Игра как способ обучения и здоровьесбережения на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Игра - одна из важнейших форм релаксации. Игра  может быть не только обучающей, а способствовать получению положительных эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как способ обучения и здоровьесбережения на уроках английского языка.

        Все современные подходы к обучению ин.яз. базируются на личностно-ориентированной парадигме (т.е. образовательной теории или концепции). В центр образовательной системы поставлен ребенок и его потребности. В рамках личностно-ориентированной парадигмы разрабатываются различные подходы: деятельностный (А. Н. Леонтьев),  личностно-деятельностный (И. А. Зимняя) на идеях отечественного психолога Л. С. Выготского. Основными категориями этих подходов являются «деятельность» и «личность». Личность развивается в процессе выполнения продуктивной иноязычной речевой деятельности как нового способа общения. В центре компетентностного подхода понятие коммуникативной компетенции (Д. Хаймс). Цель: формирование коммуникативной компетенции – т.е., способности гибко пользоваться  ИЯ в целях общения с учетом различных ситуаций общения. Этот подход получил отечественную трактовку в работах  И. Л. Бим, Е. И. Пассов – коммуникативный подход, В. В. Сафонова – социокультурный подход, А. Щепилова – когнитивно-коммуникативный подход (УМК М. З. Биболетовой), межкультурный подход – Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко, в котором цель понимается как развитие языковой личности младшего школьника, готового и способного к межкультурному общению на ИЯ  (УМК Никитенко), Пассов – концепция диалога, где целью является овладение учеником иняз. культурой (УМК Кузовлев).

        Новое понятие в методике – языковая личность- комплекс способностей и готовностей к общению и взаимодействию. При этом нельзя превращать практическое овладение детьми языком в самоцель, а помнить о развитии качеств личности ребенка. Эффективность процесса обучения определяется не только владением языковым и учебным материалом, но и желанием участвовать в общении на ИЯ. Это возможно, если основной формой учебной деятельности школьников будет живое и мотивированное взаимодействие с учителем и друг с другом при взаимной гуманистической установке партнеров, стремлении  соучастию и принятию друг друга, что во многом определяется поведением учителя, который должен стать партнером детей, помощником и организатором общения. Главные педагогические качества – улыбка и ласковый взгляд, терпимость к ошибкам, умение восхищаться успехами своих учеников, вера в них.

        Сотрудничество обеспечивается различными формами обучения: наряду с фронтальной и индивидуальной необходимо активно внедрять групповые, коллективные, проектные формы работы.

        Обучение языку – это также приобщение к культуре изучаемого языка.

        Важно строить учебный процесс таким образом, чтобы ученик испытывал потребность и имел возможность действовать от собственного лица, в чем большую помощь оказывает игра, которая и лежит в основе обучения ИЯ в начальной школе и является по выражению Зимней «психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения. Использование игры как способа обучения устной речи позволяет формировать такие речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия.

        Изучение языка является осознанным, если дети видят смысл в том, что они делают, поэтому очень важно создавать условия, в которых материал приобретает смысл. Именно в игре формируются основные компоненты самостоятельной учебной деятельности. Именно этим объясняется создание концепции универсальных учебных действий под руководством известного психолога А. Г. Асмолова, которая сейчас активно внедряется в среднюю школу. Формирование универсальных учебных действий включено в стандарты начального образования нового поколения и нашло отражение в новой программе по ИЯ для начальной школы. «Универсальные учебные действия» - это конкретизация термина «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.                   

Уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, что стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, низкий уровень их активности. Для более эффективного достижения  практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации необходимо используовать элементы здоровьесберегающих технологий, необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются трудности учащихся в процессе обучения. Прежде всего, нужно учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимают напряжение и усталость, стремиться, чтобы атмосфера на уроке была непринужденной, а тон учителя бодрым и дружелюбным. В урок включаются зарядки-релаксации, цель которой снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Здоровьесбережение реализуется через методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, поддержание познавательного интереса к изучению предмета через игровые ситуации, и также принцип двигательной активности на уроке.

Важно учитывать психологические особенности детей в процессе обучения. Младшие школьники обращают внимание на то, что вызывает их непосредственный интерес. Психологи выяснили, что наиболее распространенными мотивами, побуждающими младших школьников учиться, являются познавательные, но они формируются у детей, когда удовлетворяется игровой мотив.

        Игра – одна из важнейших форм релаксации. Игра может быть не только обучающей, на первенство, а игра может способствовать отдыху, вызывать положительные эмоции, удовольствие. Например, игра-пантомима при изучении алфавита нарисовать букву в воздухе головой, или при изучении темы о животных изобразить животное мимикой, движением, жестами.

        Песня, стишок, рифмовка на уроке – также хороший вид релаксации.

Использование песен на изучаемом языке очень актуально на данном этапе. Во-первых, ребята с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности, так как песня стимулирует образное мышление и хороший вкус. Этому способствует и достаточно высокий врожденный уровень музыкальных способностей данного возраста. Песню я использую: 1. для фонетической зарядки на начальном этапе урока, 2. с целью отработки звуков и интонации, 3. на этапах введения и закрепления грамматического материала, 4. при работе над аудированием. Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для дружной коллективной работы а атмосфере положительных эмоций.

         Один из видов творческой деятельности, который используется на уроках – это сказки. Дети разыгрывают их по ролям и очень любят иллюстрировать.  

        Важно помнить о том, что при всей привлекательности и эффективности игровых приемов обучения необходимо соблюдать чувство меры, иначе игровые упражнения утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Важно учитывать психологические особенности детей в процессе обучения. Младшие школьники обращают внимание на то, что вызывает их непосредственный интерес. Психологи выяснили, что наиболее распространенными мотивами, побуждающими младших школьников учиться, являются познавательные, но они формируются у детей, когда удовлетворяется игровой мотив.

  Игра может быть не только обучающей, но также способствовать отдыху, вызывать положительные эмоции, удовольствие. Игра – это тот вид деятельности, который поддерживает положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах, поддерживает мотивацию к изучению предмета. Атмосфера на уроке становится более благоприятной, психологически более комфортной, а значит и сохраняющей здоровье.

 Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста и их дальнейшее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения  ИЯ в начальной школе. Младшие школьники  обращают внимание на то, что вызывает их непосредственный интерес. Психологи выяснили, что наиболее распространенными мотивами, побуждающими младших школьников учиться, являются познавательные - интерес к знаниям, стремление научиться чему-то новому, но они формируются у детей, когда удовлетворяется игровой мотив. Игра – одна из важнейших форм релаксации. Она может быть не только обучающей, на первенство, но также способствовать отдыху, вызывать положительные эмоции, удовольствие.

 «Говорение ради говорения - процесс психологически неоправданный», - как правильно заметил отечественный психолог А. А. Леонтьев. По меткому определению И. А. Зимней «…новая игра является психологическим оправданием для перехода на новый язык». Именно поэтому младший возраст является уникальным для реализации принципа коммуникативности в обучении иностранному языку за счет игровой мотивации, которая позволяет обеспечить создание естественных мотивов и сделать интересными даже самые элементарные высказывания, а также создать благоприятный здоровый климат на уроке.

Литература:

 1.   Апальков, В. Г. Специфика обучения английскому языку в начальной школе / В. Г. Апальков // English : газ. издательского дома "Первое сентября". - 2009. - N 17.

2.  Ахметдинова, Д. С. Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка / Д. С. Ахметдинова // English: газ. издательского дома "Первое сентября". – 2008. - N 13.            

3.  Зайнутдинова, Н. А. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка / Н. А. Зайнутдинова // English : газ. издательского дома "Первое сентября". - 2008.    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.

Статья о значении  игра на уроках английского языка в начальной школе....

Ролевая игра как средство обучения разговорной речи на уроках английского языка на примере 9-го класса

Ролевая игра как средство обучения разговорной речи на уроках английского языка на примере 9-го класса...

Ролевая игра как средство обучения развития речи на уроках английского языка

Обучение устной разговорной речи очень важно, поскольку разговорная речь значительно отличается от литературной. Одной из задач обучения иностранному языку является включение обучаемых в повседневное ...

Методическая статья: "Способы преодоления трудностей при обучении чтению школьников на уроках английского языка в младшей школе".

Методическая статья: " Способы преодоления трудностей при обучении чтению школьников на уроках английского языка в младшей школе"...

(ФОРСАЙТ - 2019) Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на урока...