phone calls/ cleans his rooms/takes his pet for a walk/ repairs his bike. -He can wash dishes, cook breakfast etc. -He did homework. etc | Учащиеся составляют предложения с опорой на подписи к картинкам в учебнике, проговаривают предложения по цепочке. Трансформируют предложения в форму прошедшего времени, продолжая работать по цепочке. Повторяют предложения в которых говорится о том, как Алекс помогал родителям. |
Развитие монологической речи. | ||
-And what about you? – -Did you help your parents yesterday? -What did you do? -Was it interesting to you or not? -Which was the most interesting? -Well, children, thank you for your stories. - Whose story was the most interesting for you? -Why? | -I like to help my mother. -I washed up after dinner. etc | Дети рассказывают о том, как они помогали вчера своим родителям, используя в речи лексический материал урока, что было им интересно делать (4-5 ученика). Для опоры на экране видно картины по теме «Помощь по дому» |
Динамическая пауза. | ||
-Please, stand up, let’s play a little. - You will hear the poem about the housewife and illustrate it in actions. -Good. -Sit down, please. | “One busy housewife” | Слушают стихотворение “One busy housewife” в записи и выполняют действия, соответствующие тексту вместе с учителем. 2 раза. |
Тренировка в слушании и чтении. | ||
-Open your books again. –See p 72, ex 22. Here are some dialogues. -Look at the text, please. -Listen to the dialogues and say, what are they about? - What does the daughter want? -How does she say about? -Does the mother agree? -What does she say? -What does Martin want? How does he say about it? -Does his grandmother agree? What does she say? -What does Jessy want? How does she say about it? -Does grandfather agree? What does he say? - So, when we want to help somebody, we say “May I help you to..?” The answer usually is “Yes, of course”/ - Write it down in your copybooks. -When we ask somebody to help us, we say: “Can you help to….?”. The answer usually is “Yes, of course”. Write it down. -Listen to the dialogues again and read them in pairs. | 1)Betty: Mum! May I help you to lay the table? Mum: Of course, dear. You may put the cups and the spoons on the table. -The daughter want to help mother. -May I help …. -Yes, she does. - She said: You may.. 2) Martin: Granny, may I help you to do washing up today? Granny: Thank you. That will be very nice if you don’t have too much homework. 3) Jessy: Granpa, can you help me to draw this picture, please? Grandpa: Yes. In a minute. We’ll draw it together. | Слушают с опорой на текст и картинки по 1 диалогу. Выписывают фразы, передающие эти речевые функции. Фразы записываются на доске и в тетради. Слушают диалог и читают диалог в парах. |
Развитие диалогических умений. | ||
-Look at the blackboard, here are some sentences. Match these sentences to make the dialogues. Work in pairs. -Let’s check. Come to the blackboard and write down the answers. Thank you. Now check yourself. - Make up your own dialogues and play them out, you will be the actors. Work in pairs. - You are very talented actors! Thank you! | 1. Can you help me to wash the dishes? 2. Can you help me to lay the table? 3. May I help you to go shopping? 4. May I help you to cook breakfast? 5. May I help you to water the flowers? a. Yes, of course, dear. Thank you. Get ready to go. b. Of course, you may. It’s a good idea. c. Yes, Mum. I’m coming. d. OK. What should I do, Mum. e. Yes, you may. Wash your hands first. Keys: 1-c, 2-d, 3-a, 4-e, 5-b. | Дети в парах соотносят предложения, записанные на доске, так чтобы получить диалоги. 1 ученик записывает свои ответы на доске, остальные проверяют свои записи сами. В парах составляют по аналогии диалоги, разыгрывают их. |
Закрепление речевого материала. | ||
-Take your workbooks at p 42, see ex 17. -Read the questions aloud, please, and translate. -Answer them. Are you a good son or daughter? -Who is an ideal child? Who is a good child? I’m happy for your parents. | 1.Can you say when your mother’s (father’s) birthday is? 2. Are you always polite and kind with your parents? 3. Do you lay the table? 4. Do you clean your room? 5. Do you go shopping? 6. Do you wash the dishes? 7. Do you feed your pet? 8. Do you make your bed? 9. Do you take care of your little brother (sister)? 10. Do you sometimes give presents to your mother? Keys: 8-10 “yes”- you an ideal child. 6-8 “yes”- you a good child. 4-5 “yes”- you must try to be better. Less than 4 “yes”- I’m sorry for your parents. | Выполняют упражнение в рабочей тетради « Ответь на вопросы и определи, хорошая(ий) ли ты дочь(сын)? На вопросы отвечаем все вместе с учителем. Разбор по одному вопросу помогает лучше понять вопрос и чтоб остальные дети не отставали. Незнакомые слова в вопросах даются на обсуждение, стараются все перевести устно. Если не получается то, учитель нажимает на слова то появляется картинка. (с помощью ссылок в презентации) |
| ||
Итог урока. | ||
- Say me please. -Must children help their parents? -Do parents help their children? -So, children and parents help one another. | Дети отвечают на вопросы и приходим к одному итогу. | |
Домашнее задание. | ||
-At home, you will tell in about your househelping and your duties. It’s an ex 17 on p 71 in your Student’s book. -Also , you will think about ideal children and ideal parents. This is ex 4 on p 38 in your workbooks. - Now it is time to write down your hometask. -It’s time to get marks for the lesson. You marks are… | Ex 3 p40- W/b Ex 4 p38- S/b | Дети записывают домашнее задание в дневнике. Учитель контролирует, чтобы все написали. Выставляются отметки за урок. |
Конец урока. | ||
-Stand up, children! -Good bye! | -See you soon! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Power Point об использовании ИКТ в преподавании иностранных языков
Оптимизация работы учителя иностранного языка посредством применения ИКТ в учебном процессе....
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
Интерактивный тест в MS Power Point по английскому языку по теме "Healthy Lifestyle"
Интерактивный тест в MS Power Point по английскому языку...
Мастер-класс Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)
Мастер-класс "Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)"Цели:Формирование у участник...
Презентация Power Point: "Формирование социокультурной компетенции школьников в условиях межкультурной коммуникации при использовании презентаций Power Point .”
Актуальность проблемы: в активном использовании ИКТ при обучении иностранным языкам;Во взаимодействии «учитель-ученик-компьютер» на более совершенном уровне;В создании модели применения информаци...
Открытый урок английского языка в 4-ом классе по теме: "Мой дом"(Describing your house) с использованием презентации Power Point
открытый урок английского языка в 4-ом классе по теме: "Мой дом"(Describing your house) с использованием презентации Power Point...
Советы по использованию Power Point
В документе размещены 10 основных правил, которым нужно следовать для создания хорошей презентации...