Современные Интернет-ресурсы для уроков английского языка
статья (английский язык) по теме

Легеза Татьяна Николаевна

Здесь доказывается важность применения на уроке ИКТ, а также даются ссылки на сайты, которые могут помочь в работе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

ДОКЛАД по теме:

«Современные учебные

Интернет-ресурсы в обучении

иностранному языку»

Выполнила учитель МОУ СОШ №17

Легеза Татьяна Николаевна

НОВЫЙ УРЕНГОЙ

2010

В новых условиях учитель должен уметь пользоваться не только традиционными учебными пособиями, но и информационно – коммуникационными технологиями.

 Всемирная сеть, электронные образовательные ресурсы могут стать хорошим помощником для преподавателя, желающего расширить горизонты своих учеников.

    В настоящее время приоритет отдаётся коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие культурной компетенции как компонента коммуникативной способности.

МОУ СОШ №17 очень молодая школа, но существуя уже второй год, в ней постоянно учителя стараются вводить и использовать на уроке компьютерные технологии.

 Так как у меня мультемедийный класс, то вполне естественным становится использование на разных этапах уроков английского языка компьютеров. Чаще всего мы обращаемся к Интернету или используем на уроке готовые программы по английскому языку Teach Pro, Tell Me More, Talk To Me или Профессор Хиггинс.

    Интернет – это международное многонациональное, кросскультурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всём мире, говорящих одновременно – самый гигантский по количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на занятиях по иностранному языку, создаётся модель реального общения.

    Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернетом, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлечённые в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, они обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Первостепенное значение придаётся пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует  изучение структуры и словаря иностранного языка.

 Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи , статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

    Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть обучению. Новые взгляды на результат обучения способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших. Сегодня новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам.

Работая на занятиях с технологиями сети Интернет, неизбежно приходится менять всю структуру занятия и вообще его концепцию.

Преподаватель перестаёт быть центром обучения, а обучаемый – больше не объект, а субъект учебного процесса. Но роль преподавателя в учебном процессе не снижается. Преподаватель больше не «тренер», теперь он консультант и советчик. Развитие навыков диалогического общения обучающихся посредством технологий Интернет при правильном, разумном и творческом их применении является полезным и необходимым средством не только для обучения иностранному языку, но и для привития учащимся новой культуры учёбы.

Данный вид коммуникации обладает рядом достоинств, а именно:

  1. электронная коммуникация – прекрасная практика языка, где осуществляется переход от формы к содержанию – в сторону истинного общения и свободного полета мыслей;
  2. присутствие реальной публики обеспечивает повышение качества письма – речь обучающихся становится более выразительной, к обычным повествовательному и описательному жанрам прибавляется аргументация;
  3.  при переписке по электронной почте изменяется процесс письма – больше внимания уделяется редактированию работ и исправлению ошибок, причём для составления монологов обучающиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим партнёрам – такая работа представляет собой  воплощение принципа интерактивности;
  4. при переписке по электронной почте учащиеся имеют возможность изучить другую культуру и получить оперативную информацию и знания из «первых рук»;
  5. использование электронной почты повышает интерес к самому процессу изучению языка;
  6. помимо языкового опыта, приобретаемого при помощи переписки по электронной почте, происходит развитие межкультурной компетенции.
  7. Наиболее эффективные способы обучения иностранному языку, используя Интернет: 
     
    Переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка и изучающими   английский язык как  иностранный в других странах (современный, живой язык,   оперативность информации, возможность изучения  другой культуры, получать   знания из «первых рук»)
     
    Участие в телекоммуникационных международных проектах (повышение уровня   владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных, необходимых   для выполнения конкретного проекта знаний). 
     Участие в текстовых и голосовых чатах. (хотя этот вид деятельности и вызывает наибольший интерес у учащихся, но, к сожалению этот пункт не всегда работает в местах с недостаточно хорошей связью)
    Участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад). 
     При выполнении подобных заданий мы наблюдаем у большинства учащихся отсутствие отрицательного психологического момента, чувства страха, присущих учащимся в реальных ситуациях.
     
    Возможность оперативной бесплатной публикации творческих работ учащихся (повышение мотивации, так необходимая подросткам возможность самоутверждения).

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка:
1. Изучение лексики.
При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д.
2. Отработка произношения.
Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности
3. Обучение диалогической речи.
I - этап - знакомство с диалогом.
II - этап - разучивание диалога.
III - этап - инсценирование диалога.
4. Обучение письму.
Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры.
5. Отработка грамматических явлений.
Все обучающие компьютерные программы, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур.
Возможности использования
Интернет - ресурсов огромны.

. Как видим, достоинств у компьютерного обучения не мало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств.
Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, то его можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Если в больших городах у учащихся есть возможность общения с носителями языка, просмотра фильмов на языке оригинала, участия в международных проектах, то в таком небольшом городе, как Новый Уренгой одной из самых серьезных проблем обучения английскому языку является проблема мотивации, так как о «живом» общении не может быть и речи.

 Насколько легко эта проблема может быть решена с помощью Интернет понятно каждому: это и переписка по электронной почте со школьниками других стран, создание и проведение совместных телекоммуникационных проектов, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах, текстовых и голосовых чатах, публикации творческих работ детей на образовательных и художественных сайтах и получения отзывов на них из всех стран мира.  При этом создается не имитации общения, а идет интересный, захватывающий диалог двух или нескольких культур, а если проекты затрагивают страноведческий аспект, то расширяются общие знания школьников, возрастает заинтересованность не только в изучении английского языка, но и других предметов.   Все учащиеся, не зависимо от возраста и уровня обученности, принимают участие в любых видах связанной с использованием Интернет деятельности с истинным азартом, при этом интерес не угасает в течение нескольких лет. Исчезают языковые и культурные барьеры,  улучшается успеваемость, школьники становятся уверенными в своих силах.

 Для учителя - обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, советы авторов аутентичных  учебных комплексов, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, обмениваться опытом с зарубежными и Российскими коллегами (Виртуальные методические объединения), общаться самим на английском языке и приобщать к этому своих учеников.


В последнее время я использую на уроках компьютерные обучающие программы как вспомогательное средство при обучении произношению, устной речи, чтению, письму, при отработке грамматического материала. Разнообразие тем, красочность увлекательность компьютерных обучающих программ вызывают огромный интерес у учащихся.
Компьютер дает возможность индивидуализации процесса обучения. Каждый ученик работает так, как может, он имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибку.
  Красочное оформление, игровые моменты, элементы мультипликации способствуют быстрому запоминанию и стимулируют детей к активной работе на уроке.
 Новые информационные технологии, на мой взгляд,  открывают большие возможности расширить  образовательные рамки по каждому предмету.

В нашей  школе это особенно почувствовали учащиеся, которые принимали участие в проектных работах по английскому языку.
Оценка работ происходит по следующим критериям:
• Оригинальность, нестандартность идеи и формы ее воплощения в графике и тексте.
• Умение выразить на английском языке свое видение виртуального дома человека.
• Владение основными языковыми категориями: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком.
• Умение применять компьютерные средства для создания рисунка и выражение
• содержания рассказа в нестандартной форме.
• Качество графических иллюстраций к разработанному описанию.
• Выполнение технических требований, прилагаемых в алгоритме к проекту.
Метод проектов можно использовать при изучении многих тем, их можно проводить только в своей школе, но интереснее создавать проекты совместно с другими школами, особенно, с другими странами. Этот вид работы очень полезен для учащихся и самого учителя.

Всё это расширяет кругозор учащихся, активизирует их деятельность, творчество, способствует проведению исследовательской работы, улучшает знание иностранного языка.
Участие во всех проектах, связанных непосредственно с иностранным языком расширяет лингвистический и образовательный кругозор учащихся и позволяет работать над качественными знаниями иностранного языка, не на    словах, а на деле формировать образованную личность, способную свободно ориентироваться и активно существовать в мире информации.
Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

Сегодня возможности использования интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть интернет создает условия для получения любой информации, необходимой человеку, помогает педагогу сделать любую тему более увлекательной, сайты оказывают реальный доступ к знаниям, литературе.

На современном этапе обучения иностранным языкам используются учебные Интернет-ресурсы: Hotlist, Treasure hunt, Subject sampler, Multimedia scrapbook, Webquest.
Каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные задачи Hotlist и Multimedia scrapbook направлены на поиск, отбор, классификацию информации. Treasure hunt, Subject sampler и Webquest, уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-позновательной деятельности учащихся.

Разработка учебных Интернет-ресурсов позволила совершенно по-иному посмотреть на образовательные ресурсы сети Интернет и начать восприятие их не в качестве дополнительных, а в качестве аналоговых или альтернативных.
Учебные Интернет-ресурсов позволят:
- подобрать текстовый, графический, фото-, аудио- и видеоматериал (при необходимости отражающий различные взгляды) по изучаемым темам;
- организовать в группах и в целом классе обсуждение (дебаты) насущных культурных и социальноострых проблем;
- организовать внеурочную и внеклассную проектную деятельность учащихся.
Есть те сайты, которые бьют все рейтинги посещаемости тех, кто хочет изучить английский язык, либо просто проверить себя, либо узнать какие виды изучения английского языка, через Интернет существуют, как называются и что предлагают.
Английский язык в совершенстве может изучить теперь каждый при определенной доле желания, настойчивости и терпения, хорошим помощником в этом деле станет для вас сайт /native-english./ru./ Данный ресурс содержит все для успешного освоения английского языка; он удобен и понятен каждому, именно поэтому сайт столь популярен среди старшеклассников. Он содержит в себе теоретический раздел грамматики, фонетики и правописания; богатый раздел идиом, не дублированных фильмов на английском языке, аудио книг, текстов радиостанции Voice of America, тестов, игр, скороговорок и пословиц. Все это вы найдете на сайте /native-english./ru./

Продолжая тему изучения английского языка в режиме онлайн следует рассказать еще об одном сайте – рекордсмене под названием «The Holly Bible». Это, пожалуй, самый большой онлайн – портал, включающий в себя самые последние новинки из мира языка. Помимо разделов грамматики, идиом, топиков, статей и тестов, сайт также предлагает много нового.
Например: тексты популярных песен, субтитры к фильмам, цитаты и разговорники, и самый настоящий американский сленг. Этот сайт привлекает своей масштабностью в подходе к изучению английского языка на сайте есть научно- популярные статьи, которые используют пользователи, отвечая на вопрос «Что им даст английский?» Причем материалы тесты и статьи постоянно пополняются.
Интернет – это, также, незаменимый инструмент для оперативного получения и обновления информации. Невозможно, да и не зачем, отслеживать обновление лексики языка, скупая словари, если вы – постоянный пользователь сети Интернет. Сегодня онлайн – переводчики и онлайн словари переведут все нужные выражения. Самым популярным среди учеников  стал сайт /
Lingvo.ru/. Здесь пользователь сможет без труда найти перевод нужного ему слова и для нужной ему отрасли производства. Конечно, онлайн-словарем сегодня мало кого удивишь и особых отличий от книжного он не имеет, за исключением того, что времени на поиск нужного слова вы потратите значительно меньше.

. Как видим, достоинств у компьютерного обучения не мало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств.
Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, то его можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой

Технологии.

В качестве выводов предлагаю следующую концепцию нашей школы:

  1. Создание условий для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий
  2. Обеспечение доступа учащихся и преподавателей учреждений образования к сетевым информационным ресурсам
  3. Обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся
  4. Создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы

Приоритетными направлениями в работе учителя иностранного языка являются

  1. Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя
  2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности учащихся
  3. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока в средней и профильной школах
  4. Создание Интернет-уроков, интегрированных уроков
  5. Уроки на основе готовых программных продуктов

        

Литература:

1.  Владимирова Л.Н.  Интернет  на  уроках  иностранного  языка.  Журнал

    «Иностранные языки в школе», 2002, № 3 с. 39-41

2.  Гез Н.И., Ляховицкий М.В. , Миролюбов А.А.  «Методика  преподавания

    иностранных языков», Москва, «Высшая школа», 1982г.

3.  Мишина Г.С. Из опыта работы с международными e-mail проектами.

    Журнал  «Иностранные языки в школе», 2000, № 4 с. 54-57

4.  Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. Журнал  «Иностранные  

    языки в школе», 2001, № 2 с. 14-20, № 3 с. 5-12

5.  Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М.:Издательство Московского университета, 2003.

6.  Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

7.  Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия. Педагогика №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Интегрирование современных образовательных интернет-ресурсов в практику преподавания английского языка ". (к вопросу организации самостоятельной работы студентов)

В настоящее время основной задачей вуза является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования...

Создание учебных интернет - ресурсов для интегрированных уроков английского языка.

Использование ресурсов интернет для проведения интегрированных уроков английского языка и географии. Учебные интернет - ресурсы помогают учителю подобрать разнообразный материал к уроку, а учащимя под...

интернет ресурсы в помощь изучающим английский язык

http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/little-kids-songshttp://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/kids-gameshttp://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/little-kids-gameshttp://learnengli...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Интернет-ресурсы в помощь учителю английского языка

Несколько полезных сайтов, благодаря которым вы сможете получить важную и нужную для вас информацию, не затрачивая время на поиски в Интернете...

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

Список Интернет-ресурсов для самостоятельного изучения английского языка

Здесь вы найдете список Интернет-сайтов по всем видам речевой деятельности...