Метод проектов в обучении английскому языку
статья по английскому языку по теме

Лобода Элла Сергеевна

проектная методика, классификации проектов, этапы работы над проектом, роль учителя и ученика в проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №55» г. Рязани

"Метод проектов в обучении

английскому языку"

учитель английского языка

Лобода Э.С.

г. Рязань

2011


Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Наибольшую актуальность в наше время приобретает такое широко распространенное направление, как проектная методика, которая придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению иностранным языком.

Кроме того, проектное обучение способствует:

  • повышению личной уверенности учащихся;
  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
  • развивает у учащихся исследовательские умения.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты.

3. По характеру контактов: внутренние или региональные, международные.

4. По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.

5. По продолжительности проекта: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

6. По результатам: доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; макет, схема, план-карта; видеофильм; выставка; и др.

Таким образом, метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.  

Я использую этот метод в разноуровневых классах. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, презентация или сочинение.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

К организации проектов предъявляют следующие требования:

  • проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
  • учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность
  • учащихся должна иметь целесообразный характер;
  • работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
  • учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
  • анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
  • конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

                   Этапы работы над проектом:

  • постановка цели;
  • выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
  • обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
  • самообразование при помощи учителя;
  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
  • исследование: решение отдельных задач, компоновка;
  • обобщение результатов, выводы;
  • анализ успехов и ошибок, коррекция.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.

Роль учителя в проектной деятельности

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
  • сам является источником;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Роль ученика в проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

  • общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;
  • специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлятьтематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;
  • собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения иностранному языку

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:

  • развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
  • развивает творческие способности и самостоятельность;
  • он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
  • он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
  • при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а я зык выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей;
  • он в большей степени, по сравнению со стандартными методами обучения, знакомит школьников со страноведческой тематикой, включает учащихся в активный диалог культур;
  • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить: выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ; находить пути их решения; работать с информацией; находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации; применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Литература

  1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ». ИЯШ, 1991, №3
  2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
  4. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. ИЯШ, 2002, №3.
  5. Туркина Н.В. «Работа над проектом при обучении английскому языку». ИЯШ, 2002, №3
  6. Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского языка. ИЯШ, 2009, №7.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в обучении английскому языку

В статье говорится о методе  проекта в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средст...

Инновационная разработка "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"

Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе....

Метод проектов в обучении английскому языку.

В обучении английскому языку метод проектов представляет возможность учащимися использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно способствует лучшему усвоению и закреплению зн...

Метод проектов в обучении английскому языку

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей дейс...

Метод проекта в обучении английского языка

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое расп...

Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий. Таким образом, реализация данного инновационного проекта нацелена на решение следующих пр...

Метод проектов при обучении английскому языку

Метод проектов лежит в основе системно-деятельностного подхода, который способствует формированию УУД....