УМК "Практическая фонетика английского языка"
учебно-методическое пособие по английскому языку на тему
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_prakticheskaya_fonetika_a.ya_.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
СД.12 ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью
Утверждено на заседании кафедры
английского языка и английской филологии
факультета филологии и журналистики
(протокол №____от _____________2008 г.)
Зав. кафедрой
к.ф.н., доцент Виноградова С.А.
______________________________________
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Авторы программы: Е.Е.Селиванова, ст. преподаватель кафедры
английского языка и английской филологии МГПУ
Е.Л.Севастьянова ст. преподаватель кафедры
английского языка и английской филологии МГПУ
1.2 Рецензенты: - кандидат педагогических наук, доцент
кафедры иностранных языков
ФИЯ МГИ С.В.Кускова
- кандидат филологических наук, доцент кафедры
английского языка и английской филологии
ФФиЖ МГПУ Л.К. Рахманкулова
1.3 Пояснительная записка
Требованиями к курсу по практической фонетике на первом году обучения являются:
- Правильная реализация форм в подготовленных текстах. Знание правил чтения и транскрибирования.
- Правильная ритмическая реализация фразы. Употребление сильных и слабых форм.
- Реализация в предложениях основных акцентных моделей.
- Реализация основных интонационных моделей (Low Fall (низкий нисходящий тон), High Fall (высокий нисходящий тон), Low Rise (низкий восходящий тон), Fall-Rise (нисходяще-восходящий тон)).
Курс рассчитан на 72 часа. Перед ним проводится вводно-коррективный фонетический курс, занимающий также 72 часа (в течение 6 недель).
Содержание вводно-коррективного фонетического курса.
Взаимоотношение письменной и устной речи. Необходимость фонетики в практическом курсе изучения иностранного языка. Произносительная норма. Систематизация правил чтения. Транскрипция. Понятие фонемы и аллофона как основы для постановки произношения звуков. Краткие сведения о произносительном аппарате. Артикуляционная классификация звуков речи.
Анализ артикуляции английских монофтонгов сравнительно с русскими (ряд, подъем, напряженность, огубленность). Позиционная долгота. Дифтонги. Трифтонги. Слогоделение.
Анализ артикуляции английских согласных сравнительно с русскими (способ артикуляции, место артикуляции – активный действующий орган, участие голоса, противопоставление согласных по силе – слабости артикуляции). Апикальный характер переднеязычных, позиционная придыхательность взрывных, отсутствие противопоставления по твердости – мягкости, позиционная долгота сонантов.
Ассимиляция и аккомодация звуков речи в потоке речи. Основные аллофоны гласных и согласных. Трудные звукосочетания. Знакомство с основными акцентными моделями. Безударный вокализм. Связывание слов в потоке речи. Ритмическое членение речи. Понятие ритмической группы и особенности английского ритма. Фразовое ударение. Понятие сильных и слабых форм.
Понятие синтагмы. Интонационное членение речи. Основные интонационные модели.
Фонетические упражнения.
Прослушивание и имитация отдельных слов.
Чтение слов в транскрипции и орфографии.
Фонетические диктанты на отдельные слова.
Упражнения на восприятие и реализацию основных интонационных моделей на материале предложений.
Интонационная транскрипция текстов (членение и использование основных интонационных моделей завершенности незавершенности) и отработка их чтения.
Содержание основного курса практической фонетики.
Основной курс включает в себя:
- продолжение работы над аллофонами согласных и гласных и трудными звукосочетаниями на материале отдельных слов и предложений,
- реализация основных акцентных моделей слов в предложениях,
- работа над ритмом, употребление сильных и слабых форм служебных слов,
- интонационный анализ текстов,
- мелодическое оформление основных коммуникативных типов,
- интонационная система J.D.O’Connor, тональные группы The Low Drop (Low Fall), The High Drop (High Fall), The Low Bounce (Low Rise), The High Bounce (High Rise). Основные значения контура The Switchback (Fall-Rise Undivided),
- интонация многосинтагменных предложений.
Фонетические упражнения.
Чтение отдельных слов, предложение с тренируемыми звуками, коротких связных текстов.
Фонетический анализ, транскрибирование, разучивание записей небольших отрывков прозы (монологов, диалогов) и стихотворений. Фонетические диктанты на отдельные слова и предложения. Интонационная транскрипция и анализ текстов. Чтение текстов с размеченной интонацией.
На втором году обучения на практическую фонетику английского языка
предусмотрено 36 часов
Требованиями к курсу по практической фонетике на втором году обучения являются:
- правильная реализация вариантов фонем в различных сочетаниях и позициях по отношению к ударению,
- чтение информационных и эмоционально окрашенных текстов средней сложности с правильной реализацией акцентно-ритмической структуры и основных интонационных моделей,
- знание правил употребления интонационных моделей в разговорной речи.
Содержанием данного курса является:
- продолжение работы над звуками и интонацией. Повторение основных акцентных моделей,
- слова с двумя ударениями: случаи вариативности акцентных моделей во фразе,
- все случаи употребления слабых форм служебных слов,
- интонационные способы передачи различных эмоциональных значений,
- тональные группы The Switchback (Fall-Rise Undivided), The High Dive (Fall-Rise Divided),
- систематизация сведений по интонации,
- сопоставительный анализ тональных групп,
- различные способы интонационного оформления одного и того же коммуникативного типа.
Фонетические упражнения:
Анализ, транскрибирование, интонационная транскрипция, разучивание звукозаписей учебных и литературно-художественных текстов.
Свободное чтение текстов различных стилей и их интонационный анализ. Тесты на ритмические варианты основных акцентных моделей.
Упражнения на употребление интонационных контуров в живой речи согласно заданной речевой ситуации.
Пересказ больших по объему текстов, рассказ на заданную тему.
Фонетические диктанты.
1.4 Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя иностранного языка (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальности 050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью по дисциплине.
ДПП.Ф.08 Практический курс иностранного языка – 2200 ч.
Иноязычная культура как содержание иноязычного образования. Фонетический материал, необходимый для коррекции и постановки правильного произношения и интонации; грамматический материал, необходимый для формирования лингвистической компетенции в наиболее распространенных ситуациях в официальной и неофициальной сферах. Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного га иностранный).
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
№ п/п | Шифр и наименование специальности | Курс | Семестр | Виды учебной работы в часах | Вид итогового контроля (форма отчетности) | |||||
Трудоем- кость | Всего аудит. | ЛК | ПР/СМ | ЛБ | Сам. работа | |||||
1 | 050303 иностранный язык с доп. спец. | 1-2 | 1-2-3 | 200 | 108 | - | - | 108 | 92 | Тест Зачет |
1.6 Содержание дисциплины.
Содержание курса по практической фонетике
Первый год обучения (1 курс).
Первый семестр.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины. Тема | Форма самостоятельной работы | Кол-во часов | Форма контроля выполнения самостоятельной работы |
1 | Сравнение английской и русской систем гласных фонем. Причины акцента. Гласные /i:/, /I/. Правила позиционной долготы. Специфика слогоделения в английском языке по сравнению с русским. Международный фонетический алфавит. Транскрибирование, интонирование и отработка диалогов, практическое обозначение позиционной краткости и долготы. Интонация: Low Fall (низкий нисходящий тон), Low Rise (низкий восходящий тон) | Выучить наизусть диалоги C. Mortimer “Sound Right” Диалог I /1и III/1 | 2 | Диктант на контрасты английских гласных /i:/- /I/, /A:/-/а/, /e/ -/я/, /O:/ - /А/, /u:/ - /U/. Упражнения вводно-коррективного курса (кафедра фонетики СПбГУ) на гласные /i:/, /I/: 1, 2, 3, 4. C. Mortimer “Sound Right” Диалог I /1и III/1 O’Connor, Unit 23, task 1. Диктант - task 1.2. |
2 | Классификация гласных. Гласные /i:/, /I/, /e/. Различение на слух контраста /I/ - /e/ и отработка произношения. Апикально - альвеолярные согласные /t,d,n,l,s,z./. Интонация: Low Rise (низкий восходящий тон), Fall-Rise (падение-подъем), High Fall (высокий нисходящий тон). Ассимиляция и случаи ее отсутствия (в сочетаниях типа /bIt bIg, felt тeI/ | Отработка произнесения случаев отсутствия ассимиляции в диалоге. | 2 | Упражнения 1, 2, 3 вводно-коррективного курса на гласные переднего ряда /i:/, /I/, /e/. O’Connor Unit 23. Диктант - task 1.3. Task 2, 3, 4. O’Connor, Unit 1, task 1. |
3 | Классификация согласных. Гласные /i:/, /I/, /e/. Сонанты /m,n,w/. Интонация общего вопроса. Low Rise (низкий восходящий тон), Fall-Rise (падение-подъем), High-Rise (высокий подъем). Ассимиляция и случаи ее отсутствия в сочетаниях типа /get тeе/). Слабые формы. Аудирование текста, транскрибирование и интонационная разметка. | Диктант на контраст /I/ – /e/ O’Connor Unit 1, task 1, 1.2. Расставить знаки позиционной долготы в тексте O’Connor, Unit 1, task 1.Отработка произношения и интонации в тексте This week’s interview – Tim Fitzwilliam. | 2 | Упражнения 5,6,7 вводно-коррективного курса на гласные /i:/, /I/, /e/. Упражнения 3, 16, 70 вводно-коррективного курса на сонанты. C. Mortimer диалоги I/1, III/1, III/2, IV/1. C. Mortimer диалог IV/2. O’Connor, Unit 1, task 2.2a. This week’s interview – Tim Fitzwilliam. |
4 | Гласные /i:/, /I/, /e/. Сонанты /m,n,w/. Транскрибирование, интонационная разметка и отработка диалогов, практическое обозначение позиционной краткости и долготы гласных. Отработка текста (звуки и интонация). Употребление Fall-Rise (нисходяще-восходящего тона) для обозначения Calling Intonation (звательной интонации). Lateral plosion (латеральный взрыв) и Nasal plosion (носовой взрыв).Слушание и запись в транскрипции слов с данными феноменами. Отработка произношения взрывов, обозначение на письме. | Транскрибирова-ние диалога C. Mortimer IV/2. Выучить наизусть диалог C. Mortimer V/1. | 2 | Упражнения 7, 16, 70 вводно-коррективного курса. C. Mortimer диалоги IV/1, IV/2. C. Mortimer диалог V/1. J.D. O’Connor Better English Pronunciation упражнения на разные типы взрывов. |
5 | Гласный переднего ряда – /я/. Контраст /e/ -/я/. Согласные /p,t,k/. Аспирация, отработка в диалоге. Транскрибирование и интонирование. Разделительные вопросы. Отработка в диалогах. Соединение согласных и гласных (отсутствие паузы или гортанной смычки). | Выучить наизусть диалог C. Mortimer VII/1. Отрабатывать слитное произношение. | 2 | Упражнения 8, 9 вводно-коррективного курса. C. Mortimer диалог VII/1. O’Connor, Unit 1, task 2, 2.2.a. This week’s interview – Tim Fitzwilliam. C. Mortimer диалог V/1. O’Connor, Unit 1, task 2, 2b, task 3. C. Mortimer Elements of Pronunciation. Раздел - Link-up: упр. 76-82 стр.47-49. |
6 | Сонант /w/. Аффрикаты /tш, dж/. Контраст /e/ -/я/. Интонационная модель «Statement implying ‘but’ (высказывание, подразумевающее ‘но'). Отработка High Fall (высокое падение). | Самостоятельно сделать интонационную разметку текста из O’Connor, Unit 1, task 3. | 2 | O’Connor, Unit 1, task 4. Отработка модели в диалоге (4.2.а) и создание похожих диалогов на данную модель (4.2.b). |
7 | Контраст /e/ -/я/. Интонационная модель «Statement implying ‘but’ (высказывание, подразумевающее ‘но'). Интонация вежливости – низкий восходящий тон (Low Rise). Отработка в диалоге и составление своих диалогов по предлагаемой модели. | Диктант на контраст /e/ -/я/. O’Connor, Unit 24, task 1.2, 1.3. Выучить наизусть диалог O’Connor, Unit 24, task 2. Составление собственных диалогов и их интонирование. | 2 | O’Connor, Unit 24, task 1.1. O’Connor, Unit 1, task 4. O’Connor, Unit 24, task 2 (2.1, 2.2). |
8 | Гласные переднего ряда. Случаи наличия и отсутствия ассимиляции. Дифтонг /eI/. Контраст /eI/ – /e/. Позиционная долгота и краткость монофтонгов и дифтонгов. Транскрибирование и интонирование. Интонация Fall-Rise (падение-подъем) в случае исправления неправильной информации. | Выучить наизусть Диалог O’Connor, Unit 30, task 2. | 2 | Отработка в тексте O’Connor, Unit 24, task 3.1. O’Connor, Unit 30, task 1.1. Диктант - task 1.2, task 1.3. O’Connor, Unit 30, task 2. |
9 | Гласный заднего ряда /A:/. Отработка текста. Низкий восходящий и нисходящий тоны (Low Rise, Low Fall). Позиционная долгота и краткость гласных. | Диктант на гласные переднего ряда и гласный заднего ряда /A:/, латеральный и носовой взрывы на основе упражнения 33 ввод.- кор. курса. Текст Unit 24, task 3.1. – наизусть, расставить позиционную долготу. | 2 | Упражнение 21 вводно-коррективного курса. C. Mortimer диалог XI/1. O’Connor, Unit 24, task 3.1. Unit 24, task 3.2a, 3.2b. |
10 | Гласный заднего ряда /А/. Транскрибирование и интонирование. | Диалог C. Mortimer XVIII/1- наизусть, XVIII/2 транскрибирова- ние и интонирование. | 2 | Упражнение 22 вводно-коррективного курса. C. Mortimer диалоги XVIII/1, XVIII/2. |
11 | Ритм. Разные типы ритмической организации: 1. ударный слог + ударный слог □ □ 2. ударный + безударный + ударный □ □ □ 3. безуд. + удар. + безуд □ □ □ 4. безуд. + удар. + безуд. + безуд. □ □ □ □ Слушание и отработка. Гласный заднего ряда /O:/. | Отработка ритма в упражнениях. C. Mortimer диалог XXIV/1 –наизусть. | 2 | Ритм, акцентуация, слабые формы: упражнения на ритм: упражнение 1, стр.3 (□ □), упражнение 2, стр.3 (□ □ □), упр.3, стр.3 (□ □ □), упр. 4, стр.3 (□ □ □ □). Упражнение 23 вводно-коррективного курса. C. Mortimer диалог XXIV/1. |
12 | Оппозиция /O:/ - /А/. Интонация перечисления. Ритм. Разные типы ритмической организации: 5. удар.+ безуд. + безуд.+ удар. (слоги) □ □ □ □ 6. безуд. + удар.+ 3 безударных слога. □ □ □ □ □ 7. безуд. + удар.+ безуд. + ударный слог □ □ □ □ 8. безуд. + удар.+ 2 безударных + ударный слог □ □ □ □ □ | Лабораторная работа: 1.Диктант на разные типы гласных. 2 Диктант на разные типы интонации. 3. Диктант на разные типы ритмической организации. | 2 | O’Connor, Unit 26, task 1.1 Диктант Unit 26, task 1.2, 1.3. C. Mortimer диалоги XXVI/1. Ритм, акцентуация, слабые формы: отработка ритма в упражнениях: упр. 5 (□ □ □ □), стр.3, упр.6 (□ □ □ □ □ ), стр.3-4, упр. 7 (□ □ □ □ ), стр.4, упр.8 (□ □ □ □ □), стр.4. |
Второй семестр (1 курс)
13 | Центральный гласный /а/. Гласный /я/. Транскрибирование и интонирование. Интонация перечисления. Ритм (1-8 типы). | Диалог Unit 25, task 2 – наизусть. Отработка слабых форм. | 2 | O’Connor, Unit 25, task 2. Unit 25, task 3. Unit 25, task 4. Ритм, акцентуация, слабые формы: упражнения на ритм (1-8). |
14 | Центральный гласный /а/. Сонант /Н/. Отработка в упражнениях и диалогах. Транскрибирование и интонирование. Специфика слогоделения в английском языке. | Упражнение 35 вводно-коррективного курса. C. Mortimer диалог X/1. Отработка правильного слогоделения в таких словах как /mаnI/, /stаdI/.
| ||
15 | Центральный гласный /а/. Слабые формы. Слушание, транскрибирование, отработка. Слова с двумя ударениями. | Лабораторная работа: слушание и расстановка ударений в словах и разметка интонации в предложениях. | 2 | Слабые формы: Does /dеz/, can /kеn/, must /mеst/ C. Mortimer Elements of Pronunciation упражнение 23, 24, 25. Ритм, акцентуация, слабые формы: упр.1 стр.10, 2, 3, стр.11. |
16 | Контраст /а/ – /я/. Транскрибирование и интонирование диалогов. Отработка звуков и интонации. Дифтонги /aI/, /OI/ /aU/. | Диалог C. Mortimer XIII/1- наизусть, XI/1- транскрибировать. Диалог O’Connor, Unit 25, task 2 – наизусть. | 2 | C. Mortimer диалоги XIII/1, XI/1. O’Connor, Unit 25, task 1.1. Диктант O’Connor, Unit 25, task 1.2., 1.3. O’Connor, Unit 32, task 1, 2, 3. |
17 | Центральный гласный /з:/. Транскрибирование и интонирование диалогов. High Fall (высокий нисходящий тон). Ударение в глаголах с суффиксами -ate, -ize, -fy. | Лабораторная работа: слушание и расстановка ударений упр.7 стр.12. | 2 | Упражнение 47, 48 вводно-коррективного курса. C. Mortimer диалоги XVII/1, XVII/2. Ритм, акцентуация, слабые формы: упр.5, 6 стр.12. |
18 | Центральный гласный /з:/ и гласный заднего ряда /A:/. Транскрибирование и интонирование диалога. Интонация специальных вопросов (Wh- questions). Акцентуация. Слушание и отработка разных моделей. | Диктант на контраст /з:/ - /A:/. O’Connor, Unit 29, task 1.3. | 2 | O’Connor, Unit 29, task 1.1. Диктант Unit 29, task 1.2. Unit 29, task 2.1.a. Ритм, акцентуация, слабые формы: упражнения на акцентуацию – 1стр.10, 2-3 стр. 11. |
19 | Контраст /з:/ – /A:/. Отсутствие озвончения глухих согласных перед звонкими (отсутствие ассимиляции). Акцентуация. Слушание и отработка разных моделей. | Лабораторная работа: Слушание и расстановка ударений в упр.7 Ритм, акцентуация, слабые формы. | 2 | O’Connor, Unit 29, task 2.2., task 3, task 4. Вольская Н.Б., Сохиева Ф.Б., Шамина Е.А. Английская фонетика. Согласные. Стр. 94-95 Ритм, акцентуация, слабые формы: упражнения на акцентуацию – 4, стр. 11, упр. 5, 6 стр. 12 |
20 | Центральный гласный /е/. Слабые формы. Транскрибирование и интонирование диалогов. | C. Mortimer диалог XII/1- транскри-бировать и интонировать, XII/2- наизусть. | 2 | C. Mortimer диалоги XII/1, XII/2. O’Connor, Unit 22, task 1, task 2, 3. |
21 | Центральный гласный /е/. Слабые формы. Транскрибирование и интонирование. Разные типы ритмической организации: 9 тип - ударный слог + 3 безударных + ударный □ □ □ □ □ 10 тип – безуд.+ удар.+ 3 безуд. + ударный □ □ □ □ □ □ | Тест на слабые формы. Ann Baker Ship or Sheep? Unit 13, practice 2, 3, p.44-45. | 2 | O’Connor, Unit 22, task 3. Ann Baker Ship or Sheep? Unit 13, practice 2, 3. Ритм, акцентуация, слабые формы: Упражнение 9 □ □ □ □ □. Упражнение 10 □ □ □ □ □ □ |
22 | Гласный заднего ряда /u:/. Разные типы ритмической организации: 11 тип – безударный + ударный + безударный + ударный + безударный □ □ □ □ □. 12 тип – безударный+ ударный + 2 безударных + ударный + 2 безударных □ □ □ □ □ □ □ | Ann Baker Unit 11, Practice 2- наизусть. | 2 | Упражнение 42 вводно-коррективного курса. Ann Baker Unit 11, Practice 2: отработка произношения /u:/ в словах и диалоге. Отработка ритма в упражнениях: упр. 11 □ □ □ □ □. упр.12 □ □ □ □ □ □ □ |
23 | Гласный заднего ряда /U/. Акцентные модели. Транскрибирование и интонирование. | Тест на гласные /u:/- /U/. Ann Baker Unit 11, p.35. Лабораторная работа: Слушание и расстановка ударений в упр.10, 14 стр. 13, 14. Ритм, акцентуация, слабые формы. | 2 | Упражнение 43 вводно-коррективного курса. Ann Baker Unit 10, Practice 2. Ритм, акцентуация, слабые формы: упражнение 9, 11,12,13. |
24 | Оппозиция /u:/- /U/. Вопрос – эхо, вопрос –переспрос (echo-question). Транскрибирование и интонирование. Ударение в глаголах с приставками. | O’Connor Unit 28, task 3 – наизусть. | 2 | Упражнение 44, 45 вводно-коррективного курса. O’Connor Unit 28, task 1.1. Диктант на контраст /u:/- /U/ - там же task 1.2, 1.3. Упражнение на гласный /u:/-task 2. Упражнение на гласный /U/ и интонацию переспроса – task 3. Task 4. Ритм, акцентуация, слабые формы: упражнение 8, 9, 10. |
25 | Палатально- альвеолярный /ш/ и альвеолярный /s/. Интонация перечисления. Транскрибирование и интонирование. Дифтонг /еU/. Контраст /еU/ – /O:/. | O’Connor Unit 27, task 2.2.а – наизусть, task 3 - транскрибирова- ние диалога. | O’Connor, Unit 2, task 1. Диктант на оппозицию согласных – task 1.2, 1.3. Task 2, 3. O’Connor Unit 27, task 1.1. Диктант O’Connor Unit 27, task 1.2, 1.3. Task 2, 3. | |
26 | Палатально- альвеолярные согласные /ш/ и /tш/. Произнесение сочетания /t/ + /tш/. Интонация вежливости (восходящий тон). Транскрибирование и интонирование. Ударение в сложных существительных. | Лабораторная работа: послушать и расставить ударения – упр.14. O’Connor, Unit 3, task 4 – транскрибирова-ние. | 2 | O’Connor, Unit 3, task 1.1 Диктант на оппозицию task 1.2, 1.3. Task 2. Task 4. Ритм, акцентуация, слабые формы: упражнение 11, 12, 13. |
27 | Аффрикаты /tш, dж/ и палатально-альвеолярный /ж/. Слушание и отработка звуков. Транскрибирование и интонирование. Интонация разделительных вопросов. Акцентные модели. | Лабораторная работа: Слушание и расстановка ударений ( интонирование) в упр.17 стр. 15-16. Ритм, акцентуация, слабые формы. | 2 | O’Connor, Unit 4, task 1.1 Диктант на оппозицию task 1.2, 1.3. Task 2, 3, 4, 5. Ритм, акцентуация, слабые формы: упражнение 15, 16 стр. 15. |
28 | Дифтонги /ее/, /Iе/. Интонация общих вопросов. Интонация специальных вопросов (Wh-questions). Соединение согласных и гласных (отсутствие паузы или гортанной смычки). | O’Connor, Unit 31, task 2 – диалог наизусть. | 2 | O’Connor, Unit 31, task 1.1 Диктант – task 1.2, 1.3. Task 2, 3, 4. C. Mortimer Elements of Pronunciation. Раздел - Link-up: упр. 83-87 стр.50-52. |
29 | Соединение согласных и гласных (отсутствие паузы или гортанной смычки) в соседних словах. | Тест: слушание, транскрибирова ние и интонирование текста и диалога, нахождение и объяснение фонетических феноменов. | 2 | C. Mortimer Elements of Pronunciation. Раздел - Link-up: упр. 88-93 стр.53-55. |
30 | Интонация общего вопроса, специального вопроса. Дифтонги /aI/, /OI/, /aU/. | 2 | O’Connor, Unit 32, task 3, 4. |
Второй год обучения.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины. Тема | Форма самостоятельной работы | Кол-во часов | Форма контроля выполнения самостоятельной работы |
1 | Гласные переднего ряда /i:/, /I/, /e/, /я/. Дифтонг /eI/. Сонант /j/ и аффриката /dж/. Интонация Low Fall (низкий нисходящий тон), High Fall (высокий нисходящий тон), Low Rise (низкий восходящий тон). Интонация альтернативного вопроса. | C. Mortimer Диалоги I /1, I /2, II/1, III/1, III/2, IV/1, IV/2, VII/1, VII/2. Диалог VIII /1, IX/2. O’Connor, Unit 5, task 1.1 Диктант – task 1.2, 1.3. Task 2, 3, 4. | 2 | Диктант на гласные переднего ряда. O’Connor, Unit 5, task 4 – наизусть. |
2 | Гласные заднего ряда /A:/, /O:/, /А/, /u:/, /U/. Щелевые согласные /s/-/z/. Интонация общего вопроса. The Switchback (Fall-Rise Undivided). The High Dive (Fall-Rise Divided) – расширенное ядро. | C. Mortimer диалоги XI/1, XVIII/1, XVIII/2, XXIV/1. O’Connor, Unit 6, task 1.1 Диктант – task 1.2, 1.3. Task 2, 3, 4. B.Haycraft Unit 5.2 стр. 64-65. | 2 | Диктант на гласные заднего ряда. B.Haycraft Unit 5.2- диалоги наизусть. |
3 | Центральные гласные /а/, /з:/, /е/. Гортанный щелевой /h/. Оппозиция /h/ и отсутствие /h/. Интонация специального вопроса. Транскрибирование и интонирование диалогов. Работа над ритмом. | C. Mortimer диалоги X/1, XIII/1, XII/1, XII/2, XVII/1, XVII/2. O’Connor, Unit 7, task 1.1 Диктант – task 1.2, 1.3. Task 2, 3, 4. C. Mortimer Elements of Pronunciation. Раздел Stress Time № 132-136, стр. 80-81. | 2 | Диктант на гласные среднего ряда. C. Mortimer диалоги 135-136 – наизусть. |
4 | Оппозиция /А/ - /а/. Смычные взрывные /p/ – /b/. Интонация завершенности. Транскрибирование и интонирование диалогов. Потеря взрыва (loss of plosion). | C. Mortimer диалоги XIX /1, XIX /2. O’Connor, Unit 8, task 1.1 Диктант – task 1.2, 1.3. Task 2, 3, 4. Вольская и др. Английская фонетика: Упражнения на потерю взрыва стр.92-94 (слова, фразы, тексты, диалоги). | 2 | Лабораторная работа на Law Fall (низкое падение). |
5 | Дифтонг /aI/. Альвеолярные взрывные /t/, /d/. Ассимиляция и случаи ее отсутствия. Альтернативные вопросы. Транскрибирование и интонирование диалогов. | C. Mortimer диалоги XXII/1. O’Connor, Unit 9, task 1.1 Диктант – task 1.2, 1.3. Task 2, 3, 4. | 2 | C. Mortimer диалог XXII/1 – наизусть. O’Connor task 4 – транскрибирова- ние и интониро-вание. |
6 | Дифтонги /aI/, /OI/. Велярные взрывные /k/-/g/. Интонация общих и специальных вопросов. Транскрибирование и интонирование диалогов. | C. Mortimer диалоги XXIII/1. O’Connor, Unit 10, task 1.1 Диктант – task 1.2, 1.3. Task 2, 3, 4. | 2 | Лабораторная работа на Low Rise (низкий подъем). Запись O’Connor. C. Mortimer диалоги XXIII/1 – наизусть. |
7 | Сонанты /l/ и /r/. Транскрибирование и интонирование диалогов. Случаи частичного оглушения сонантов. Работа над ритмом. The Switchback (Fall-Rise Undivided). The High Dive (Fall-Rise Divided). | O’Connor, Unit 11, task 1.1 Диктант – task 1.2, 1.3. Task 2, 3, 4. C. Mortimer Elements of Pronunciation. Раздел Stress Time № 137-141, стр. 82-83. Haycraft Unit 7.4 стр.100. | 2 | Самостоятельная разметка текста и проверка правильности по записи Unit 11, task 2.2а и диалога Task 4.1. |
8 | Сонанты /l/, /r/ и /n/. Транскрибирование и интонирование диалогов. Ударение в сложных словах. | O’Connor, Unit 12, task 1.1 Диктант – task 1.2, 1.3. Task 2, 3, 4. Ритм, акцентуация, слабые формы: упражнение 20-23 стр. 17. | 2 | O’Connor, Unit 12, task 5 – наизусть. |
9 | Щелевые /f/, /v/ и смычный /p/. Транскрибирование и интонирование диалогов. Интонационная модель ‘Before’- sentences. | O’Connor, Unit 13, task 1.1, 1.4. Диктант – task 1.2, 1.3, 1.5, 1.6. Task 3, 4. Task 5. | 2 | Лабораторная: Аудирование текста, запись в транскрипции и интонационная разметка. O’Connor, Unit 13, task 2.
|
10 | Смычный /b/, щелевой /v/ и щелевой сонант /w/. Интонационная модель ‘Before’- sentences – восходящий тон в придаточных предложениях. Интонация специальных вопросов. Транскрибирование и интонирование диалогов. | O’Connor, Unit 14, task 1.1, 1.4., 5. Диктант – task 1.2, 1.3, 1.5, 1.6. Составление собственных диалогов с конструкцией. O’Connor, Unit 13, task 5. | 2 | O’Connor, Unit 14, task 5- транскрибировать. O’Connor, Unit 13, task 5 – наизусть. |
11 | Сонанты /m/, /n/, /Н/. Логическое ударение. Транскрибирование и интонирование диалогов. Соединение согласных и гласных (отсутствие паузы или гортанной смычки) в соседних словах. | O’Connor, Unit 15, task 1.1 Диктант – task 1.2, 1.3. Task 2, 3, 4. C. Mortimer Elements of Pronunciation. Раздел - Link-up: упр. 94-97 стр.56-57. | 2 | O’Connor, Unit 15, task – транскрибирова-ние и интонирование. |
12 | Щелевые /Т/ -/т/, /s/-/z/. Логическое ударение. Ударение в сложных словах. Аудирование и разметка стихотворения. | O’Connor, Unit 16, task 1.1, 1.4. Диктант – task 1.2, 1.3, 1.5. Task 2, 3, 4. Ритм, акцентуация, слабые формы: упражнение 24-26 стр. 17-19. R. Southey How the water comes down at Lodore. | 2 | Лабораторная работа: Слушание и расстановка ударений в упр.27 стр. 19. |
13 | Щелевые /Т/ -/т/ и смычные взрывные /t/, /d/. Интонация незавершенности (низкий восходящий тон). | O’Connor, Unit 17, task 1.1, 1.4. Диктант – task 1.2, 1.3, 1.5. Task 2, 3, 4. | 2 | O’Connor, Unit 17, task 2 – наизусть, task 2 – транскрибирова- ние и интонирова-ние, расстановка знаков позиции-онной долготы. |
14 | Щелевые /Т/ -/т/ и /f/- /v/. Интонационная модель «Statement implying ‘but’ (высказывание, подразумевающее ‘но'). Альтернативные вопросы. | O’Connor, Unit 18, task 1.1. Диктант – task 1.2, 1.3. Task 2, 3, 4. | 2 | O’Connor, Unit 18, task 4 – наизусть. |
15 | Произнесение групп (сочетаний) согласных: начинающихся с /s/, начинающихся с /f/, /Т/, /ш/. Интонационная модель «Statement implying ‘but’. | O’Connor, Unit 19, task 1, 2, 3, 4. | 2 | Лабораторная работа: O’Connor, Unit 19, task 3.1 – транскрипция и разметка. task 3.2 – наизусть. |
16 | Произнесение групп (сочетаний) согласных в конце и середине слов. Интонация эхо-вопроса (переспроса). Интонация вежливости - Fall-Rise (падение-подъем). Слушание, транскрибирование и интонирование диалога. Носовой взрыв. | O’Connor, Unit 20, task 1, 2, 3, 4. Отработка интонационных контуров в диалогах и создание своих диалогов по предложенным образцам. | 2 | O’Connor, Unit 20, task 3 – наизусть. |
17 | Соединение согласных и гласных (отсутствие паузы или гортанной смычки) в соседних словах. The Switchback (Fall-Rise Undivided). | O’Connor, Unit 21, task 1, 2, 3, 4, 5. Интонационная модель отрабатывается в диалогах. | 2 | O’Connor, Unit 21, task 5 – интонирование. |
18 | Соединение согласных и гласных (отсутствие паузы или гортанной смычки) в соседних словах. Стили произношения. | C. Mortimer Elements of Pronunciation. Раздел - Link-up: упр. 98-100 стр.58-59. | 2 | Заключительный тест по прой-денному мате-риалу: транскри-бирование, интонирование, нахождение фонетических феноменов, расстановка ударений (интонирование). |
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Сравнение английской и русской систем гласных фонем.
Причины акцента. Гласные /i:/, /I/.
Правила позиционной долготы.
Специфика слогоделения в английском языке по сравнению с русским.
Международный фонетический алфавит.
Транскрибирование, интонирование и отработка диалогов, практическое обозначение позиционной краткости и долготы.
Интонация: Low Fall (низкий нисходящий тон), Low Rise (низкий восходящий тон)
Классификация гласных.
Гласные /i:/, /I/, /e/.
Различение на слух контраста /I/ - /e/ и отработка произношения.
Апикально - альвеолярные согласные /t,d,n,l,s,z./.
Интонация: Low Rise (низкий восходящий тон), Fall-Rise (падение-подъем), High Fall (высокий нисходящий тон).
Ассимиляция и случаи ее отсутствия (в сочетаниях типа /bIt bIg, felt тeI/
Классификация согласных.
Гласные /i:/, /I/, /e/.
Сонанты /m,n,w/.
Интонация общего вопроса.
Low Rise (низкий восходящий тон), Fall-Rise (падение-подъем),
High-Rise (высокий подъем).
Ассимиляция и случаи ее отсутствия в сочетаниях типа /get тeе/).
Слабые формы.
Аудирование текста, транскрибирование и интонационная разметка.
Гласные /i:/, /I/, /e/.
Сонанты /m,n,w/.
Транскрибирование, интонационная разметка и отработка диалогов, практическое обозначение позиционной краткости и долготы гласных. Отработка текста (звуки и интонация).
Употребление Fall-Rise (нисходяще-восходящего тона) для обозначения Calling
Intonation (звательной интонации).
Lateral plosion (латеральный взрыв) и Nasal plosion (носовой взрыв).Слушание и запись в транскрипции слов с данными феноменами. Отработка произношения взрывов, обозначение на письме.
Гласный переднего ряда – /я/.
Контраст /e/ -/я/.
Согласные /p,t,k/. Аспирация, отработка в диалоге.
Транскрибирование и интонирование.
Разделительные вопросы. Отработка в диалогах.
Соединение согласных и гласных (отсутствие паузы или гортанной смычки).
Сонант /w/.
Аффрикаты /tш, dж/.
Контраст /e/ -/я/.
Интонационная модель «Statement implying ‘but’ (высказывание, подразумевающее ‘но'). Отработка High Fall (высокое падение).
Контраст /e/ -/я/.
Интонационная модель «Statement implying ‘but’ (высказывание, подразумевающее ‘но'). Интонация вежливости – низкий восходящий тон (Low Rise). Отработка в диалоге и составление своих диалогов по предлагаемой модели.
Гласные переднего ряда.
Случаи наличия и отсутствия ассимиляции.
Дифтонг /eI/.
Контраст /eI/ – /e/.
Позиционная долгота и краткость монофтонгов и дифтонгов.
Транскрибирование и интонирование.
Интонация Fall-Rise (падение-подъем) в случае исправления неправильной информации.
Гласный заднего ряда /A:/.
Отработка текста.
Низкий восходящий и нисходящий тоны (Low Rise, Low Fall).
Позиционная долгота и краткость гласных.
Гласный заднего ряда /А/.
Транскрибирование и интонирование.
Ритм. Разные типы ритмической организации.
Слушание и отработка.
Гласный заднего ряда /O:/.
Оппозиция /O:/ - /А/.
Интонация перечисления.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Основная литература:
- Antipova E. Ya., Kanevskaya S.L. English Intonation. M., 1985.
- Васильев В.А. Фонетика английского языка. (Нормативный курс). 2-е изд. М., 1980.
- Вольская Н.Б., Сохиева Ф.Б., Шамина Е.А. Учебные задания по английской фонетике: Согласные. СПб, 1998.
- Соколова М.А. и др. Практическая фонетика английского языка, М.,1997.
- Учебные задания по практической фонетике английского языка: Ритм, акцентуация, слабые формы. Ленинградский университет, 1986.
- Arnold G.F., O’Connor J.D. Intonation of Colloquial English. London, 1973.
- Haycraft B. It Depends How You Say It. Oxford, 1982.
- Mortimer C. Elements of Pronunciation. Intensive practice for intermediate and more advanced students. Cambridge University Press, 2002.
- Mortimer C. “Sound Right: Selected Sounds in Conversation”. Longman. Harlow, 1985.
- O’Connor J.D., Fletcher Clare “Sounds English”. Longman, 2003.
- O’Connor J.D. Better English Pronunciation, Cambridge, 2002.
Дополнительная литература:
- Baker Ann Ship or Sheep? An intermediate pronunciation course. Cambridge University Press, 2001. Kenworthy J. Teaching English Pronunciation, Longman, 1995.
- Kenworthy J. Teaching English Pronunciation, Longman, 1995.
- Карневская Е.Б. Практическая фонетика английского языка.-Минск: Высшая школа,1990
- Меркулова Е.М. Introduction to phonetics.-С-П., 2000
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- Вводный курс английского языка (запись носителя британского варианта английского языка). Лаборатория фонетики при кафедре фонетики СПбГУ.
- Лабораторные работы по интонации на разные тональные группы (СПбГУ).
- Тексты и диалоги из курсов “Sounds English”, “Elements of Pronunciation”, “Sound Right”, “Ship or Sheep?”.
- Запись слов с различными фонетическими феноменами в курсе “Better English Pronunciation”
- Поэзия: R. Southy, W. Shakespeare, W. Wordsworth, G. Byron (по выбору).
- Запись к курсу Kenworthy J. Teaching English Pronunciation, Longman, 1995.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
См. Приложение 1, Приложение 2
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.
- What is a consonant sound?
- What are the two consonant classes according to the degree of noise?
- What is a sonorant? State the difference between sonorants and noise consonants.
- What are the four groups of consonants according to the manner of articulation?
- What consonant sounds are called “occlusive”?
- What consonant sounds are called “constrictive”?
- What is the difference between occlusives and constrictives ?
- What consonant sounds are occlusive-constrictive?
- Define the occlusive plosive consonants according to the place of articulation.
- What is aspiration?
- What is palatalization?
- What consonant sounds are called 'fricatives'?
- How are fricatives classified according to the place of articulation?
- What is the main feature of sonorous consonants? Enumerate the English sonorants.
- What do sonorants have in common with and what differs them from other consonants?
- What is the subdivision of the sonorous consonants according to the direction of the air stream in the mouth cavity?
- What is assimilation? Give three examples illustrating different degrees of assimilation.
- What is the difference between progressive and regressive assimilations?
- What characteristic do all the front vowels have in common that is different from the back vowels?
- What is the difference between front and front-retracted vowels?
- What is the difference between back and back-advanced vowels ?
- What makes central and front vowels different?
- What characteristic makes close vowels unlike mid and open ones?
- What is the difference between free and checked vowels?
- What phenomenon is called “reduction”?
- Name the sounds which are commonly found in the unstressed syllables.
- What is a syllable?
- What sonorous sounds are syllabic?
- What are the two possible ways to pronounce a word with a vowel-letter preceding a sonorant?
- When does a sonorant lose its syllabic character?
- What is the generalized formula of a syllable structure?
- What pitch levels are generally distinguished?
- What is a pitch range? What pitch ranges are called normal, wide, narrow?
- Enumerate and define the pitch-and-stress sections of an intonation pattern.
- What is the nucleus? What types of nuclear tones do know? Define each of the eight nuclei.
- What section of the intonation pattern is called “the Head”? How are the heads grouped in English ?
- What is the main difference between the falling, stepping and scandent heads?
- What kind of head is called sliding? What is its emphatic variant?
- What is meant by “The broken descending head”?
- What types of heads are called ascending?
- What is the difference between the Rising Head and the Climbing Head?
- What heads are called level?
- Describe each type of level heads.
- What is a pre-head? What types of pre-head are generally distinguished? What tone-and-stress marks are used for the pre-heads in the text?
- What is the main function of sentence-stress?
- Which is the most prominent word in a sentence?
- What is speech tempo?
- What degrees of speech rate do you know?
- How does a change in the rate of speech influence the length of English vowels?
- What kind of rate may be associated with such negative emotions as: anger, scolding, accusation, etc.?
- What is the function of pausation? Do pauses differ in length?
- What are the main kinds of pauses in English and how are they marked? -
- What is speech rhythm?
- What are the characteristic features of English rhythm?
- How does the English rhythm differ from Russian?
- What is a rhythmic group?
- What is the influence of rhythm on unstressed syllables?
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начало сессии). Учебным планом данный пункт не предусмотрен .
1.13 Примерная тематика рефератов. Данный пункт не предусмотрен в УМК.
1.14 Примерная тематика курсовых работ. Данный пункт не предусмотрен в УМК.
1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Данный пункт не предусмотрен в УМК.
1.16 Методика исследования. Данный пункт не предусмотрен в УМК.
1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Данный пункт не предусмотрен в УМК.
Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины ( или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Данный пункт не предусмотрен в УМК.
Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала. Данный пункт не предусмотрен в УМК.
Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).
Accommodation (Assimilation, accommodation.)
Allophone (Sounds and phonemes.)
Aspiration ( Sonorous consonants.)
Assimilation (Assimilation, accommodation.)
Consonant (Classification of consonants.)
Diphthongoid (Vowels. Principles of classification.)
Diphthong (Vowels. Principles of classification.)
Fall-Rise (Intonation patterns and meaning.)
High Fall (Intonation patterns and meaning.)
High-Rise (Intonation patterns and meaning.)
Intonation (Manifestation of Intonation and its linguistic function.)
Lateral plosion (Consonants. Principles of classification.)
Length of preceding vowels(Vowels. Principles of classification.)
Low Fall (Intonation patterns and meaning.)
Mid-level (Intonation patterns and meaning.)
Monophthong (Vowels. Principles of classification.)
Nasal plosion (Classification of consonants.)
Palatalization (Classification of consonants.)
Phoneme (Sounds and phonemes.)
Reduction (Vowels. Principles of classification.)
Rhythm (Manifestation of Intonation and its linguistic function.)
Rise-Fall (Intonation patterns and meaning.)
Sentence-stress (Manifestation of Intonation and its linguistic function.)
Sonorant(Vowels. Principles of classification.)
Tempo of speech (Manifestation of Intonation and its linguistic function.)
Vowel (Vowels. Principles of classification.)
Word stress (Manifestation of Intonation and its linguistic function.)
Раздел 5. Практикум по решению задач ( практических ситуаций) по темам лекций ( одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). Данный пункт не предусмотрен в УМК.
Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
Характер изменений в программе | Номер и дата протокола заседания кафедры, на которой было принято данное решение | Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение | Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение |
Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя | Учебный год | Факультет | Специальность |
Зенкевич С.М. к.ф.н., доцент | 2003-2004 2004-2005 | Факультет филологии и журналистики | Иностранный язык с дополнительной специальностью |
Севастьянова Е.Л. ст.преподаватель | 2006-2007 | Факультет филологии и журналистики | Иностранный язык с дополнительной специальностью |
Селиванова Е.Е. Ст.преподаватель | 2007-2008 | Факультет филологии и журналистики | Иностранный язык с дополнительной специальностью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетика английского языка
Данная электронная презентация предназначена для изучения фонетики английского языка. В презентации представлены согласные и гласные звуки, дифтонги, дифтонгойды....
Фонетика английского языка.
Презентация отражает особенноси фонетики английского языка, трудности и особенности английского произношения....
Основы фонетики английского языка
В английском языке 26 букв, сочетания которых дают 44 звука. Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем. В английском существует ряд звуков, которых нет в русском и наоборот. Некоторые английс...
Курсовая "Фонетика английского языка"
Курсовая работа по английскому языку...
Памятка по фонетике английского языка для учащихся и их родителей
В данной памятке вы познакомитесь со звуками английского языка и их образами; припомните буквы английского языка и узнаете, как читать эти буквы в словах; познакомитесь с правилами чтения не только от...
Упражнения по фонетике английского языка
Упражнения по фонетике английского языка...