Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка. (Из опыта работы)
методическая разработка по английскому языку на тему
Основная цель образования - развитие ребенка при сохранении здоровья. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.
(из опыта работы учителя английского языка Ледней Александры Семеновны).
Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей. Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранения здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой.
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честный, самокритичный;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения. Но не менее важна правильная организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы в преодолении трудностей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
В нашем школьном методическом объединении одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка – задача особой важности для учителя. Задача школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развивать свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Под личностно-ориентированным подходом мы понимаем общение, основанное на интересе человека к человеку, на доброжелательном отношении собеседников, на знании и учете психологических особенностей их характера.
Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей.
К здоровьесберегающим технологиям также можно отнести:
- игровые технологии;
- технологию уровневой дифференциации;
- технологию проектного обучения.
Как сделать урок эффективным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную активность учащихся?
Принцип активности ребенка в процессе обучения, действительно был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащегося, в некоторых же технологиях она составляет главную идею и основу эффективности результатов.
Игровые технологии.
Игра является действенным инструментом преподавания, которое активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.
По мнению психологов (А.А. Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.
Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет 4 важнейшие для человека функции:
средства развития мотивационно - потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство произвольного поведения.
Игра всегда предполагает принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Таким образом, игра это:
1. Деятельность.
2. Мотивированность.
3. Индивидуальная деятельность, личная.
4. Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив.
5. Развитие психических функций и способностей.
6. «Учение с увлечением» (С.Л. Соловейчик).
В разных классах я применяю разные игры и игровые приемы. В начальных классах урок начинаю с игровой завязки. В гости к детям приходят «животные – артисты», герои сказок, Незнайка и другие. В игровой завязке дети включаются в игру и затем активно работают на уроке. Учитывая особенности младшего школьного возраста, стараюсь менять виды работ, так как ребенок не может долго слушать и слышать учителя. Но зато потребность двигаться, действовать, общаться, велика и существует у ребенка постоянно. Значит, на уроке обязательно как минутка отдыха или как прием перехода от одного вида деятельности к другому присутствуют подвижные игры.
Одним из наиболее эффективных приемов обучения иностранному языку можно назвать ролевые игры. Ролевые игры в группе детей дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. На начальном этапе обучения ролевая игра формирует у ребенка воображение, которое позволяет ему переносить свойства одних вещей на другие (он знакомится с человеческими отношениями, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них).
В процессе работы используются драматизация песенок, стихов, считалок. В системе провожу на уроках физкультминутки, паузы – релаксации. Дети всегда ждут с нетерпением слов «Давайте играть!» и сразу оживают. Их улыбки, желание говорить на английском языке, служит показателем их заинтересованности, увлеченности. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.
Особенностью игры в старшем возрасте является нацеленность на самоутверждение, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. В средних и старших классах ребятам нравятся игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Международная конференция», различные викторины. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятии, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, окончания учебного года. Разучивание и исполнение стихов, песен на английском языке играет особую роль, ученики занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. Широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержат темы «Рабочий день», «Здоровый образ жизни». Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру знания об этикете.
В старшем звене обсуждаются такие вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, их влияние не только на физическое, но и психическое здоровье неокрепшего организма, и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, готовят проекты по этим темам, доклады, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.
Проектные технологии.
Здоровьесберегающие технологии находят свое отражение и в проектной деятельности учащихся. Проектная работа – это самостоятельная индивидуальная или групповая творческая деятельность учащихся, направленная на реализацию собственных идей. Выполнение проектных работ ведет к развитию мышления, логики, воображения, совершенствованию личности ребенка в способности успешно реализовать себя в новой жизненной ситуации. Учащиеся высказывают свое мнение, свою точку зрения. Происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирование чувства собственного достоинства. Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность.
Преимущества проектного метода неоспоримы:
- проектный метод обучения характеризуется высокой коммуникативностью и активным включением в учебную деятельность;
- использование метода проекта позволяет создать условия для развития личности учащихся, так как он развивает речемыслительную деятельность учащегося; учит применять полученные знания на практике;
- позволяет интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы;
- учит работать в команде;
Прежде чем приступить к работе над проектом я стараюсь ответить на следующие вопросы:
- Какую пользу принесет проект моим ученикам с точки зрения улучшения языковой и речевой компетенции по аспектам языка (чтение, письмо, аудирование, говорение)?
- Как работа над проектом помогает достижению программных целей?
- Обладают ли ученики знаниями и умениями для работы над проектом?
- Сколько времени для работы над проектом я могу позволить себе использовать на уроке, и сколько времени понадобится ученикам для выполнения проектного задания во внеурочное время?
Работа над проектом включает в себя десять этапов (по F.L. Stroller).
1 этап: Ученики и учитель выбирают тему проекта.
2 этап: Ученики и учитель определяют, каким будет финальный продукт проекта.
Вот некоторые варианты:
- Брошюра
- Стенная газета
- Дебаты
- Путеводитель
- Пособие
- Письмо
- Макет
- Мультимедийная презентация
- Устная презентация
- Постер
- Исследовательская работа
- Театральное представление
- Создание веб – сайта
- Письменный доклад и т.д.
3 этап: Ученики и учитель оговаривают структуру проекта.
После того как ученики и учитель определили тему проекта и решили, каким будет конечный продукт, учитель и ученики обсуждают детали проекта, которые помогут ученикам продвигаться в их работе над проектом. На данном этапе ученики делятся на группы, распределяют роли и обязанности. На этом этапе оговариваются сроки выполнения проекта, временные рамки по сбору, обсуждению информации, и затем презентация их конечного продукта.
4 этап: Учитель готовит учеников к сбору информации.
На этом этапе учитель решает, какие языковые и речевые навыки и умения понадобятся ученикам для сбора информации. Если, например, ученики собираются интервьюировать кого-то, учитель должен напомнить, как правильно задаются вопросы, как записываются ответы. Если ученики будут писать письмо, учитель должен напомнить, как пишутся официальные письма, чем они отличаются от неофициальных и т.д.
5 этап: Ученики собирают информацию.
После того, как учитель убедился, что ученики владеют языковой и речевой компетенцией для сбора информации, ученики начинают собирать информацию.
6 Этап: Учитель готовит учеников к компилированию и анализу полученных данных.
На этом этапе учитель учит учеников распределять данные по критериям, сравнивать, заполнять таблицы, делать графики.
7 этап: Ученики компилируют и анализируют полученную информацию.
Работая в группах, ученики обсуждают важность полученной информации. Цель этого этапа – выбрать ту информацию, которая поможет завершить проект.
8 этап: Учитель готовит учеников к презентации конечного продукта.
На данном этапе учитель обращает внимание на то, что какую активную лексику и грамматические структуры они должны использовать, как, например, сделать устную презентацию интересной, как привлечь внимание всего класса.
9 этап: Ученики представляют конечный продукт.
10 этап: Ученики и учитель оценивают проекты.
Рефлексия учеников после представления проекта важна, потому что высказывая свое мнение, ученики дают рекомендации по усовершенствованию работы над проектом в будущем. На этом же этапе учитель комментирует каждый проект с точки зрения его содержания, языковых и речевых достоинств.
Работа над проектом занимает много времени, поэтому целесообразно для работы над проектом занимать как учебное, так и внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.Из опыта работы.
В настоящей работе автор представляет систему работы по технологии здоровьясбережения на уроках немецкого и английского языка....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)
Рассказывается об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого (или другого иностранного языка)....

Информационные технологии на уроках английского языка. Из опыта работы.
Научные редакторы: Л. А. Бачурина, канд. тех. наук., доцент; Н. В. Ярчикова, доцент.Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии....

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование современных технологий на уроках английского языка (из опыта работы)
В последние годы остро стоит вопрос о применении новых педагогических технологий в образовании. Среди многообразия современных образовательных технологий выделяются игровые, проектная технология, техн...

ГБОУ школа №371 Московского района Санкт-Петербурга Статья по теме " Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка (из опыта работы)"
Статья по теме " Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка (из опыта работы)"...

Использование игровой технологии на уроках английского языка (из опыта работы)
В данной статья делюсь опытом работы об использовании игровой технологии с педагогической деятельности, привожу примеры использования методов и приемов на уроках англйского языка....