ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ III-IV ВИДОВ
статья (английский язык) на тему
В основу настоящей статьи положен материал исследования,
посвященного проблеме ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО- СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ С КОРРЕКЦИОННЫМ ВИДОМ №3, №4, где рассматриваются особенности культурно-страноведческого подхода в обучении иностранному языку, а именно, психолого-педагогические и методические аспекты формирования культурно-страноведческой компетенции учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Селиванова Е.Е.
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ III-IV ВИДОВ.
В основу настоящей статьи положен материал исследования,
посвященного проблеме ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО- СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ С КОРРЕКЦИОННЫМ ВИДОМ №3, №4, где рассматриваются особенности культурно-страноведческого подхода в обучении иностранному языку, а именно, психолого-педагогические и методические аспекты формирования культурно-страноведческой компетенции учащихся.
На сегодняшний день эта проблема весьма актуальна. Причиной этому явились следующие аспекты. Во-первых, в связи с процессом интеграции России в мировое сообщество в данное время требуется большое количество специалистов, владеющих иностранным языком. А хорошее знание иностранного языка предполагает не только наличие лексических, грамматических и фонетических навыков, но и сведения об истории, географии, литературы, искусства страны изучаемого языка, т.е. наличие социокультурного компонента.
Во-вторых, практика показывает, что большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках и внеклассных мероприятиях элементов страноведения.
В Законе «Об образовании» (ст.14) (1) зафиксировано, что основной пафос школьного образования должен быть направлен на формирование у учащихся «адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира» и обеспечение тем самым интеграции личности в системы мировой и национальной культур.
Важнейшим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка.
В последнее время данная проблема исследуется в рамках деятельностного подхода к учению, разработанного С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым (2).
Для изучения мотивационной сферы иноязычной деятельности учащихся на среднем этапе обучения английскому языку автором было проведено комплексное методико-педагогическое исследование, направленное на определение круга лингвистических интересов школьников, мотивов лингвострановедческого чтения и идеалов данной возрастной группы. Указанный вид исследования заключался в проведении градуированного анкетирования учеников 6 и 7 классов ФОГОУ «СКОШИ №3» (17 испытуемых из 2-х классов) и устного собеседования с учащимися.
Далее приводятся результаты градуированного анкетирования учащихся (см. Таблица №1), показывающие культурно-страноведчиские интересы подростков, их цифровое выражение.
Анкетирование, проведенное в 6 и 7 классах, подтвердила предполагаемые результаты и позволила выявить новые, дополнительные темы, интересующие школьников, а именно «Поп и рок музыка (слова и ноты наиболее популярных английских и американских песен », «Интернет общенме в жизни подростка Англии и США».
Таблица №1:КУЛЬТУРНО-СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА.
Варианты ответов:
Прочитал(а) бы и послушал(а)
1.с удовольствием;
2.по мере необходимости;
3.только в редком случае.
1 | 2 | 3 | ||
1 | Национальные праздники и традиции изучаемого языка. | 13 | 2 | 2 |
2 | Вопросы веры и религии в жизни молодежи Запада. | 2 | 8 | 7 |
3 | Виды спорта, которыми увлекаются сверстники за рубежом. | 10 | 4 | 4 |
4 | Трудовая и общественная деятельность подростков Англии и США. | 2 | 4 | 11 |
5 | Поп, рок музыка (слова и ноты популярных песен). | 15 | 2 | 0 |
6 | Интернет в жизни подростка В США и Англии. | 16 | 0 | 0 |
7 | Молодежная мода. | 5 | 0 | 13 |
8 | Молодежная культура на Западе. | 7 | 2 | 8 |
9 | Проблемы подросткового возраста: их решение по-западному. | 2 | 6 | 9 |
10 | Достопримечательности культуры стран изучаемого языка. | 9 | 2 | 6 |
Практика преподавания английского языка показывает, что большая часть учащихся с неизменным интересом относится к истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа, увлечениям сверстников.
При этом необходимо тщательно отбирать материал, т.к. перед системой образования встает задача подготовки школьников к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой.
Литература:
- Закон РФ «Об образовании».-М.,2007.
- Рубинштейн С.Л. Задачи и мотивы деятельности. Основы общей психологии.//М.:Педагогика, 1989.
- Саланович Н.А. Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку в средней школе.//ИЯШ, -1991.-№6.
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие.-М.: Слово, 2000.
- Томахин г.Д. Лингвострановедение. Что это такое?//ИЯШ, 1996.-№6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Видеофильм как средство формирования культурно-страноведческого интереса у учащихся 10 -11 классов на уроках иностранного языка
Материал будет интересен для учителей английского языка, которые используют видеофильм на уроках иностранного языка....
Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (иг...
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Выступление на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида»
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Выступление на семинаре в Нижнекамской школе-инте...
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...
Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида" к выступлению на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида
Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».к выступлению на семинаре...
"Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в коррекционной школе VIII вида"
Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, т.е. соз...
Использование современных педагогических технологий Аутентичный видеофильм как средство формирования культурно-страноведческой компетенции учащихся.
Использование современных педагогических технологийАутентичный видеофильм как средство формирования культурно-страноведческой компетенции учащихся....