Мнемотехника как способ активизации лексики на уроках английского языка
презентация к уроку по английскому языку (5 класс) по теме
В представленном материале рассказывается о применяемых в практике педагога приемах мнемотехники, позволяющей повысить эффективность изучения лексического материала на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ. Групповые технологии обучения иностранным языкам. Проектный метод обучения иностранным языкам. Модульное обучение иностранным языкам. Проблемный метод обучения иностранным языкам. Разноуров невое обучение иностранным языкам. Обучение в сотрудничестве. Технология дифференцированного подходу к обучению Игровой метод обучения иностранным языкам Кейс-метод обучения иностранным языкам.
МНЕМОТЕХНИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ Цель - развивать и совершенствовать коммуникативную компетенцию. Задача - создавать образы и ассоциации, используя методы (приемы, средства) и формы обучения (личностно-ориентированный подход).
МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) от греческого mnemonikon — искусство запоминания «Прежде всего следует тщательно упражнять память у детей, потому что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому что память о прошедшем делает нас умнее для будущего » (Плутарх)
Цель – развитие воображения и памяти: слуховой, зрительной двигательной. Задачи: развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность; учить выделять существенные признаки предметов, упражнять в нахождении ассоциаций; стимулировать творческую активность.
ЛЕГЕНДА ГЛАСИТ по месту можно вспомнить информацию, имеющую конкретный образ
ИСТОКИ МНЕМОТЕХНИКИ Цицерон Джордано Бруно Аристотель Александр Македонский Юлий Цезарь Наполеон Бонапарт
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О МНЕМОТЕХНИКЕ «Полезно, как занимающая духовная сила, и как приятное времяпрепровождение для молодых людей». (1838 г ) «Дети очень охотно принимались за эту методу, и она укрепляла и укрепляла природную их память». «Лица, не одаренные большой памятью, при надлежащем упражнении могут достигнуть тех же самых результатов”. (Г.И. Челпанов, 1900 г.)
СЕКРЕТ МНЕМОТЕХНИКИ “ Секрет” прост и всем известен – это ассоциация , т.е. связь нескольких образов.
ОТНОШЕНИЕ К МНЕМОТЕХНИКЕ Витгенштейн: “Всегда трудно принимать простые решения сложных проблем”.
Задача учителя – активизировать левое и правое полушария мозга, т.е. соединить усвоенный материал с творчеством
Мы запоминаем то, что мы читаем (10%); мы слышим (20%); мы видим (30%); мы видим и слышим (70%); мы делаем сами (90%), т.е. мы обучаемся тем лучше, чем больше чувств мы используем при обучении.
ПАМЯТЬ П. Линдсей и Д. Норман делят память на: Ультракратковременную Кратковременную Долговременную Забывание связано с неумением вспомнить. И вот Здесь на помощь может прийти мнемотехника, которая позволяет перенести знания в область долговременной памяти.
При помощи мнемотехнических приемов сотрудничество между разумом и чувствами всегда используется оптимальным образом: разнообразие смена деятельности эмоциональный подъем яркая ассоциативность доступность и простота
Использование мнемотехники позволяет решить: задачи на развитие познавательных способностей; задачи на развитие основных психических процессов; задачи на развитие англоязычной речи – монологической и диалогической; воспитание нравственно-эстетических чувств.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ МНЕМОТЕХНИКИ ( по В. Козаренко) От частей к целому (основной принцип мнемотехники) Естественные ассоциации Искусственные ассоциации Навык запоминания Образы как инструмент для запоминания (крупные, объемные, цветные, детальные) а) опорные образы б) ассоциации-комбинации Закрепление в памяти (метод активного повторения)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОВТОРЕНИЯ Первое припоминание - через 10-60 мин. Второе – через 3 часа после последнего. Третье – через 6 часов после последнего. Четвертое – на следующий день, утром. После такого закрепления связей они могут быть сохранены в памяти около полутора месяцев. Мнемоническое повторение осуществляется не для запоминания, а для закрепления информации. Повторить слово надо 4 раза. В классике – 14 раз.
ПРИЕМ: ПЕРЕВОД СЛОВА В ОБРАЗ Например: « Cabbage » (капуста) – "кэб" (мысленно рисуем картинку: кэб объезжает город, загруженный капустой.)
СОСТАВЛЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ " aubergine " (баклажан) – "обедающий джин" (мысленно рисуем картинку: представляем обедающего джина из сказки у которого на тарелке запечный баклажан.)
"W ind " (ветер) – "Винни Пух д арит Пятачку воздушный шарик, который уносит ветер" (мысленно рисуем картинку: Винни-Пух и Пятачок. В руках у Винни шарик. Вдруг налетает ветер и шарик улетает.) СОСТАВЛЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ
ПРИЕМЫ: - по контрасту (антонимы), например, черный – белый ( black – white , day - night ); - по сходству (синонимы), например, furious → (фурия) гневливый; - по звучанию: например, pink – ink (розовые чернила), cat – fat (толстый кот), air – fair (воздух светлый); - по корню слова: например , marsh (болото) – marshal (маршал); - часть – целое: например, лицо, нос, рот … ( face – nose - mouth - …); - подчинительные ответы: например, человек (мужчина) – отец, женщина – мать, m an – father , woman – mother ;
ПРИЕМЫ: - обобщающие: например, яблоко – фрукт, огурец – овощ apple - fruit , cucumber - vegetable ; - дополняющие обстоятельства, например, идти налево, направо ( left , go left ); бежать быстро, медленно ( fast , run fast ); говорить громко, тихо ( speak loudly , speak quietly ). - определения: например, лиса хитрая ( cunning fox ), мужчина смелый ( brave man ), заяц трусливый ( coward hare ).
ПРИЕМ:СИМВОЛИЗАЦИИ cold (холодный) – образ мороженого ; hot – образ дымящихся щей.
ПРИЕМЫ Кодирование через хорошо знакомую информацию. Использование английских слов из рекламы: Fairy , Spot remover , Hair Spray , Supermarket. Составление стихов. Например , стишок на правило чтения буквосочетания –sh-: I wish a dish, I think it should be a fish. Заучивание трех форм глагола : bring-brought-brought, think-thought-thought, catch –caught-caught, fight-fought-fought. Создание квази - слов ( нереально существующих слов ), например , для запоминания суффиксов существительных – sion – и – able ( шинель)
ПОТРЕБНОСТЬ(ИНТЕРЕС)-МОТИВАЦИЯ-ВНИМАНИЕ-СОСРЕДОТОЧЕНИЕ-ОРГАНИЗАЦИЯ Если допустить, что потребность (а может быть у кого-то и интерес!) определяется учебным планом, мотивация - родителями или стремлением к хорошим оценкам, то привлечение внимания учащихся к изучаемой теме, сосредоточение его для решения поставленной проблемы и оптимальная организация необходимой информации - это задачи, решение которых остается за учителем.
ВЫВОД Мой личный опыт использования запоминания слов , кодирования сложных для запоминания грамматических структур в виде мнемонических образов, формул и схем позволяет говорить об их практической целесообразности и эффективности.
Список литературы: Г.Е.Акимова. «Память – на пять!», Екатеринбург, «У-Фактория», 2006г. А.А.Пыльцын. «Английский в семейном кругу». Источники URL: http://www.braintools.ru/article/4264 http://www.braintools.ru/article/4264 http://www.mnemotexnika.narod.ru http://do.gendocs.ru/docs/index-296853.html http://vasilyev-school.ru/superpamyat http://do.gendocs.ru/docs/index-296853.html#7052136
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/11/picture-189064-1731346235.jpg)
Статья: Дополнительные возможности при изучении и активизации лексики на уроках английского языка в начальной школе.
Статья на тему : Дополнительные возможности при изучении и активизации лексики на уроках английского языка в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-365262-1386703186.jpg)
Выступление на ШМО "Способы введения лексики на урока английского языка"
Основы введения лексики и способы работы с ней....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/29/picture-728167-1538213119.jpg)
Способы введения лексики на уроках английского языка
Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно; здесь не меньшую роль выполняет владение связями сл...
Ролевые игры как активизация пассивной лексики на уроках английского языка
Современные требования к образованию в наше время достаточно жесткие. Наша цель – дать макимально возможный объем знаний, необходимый для дальнейшего развития, а главное, для адаптации выпускника школ...
Активизация лексики на уроках английского языка.
Способы активизации лексики на уроках английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-373454-1396097405.jpg)
Метод Spaced Repetition как эффективный способ обучения лексике на уроках английского языка
В статье приводятся практические приемы применения метода эффективного обучения лексике на разных этапах урока английского языка, основанного на исследованиях известного лингвиста и педагога Пола...
Метод Spaced Repetition как способ эффективного обучения лексике на уроках английского языка
В статье приводятся практические приемы применения метода эффективного обучения лексике на разных этапах урока английского языка, основанного на исследованиях известного лингвиста и педагога Пола Пинс...