Способы создания групп для коллективной работы
методическая разработка по английскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Использование проектной технологии в обучении
учителем английского языка Дмитриевой Л.Г.
Современное общество требует сегодня полного развития личности, в том числе её коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём.
Выпускник школы должен осуществлять самостоятельно разные виды деятельности; обладать современными ценностными ориентациями; быть готовым к сотрудничеству, быть терпимым, избегать и преодолевать конфликты. Всё это может быть достигнуто при использовании современных педагогических технологий, к которым относится и метод проектов. Именно он позволяет поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы Разработка должна завершиться реальным практическим результатом. Чтобы добиться этого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты.
Метод проектов впервые появился в начале прошлого столетия в США, был разработан американским философом и педагогом Д.Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. В это же время идеи проектного обучения разрабатывались под руководством русского педагога С.Т Шацкого.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам
Классификационные параметры технологии
Уровень и характер применения: метатехнология, средняя и высшая школа, производство, социальная сфера.
Философская основа: зависит от позиции субъекта.
Методологический подход: исследовательский + деятельностный.
Научная концепция: деятельность + развитие.
Вид социально-педагогической деятельности: управление.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: «консультант» + самоуправление.
Преобладающие методы: проблемные.
Организационные формы: альтернативные.
Преобладающие средства: вербальные, программированные, практические.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.
Цели
- Формирование проектного мышления.
- Формирование мотивации детей на приобретение знаний.
- Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
- Самостоятельное приобретение знаний.
- Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
- Развитие важнейших компетенций для современной жизни:
- способности брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- регулировать конфликты мирным путем;
- делать свой выбор;
- владеть устным и письменным общением.
Развитие исследовательских умений
.
Концептуальные позиции
Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта.
Деятельностный подход.
Процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении проблемы.
Комплексный подход в разработке проекта способствует развитию физиологических и психический функций ученика.
Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем.
Принцип уважения к иной точке зрения.
Принцип ответственности за результат.
Стадии разработки проекта:
- организационно-подготовительная стадия – выбор проектного задания;
- планирование проекта;
- технологическая стадия;
- заключительная стадия (оформление результатов, презентация, обсуждение).
Деятельность учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения | |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения | |
2. Выделение подтем и тем проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (то есть выбирает себе роль) | |
3. Формирование творческих групп | Учитель проводить организационную работу по объединению школьников в группы | Учащиеся определяют свои роли и группируются в малые команды |
4. Подготовка материалов к работе: формулировка вопросов, задания для команд, отбор литературы | Если проект объемный, учитель заранее разрабатывает задания и вопросы | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий |
5. Определение формы итога проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают форму представления проекта (альбом, натуральные объекты и т.д.) |
6. Разработка проекта | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
7. Оформление результатов | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют проект в соответствии с принятыми правилами |
8. Презентация | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников) | Учащиеся докладывают о результатах своей работы |
9. Рефлексия | Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту | Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нем |
Основные требования к использованию метода проектов:
* Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска её решения.
* Практическая значимость предполагаемых результатов.
* Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.
* Структурирование содержательной части проекта.
* Использование исследовательских методов.
Основные задачи метода проектов:
1. Формировать у учащихся необходимые умения и навыки в разных видах речевой деятельности на уровне, определённом программой и стандартом.
2. Формировать активную самостоятельность учащихся.
3. Включать учащихся в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия.
4. Формировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, используя возможность мыслить, рассуждать акцентировать внимание на содержание высказывания.
Основные принципы проектной работы:
1. Вариативность (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы).
2. Решение проблем (решать проблемы, используя возможность мыслить; рассуждая , акцентировать внимание на содержании высказывания).
3. Когнитивный (сознательный) подход к грамматике.
4. Учение с увлечением. Получение удовольствия – одно из главных условий эффективности обучения.
5. Личностный фактор (возможность учащихся выразить свои собственные идеи, рассказать о себе, о своей жизни, интересах, увлечениях).
6. Адаптация заданий (задания должны быть посильными, соответствовать уровню обученности ребёнка).
Этапы проектной работы:
I этап – планирование работы в классе.
II этап – выполнение проекта за пределами класса.
III этап – возвращение в класс.
IV этап – презентация проекта.
V этап – оценка и контроль.
Критерии оценки:
1. Содержание, информативность, актуальность.
2. Грамматическая и лексическая корректность.
3. Оформление.
4. Объём.
5. Представление.
Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?
Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Проект представляет собой работу, в которую вложено много усилий и труда.
Проектная работа повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путём развития внутренней мотивации; развивает у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя, расширяет языковые знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт
2.Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3.Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
4.Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.
Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.
1.Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе - это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.
2.Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему.
3.Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.
4.Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.
Я использую этот метод в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний.
В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал.
В проектной методике наряду с вербальными средствами выражения мои учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, , графики и диаграммы. В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики на уроке я могу достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей
Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, я стараюсь придерживаться, следующих рекомендаций:
• Во-первых, я стараюсь чаще поощрять самостоятельность детей.
• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту
Приступая к созданию учебного проекта, я стараюсь соблюдать ряд условий:
- предварительно изучаю индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика
-в соответствии с учебным материалом я выбраю тему проекта, формулирую проблему, предлагаю учащимся идею, обсуждаю ее с учениками.
2. Организация участников проекта.
Сначала я формирую группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываю склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (дети часто выбирают рисунки, , постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи с моей стороны, , создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда мы делаем какие-либо практические проекты из серии «Мы мастерим» Незаметно для себя, начинаем говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты.
В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:
– составление и комментирование расписания уроков (6-й класс);
Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: например: «Я и мои родители», «Мы и музыка», «Сохраним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево-игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя
различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
- Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
- Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
-Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны.
-Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса
- Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.)
-Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки .И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.
Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность англ. языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.
При оценке готового проекта я обращаю внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала я проверяю черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта я исправляю их карандашом.. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.
Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе.
Опыт работы над технологией проекта в течение нескольких лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология влияет на обучение иностранному языку".
Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Самое главное, повысился интерес учащихся к предмету. Анализ знаний школьников говорит о его повышении. Проверялось умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что учащиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями. Считаю, что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи.
Проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Все это, в конечном счете, призвано способствовать более глубокому пониманию роли России во все более взаимозависимом мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.
Одним из направлений такой творческой, исследовательской работы и является проектно-ориентированная деятельность учащихся. Именно проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка серии уроков по созданию коллективной работы на тему "Художник в театре"
В 3 классе, изучая тему 3 четверти "Художник и зрелище" по программе общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" под редакцией Б.М. Неменского, ребята знакомятся с...
«Способы создания комического в драматургии Евгения Львовича Шварца»
Говоря о театре Комедии, нельзя не упомянуть такую личность, как Евгений Львович Шварц. Его сказки - добрые и открытые людям, как и сам писатель — знает каждый; фильмы, поставленные по его...
презентация к уроку "Способы создания текстуального комментария"
Используя рассказ Ю.Буйды "Все больше ангелов" и исследуя детали, создаем комментарий к части "С" ЕГЭ....
Конкурсная работа на тему « Художественные способы создания образа Василисы Премудрой - героини русских народных сказок »
Конкурсная работа на тему « Художественные способы создания образа Василисы Премудрой - героини русских народных сказок »...
О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/18 учебный год
О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/18 учебный год...
Приказ о создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/2018 учебный год
О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/2018 учебный год...