Конспект выступления на МО учителей гуманитарного цикла
методическая разработка по английскому языку по теме
Материал можно использовать в помощь молодым педагогам для обучения речевым навыкам и навыкам письменной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_stimulyacii_rechevoy_deyatelnosti.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы стимуляции речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка
(Конспект выступления на заседании методического объединения. Подготовила учитель английского языка Бурдеева М.А.)
Речевая деятельность (РД) - это целенаправленный, мотивированный, осмысленный процесс познания действительности речевыми средствами.
Если РД осуществляется на иностранном языке, познавательный процесс становится специфичным (он свернут в объеме, снижен в темпе, осторожен в выводах).
И этот процесс не полностью соответствует психологической норме. Более того, в иностранной речевой тренировке обнаруживаются даже черты патологии РД (отрыв от жизненного смысла, потеря эмоционального контакта, шаблонность, навязчивые повторения конструкций, бессмысленное фантазирование).
Все это происходит в случае отсутствия мотивации.
Мотив – осознание проблемы и способы ее решения речевыми средствами.
В этих условиях нормальное речемыслительное действие включает три этапа:
1) получение речевой или неречевой информации
2) переработка информации
3) передача информации
В силу своей специфики РД носит причинно-следственный характер. Она стремится к глубокому проникновению в сущность предмета, выявлению его особенностей, соединению с другими предметами.
Именно эти особенности РД недостаточно представлены на уроке, который во многом пока еще остается организационной формой для развития скорее речемоторных, чем речемыслительных навыков.
По традиции, получение речевой информации не всегда носит проблемный характер и не требует мыслительных усилий для переработки полученных сведений. Главное – понять и передать информацию, для чего нередко предлагается готовое содержание и форма. Мотивация говорения снижается – используются доступные стимулы в виде запоминания слов, фраз.
Для изучения способов стимулировании РД важно проанализировать средства, формы, функции, операции, стратегию, тактику РД, а также индивидуальные особенности учеников.
Средства РД – психологические орудия, которые делают деятельность возможной. Вербальные, т.е. грамматически организованные слова. Но не важно знать очень много слов. Вербальные средства лишь тогда становятся инструментом мышления, когда словарный запас формируется в ходе и в результате РД, а также в единстве с ней. Для этого не надо обладать расширенным словарным запасом. Пользуясь ограниченным вокабуляром, можно ответить на вопрос, высказать оценку.
Форма РД – это тип обобщения существенных признаков. РД человека носит поисковый характер. Чтобы РД была более естественной, важно направить ее на решение познавательных задач. Традиционные учебные задачи (пересказ, вопросы) не исчерпывают всего арсенала познавательных действий. Формы РД бывают абстрактно – логическими, наглядно – образными и конкретно – ситуативными.
Функции абстрактно – логического мышления включают анализ, логику, синтез. Анализ позволяет выявить признаки, логика устанавливает причинно – следственные связи между признаками, синтез обеспечивает более глубокое понимание предмета или явления.
Например: English House
Вместо того, чтобы дать готовое описание типичного английского дома, можно дать картинку и обнаружить на ней не менее 15 особенностей (details) английского дома.
Опираясь на логические рассуждения, ученики делают вывод о том, почему в английском доме камин, почему стеклянные двери и много бытовой техники.
Эффективная форма абстрактно – логического мышления – построение смыслового комплекса высказывания (mind map). Это основные понятия темы, связанные между собой логическими связями.
English House
washing-machine colour TV soft arm-chairs
hot and cold water bedrooms fire-place
large bathroom sitting-room warm
cordless telephone carpeted floors cosy
two storeys kitchen light dish-washer
small garden expensive French windows
Чтобы дальнейшая работа не потеряла своей дальнейшей мыслительной сущности, предлагаются задания на сравнение, дифференциацию, обобщение и классификацию. Например, что можно увидеть только в английском доме? Что только в русском? Какие признаки быта вам кажутся наиболее важными?
Речемыслительная задача может стимулировать диалогическое общение. (Убедите ваших родителей приобрести посудомоечную машину. Аргументы. Их возражения).
В обучении иностранной речи полезно опираться на наглядно-образное мышление. Здесь большое значение имеет воображение (по теме «Внешность ученик описывает монстра, а остальные слушают и рисуют), память (посмотреть на картинку и сказать по памяти, что есть, а чего нет), пространственные представления (как можно расположить мебель в комнате, выйти при пожаре – без зрительной опоры).
Для стимуляции РД важно конкретно-ситуативное мышление (в процессе восприятия конкретной ситуации на картинке или фотографии). Привычная работа – описание. Но оно лишь тогда стимулирует РД, когда с помощью него решаются некоторые проблемно-познавательные задачи.
Более сложное задание – рассуждение (если изображаемая ситуация не вполне ясна: well, it looks like a demonstration).
Интерпретация. Цель ее - осмысление содержания картинки и формирование умозаключений.
Мотивировать РД можно, если обучать стратегии высказывания. Это планирование и осуществление действий (высказывание может планироваться как ответ на вопрос, поиск деталей, подробностей, понимание процесса или явления, умозаключение, осмысление, логическое построение, резюме). Например, выдвижение гипотез стимулирует РД. При работе с научно-познавательным материалом она позволит высказать предположительное решение некоторых современных и древних проблем (исчезновение динозавров).
Полезно фиксировать ход мысли ученика на доске. По ходу работы может появиться следующая схема:
Dinosaurs
appeared 230 million years ago change of climate
died 135 million years ago did not die but changed
30 metres tall
lived on the land
some began to live in the water
Практика – способ достижения цели. Практические ходы могут быть следующие: предъявление учащимся тезиса, текста, изображения, последовательное предъявление вопросов, пропуск деталей и подробностей, множественный выбор ответа, работа по образцу, поиск связей, творческая работа. Учитываются индивидуальные особенности: способность к воображению, потребность в зрительной опоре, наличие социально-психических умений общения, личные интересы и жизненные установки.
Стимулирование РД позволяет управлять процессом овладения иностранным языком, преодолевать познавательные затруднения и оказывает общее развивающее воздействие на личность учащегося.
Обучение письменной речи
(Конспект выступления на заседании методического объединения учителей иностранного языка МОУ «СОШ №7»)
В современной методике различают письмо и письменную речь. Письмо-складывание слов из букв. Письменная речь-передача информации в письменном виде или порождение речи в графическом исполнении. Письмо стало «Золушкой» методики (В.И.Пассов), т.к. мы недостаточно обучаем ему. Обучение письменной речи тесно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Письменная и устная речь представляют органическое целое, эти виды речевой деятельности (РД) выступают в неразрывном единстве.
Многие лингвисты выделяют ряд особенностей письменной речи:
- Устная речь (УР) обычно спонтанна по характеру, письменная речь (ПР) дает возможность подумать, увидеть и прочесть написанное.
- УР – быстрый процесс. ПР – медленный, т.к. содержит возможность сосредоточиться на написанном.
- Замедленный темп фиксации позволяет лучше запомнить грамматические формы и правила.
- Ошибки в УР часто не замечены, а ПР позволяет их исправить.
- ПР дает возможность учащимся тренироваться и дома.
- ПР – лучшее средство проверки знаний. Она позволяет каждому индивидуально продемонстрировать свою работу.
При обучении ПР необходимо различать следующие фазы:
- сообщение знаний письменных знаков;
- систематическое сообщение и закрепление орфографических знаний на материале лексических и грамматических единиц;
- развитие умений письменного изложения мыслей.
Т.к. существуют различные системы письма в родном и иностранном языке, задачей обучения первых недель является сообщение учащимся различающих форм отдельных письменных знаков (букв). На каждом уроке при объяснении вводится только один новый знак. На уроке и при выполнении домашних заданий надо приучать к каллиграфическому написанию по образцу. Как только накопилось знание букв в достаточном объеме для написания изученных слов, наряду с написанием отдельных букв вводится написание буквосочетаний.
Усвоив все компоненты письма, переходят к обучению письму как к комплексной деятельности.
Письменная речевая деятельность - целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных знаках.
Конечные требования к обучению письменной речи включают в себя формирование способности практически пользоваться иноязычным письмом, как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.
Существуют следующие формы письменного речевого произведения: поздравительные открытки, телеграммы, вывески, записки, этикетки, подписи к рисункам, объявления, инструкции, меню, рекламы, личные и деловые письма, благодарственные письма, автобиографии, характеристики, анкеты, бланки, справки, опорные схемы, рецепты, дневники, заметки в газету, рецензии, отчеты, обзоры, аннотации, рефераты, сочинения, рассказы, стихи и др.
В процессе обучения письменной речи важно обеспечить максимальную управляемость графического исполнения письменного произведения речи (заполнение пропусков из предложенных вариантов, заполнение пропусков по смыслу).
Важная часть письменного задания – разработка идеи (привлечение коллективных ресурсов). Например, для разработки рекламы надо сначала определить объем, шрифт, характер фраз, придумать приманку для покупателей (grimmick).
CORNFLAKES
EVERY BOX CONTAINS A
LUCKY NUMBER
YOU COULD BE WORTH
1000 DOLLARS
Письменное задание может быть основано на использовании статистического материала. Например, для подготовки доклада по теме «The aims of education».
Question: Why do people need knowledge?
Answer: for career – 50%
for further education – 50%
Для выполнения письменного задания можно использовать фактический материал. Например, подготовить советы любителям домашних животных и птиц «A guide to pets» (даются данные о птицах).
Письменное задание может быть связано со сбором фактического материала («Nature diary»).
Важная часть задания – планирование письменного произведения речи (mind map). Эти схемы уже можно рассматривать как самостоятельное письменное произведение и как этап к подготовке письменного текста.
При обучении ПР важно тренировать воображение. Например, представьте, что вы историк, живущий 100 лет назад. Составьте выступление о жизни в 21 веке (будущее время).
Письменные задания могут иметь форму психологических опытов (Например, каким животным ты хотел бы быть?).
Среди творческих письменных заданий большое место занимает написание рассказов (Например, даются вопросы и из ответов составляется рассказ).
Интересная форма – поэтическое творчество (прозаические стихи). Стихотворение может быть написано в ответ на следующее задание:
Line 1. Compare autumn to a leaf
Line 2. Compare autumn to a vegetable
Line 3. Compare autumn to the sky
Line 4. Compare autumn to life
В написании белого стиха помогает ассоциация, которая образует «лексическую решетку».
Associate the sun with 4 nouns
Associate the sun with 4 adjectives
Associate the sun with 4 verbs
Associate the sun with 4 adverbs
Обучение письму предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений. Существуют разные классификации упражнений. Например, Бычкова Н.И. предлагает в обучении ПР использовать упражнения с разной степенью коммуникативной ценности:
- С низкой коммуникативной ценностью. Например, учитель говорит: «Моей сестре 28 лет, она инженер. Напишите, что бы вы хотели о ней узнать». Детям раздаются карточки: Write, if she is married? Where she lives?
- С более высокой коммуникативной ценностью. Учитель говорит, что ученики из Великобритании просили помочь им разобраться в местонахождении библиотеки, спортзала и других помещений школы. Ученики получают вопросы и составляют ответы в виде памятки: Our school is a 4-storeyd building. The school library is situated on the 4th floor).
- Полностью коммуникативные. Учитель просит учеников описать зиму в своем крае и других местах, чтобы потом выбрать, куда поехать на каникулы.
Настольная книга для учителя иностранного языка различает следующие речевые упражнения (прилагаются к конспекту).
Большую роль для обучения ПР имеет диктант. Разные методисты предлагают разную классификацию диктантов.
Мильруд Р.П. выделяет следующие виды диктантов:
- Репродуктивный – буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания.
- Индивидуально-творческий – выполняется как письменное произведение речи и является описанием картинки или ответами на вопросы.
- Парный творческий – может проходить так: двум ученикам или группам учеников предлагаются картинки в случайном порядке, которые иллюстрируют один из двух рассказов. Задача: расположить их в правильном порядке, написать рассказ и продиктовать партнеру.
- Коллективный творческий – можно на доске повесить картинку, коллективно создать ее описание и подробно записать его в виде самодиктанта.
Левицкая Г.К. классифицирует диктанты следующим образом:
- Предупредительный (с дополнительными заданиями) – объяснить написание, выделить суффикс, окончание, сгруппировать слова по определенному признаку.
- Объяснительный.
- Выборочный (прослушать текст, записать только отдельные предложения).
- Подготовительный.
- Самодиктант (по памяти).
- Диктант-перевод.
- Контрольный.
- Творческий (диктант-сочинение).
Обращение к письму позволяет создавать необходимые условия для использования этого средства при контроле знаний, уровня сформированности навыков и умений. Письмо помогает выявить знание учениками значения слов, грамматических форм.
Различают следующие виды письменных работ (ПР):
- ПР по лексике:
- запись на английском языке значений слов и словосочетаний, данных на русском;
- написание сочетаний слов из отдельных существительных и прилагательных;
- соединение слов в пары;
- узнавание интернациональных слов с записью на родном языке;
- составление пар антонимов;
- составление пар синонимов.
- ПР, выявляющая сформированность лексических навыков:
- выбор нужного слова из двух заданных и подстановка его в предложение;
- запись недостающего в предложении слова (из предложенных или самому).
- ПР по грамматике:
- написать существительные во множественном числе и наоборот;
- переделать предложения из одного времени в другое;
- написать прилагательные в степенях сравнения.
- ПР, выявляющие речевые умения:
- ответить на вопросы;
- определить правильность или ложность утверждения.
- ПР, выявляющие умения составлять устные высказывания:
- таблицы;
- написание предложений за счет слов в скобках;
- выражение согласия, несогласия.
- ПР для определения понимания прочитанного текста:
- выписать главные предложения;
- составить план;
- составить вопросы;
- ответить на вопросы;
- изменить действующее лицо, время, место действия;
- составить ситуацию по ключевым словам;
- дописать 2-3 предложения к рассказу.
Недооценка ПР, ее природы, т.е. недооценка этого вида РД как важного средства обучения иностранному языку, как средства запоминания и закрепления лексико-грамматического материала, с одной стороны, и как цели обучения, -овладение принципами построения высказывания в письменной форме, с другой, приводят к неудовлетворительным результатам в овладении иностранным языком. Надо последовательно работать над письмом на каждом уроке, применяя цельную систему упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: "Мой предмет в системе школьного образования"
Здравствуйте, уважаемые … Меня зовут…и мне бы хотелось спросить у вас : « На каком языке мы с вами говорим? На каком языке мы понимаем друг друга?...
Презентация к выступлению на МО учителей гуманитарного цикла "Развитие компетенций обучающихся через проектную деятельность во внеурочное время"
Презентация подготовлена совместно с учителем английского языка Балясниковой Т.И. Может быть интересна, т.к. показывает как оценивать проект....
" Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка". ( Выступление на МО учителей гуманитарного цикла)
выступление на МО...
Выступление на РМО учителей гуманитарного цикла на тему: "Формирование орфографических умений и навыков школьников 5-9 классов"
Содержание1. Введение2. Содержание работы по орфографии в школе3. Предпосылки работы по орфографии в школе4....
Выступление на МО учителей гуманитарного цикла
Использование технологии критического мышления...
Выступление на МО учителей гуманитарного цикла
Работа с текстом на уроках русского языка...
Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла по теме "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"
В настоящее время на уроках в школе все чаще используется дифференциация обучения, так как в классах, как правило, дети разного уровня подготовки, имеющие различные навыки, умения, знания....
Комментарии
материалы очень полезные
материалы очень полезные