Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках информатики»
материал
Задачи модернизации страны нельзя решить без внимания к творческому потенциалу России, воспитанию успешного молодого поколения, к его ценностным установкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sovershenstvovanie_metodov_obucheniya_i_vospitaniya_na_urokah_informatiki.docx | 70.23 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
Программа
«Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках информатики»
Подготовила:
преподаватель информатики
Барменкова О.Н.
2020-2024 год
Введение
Динамика меняющейся современной социально – экономической ситуации в жизни государства и мирового общества объективно требует совершенствование системы образования. Этот процесс начался с принятия и введения ФГОС СПО, важнейшим концептуальным положением которых является подход к образованию как открытой системе, предполагающей включение в процессы образования представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества.
Задачи модернизации страны нельзя решить без внимания к творческому потенциалу России, воспитанию успешного молодого поколения, к его ценностным установкам.
Эффективное развитие невозможно без формирования человеческого капитала.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования имеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов. Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.
Исходя из концепции развития образования в Российской Федерации очень важно понимать, что изучение информатики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности, логическое мышление. Развитие всех направлений нашего общества немыслимо без информационного образования и грамотности населения.
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым обучающимся высоких результатов важны и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов, и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.
Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельности образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.
Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для совершенствования методов обучения и воспитания
обучающихся.
МЕТОД (от греч. слова metodos — буквально «путь к чему-либо») означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Выделяют следующие методы:
- Методы организации деятельности обучающихся (оценка деятельности педагога через деятельность обучающихся на уроке/занятии).
- Методы контроля и самоконтроля.
- Методы формирования личностных результатов (методы воспитания).
Первая группа методов показывает умение педагога излагать учебный материал и знакомить обучающихся со способами действий.
К методам формирования новых знаний и способов действий можно отнести:
Рис.1 Методы формирования новых знаний и способов действий
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы тренируют память и дают знания, но еще не позволяют в полном объеме развить творческое мышление обучающихся.
Благодаря проблемному и частично-поисковому методу обучающиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения.
При исследовательском методе обучающийся познает принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты.
К методам организации деятельности обучающихся можно отнести:
Рис. 2. Методы организации деятельности учащихся
3-я группа методов включает методы контроля и самоконтроля.
К методам контроля и самоконтроля относятся:
- тестирование,
- анкетирование,
- викторина,
- письменные работы,
- устные и письменные опросы,
- зачет, экзамен и др.
К методам формирования личностных результатов можно отнести
- беседу,
- убеждение,
- внушение,
- поручение,
- соревнование,
- пример,
- аналогию,
- рефлексивные методы,
- воспитывающие ситуации и др.
Цель моей педагогической деятельности – совершенствование методов обучения и воспитания обучающихся, направленных на достижение современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
На протяжении межаттестационного периода (2017-2019гг.) изучены и реализованы следующие инновационные технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения
Реализуемая цель:
Организация самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию проблемной
ситуации, развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся.
Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения заключается:
- в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации,
При изучении конкретной темы учебных занятий - сравнение и анализ результативности
полученных знаний, умений и навыков;
- поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности
обучающихся.
Результатами использования мною технологии являются:
-активная самостоятельная деятельность обучающихся;
-повышение интереса к избранной профессии;
-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии
Цель:
-активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения;
- внеурочных мероприятиях;
- обогащение содержания изучаемых предметов.
Результаты:
-развитие различных видов мышления;
-углубление межпредметных связей;
-расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;
- обогащение содержания изучаемого материала.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель: Способствование формированию психически устойчивой, физически развитой,
нравственной личности обучающегося.
Результаты:
-сохранение здоровья обучающихся;
-повышение качества образовательного процесса;
-удовлетворение личностных потребностей обучающихся в образовании;
-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности;
- укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении грамотно заботиться о своем здоровье;
-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.
Мониторинг интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
-мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
-развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от курса к курсу);
-рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);
следует добавить:
- обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
- корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Проектное обучение — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретѐнными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения
гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:
- Игровые технологии;
- Проблемное обучение;
- Технология коммуникативного обучения.
Игровые технологии
Деловая игра - в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. В деловой игре моделируются разнообразные условия
профессиональной деятельности, деловая игра выступает как метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным, формальным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические
- формируют устойчивую мотивацию учения;
- формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.
Результат:
Переход от игровой деятельности к учебной
Практикую работу с применением технологии развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в процесс обучения.
Критическое мышление:
-способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми;
-облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
-позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления обучающихся:
- критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чѐм причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.)
Прогноз (Постройте прогноз).
Основные методические приемы развития критического мышления:
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно - мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
Начиная с прошлого учебного года внедряю в практику метод кейс-
технологий.
Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивают у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, изменяют мотивацию к обучению.
Стараюсь реальный профессиональный случай перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.
Результат:
- эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
- развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем;
- освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
- повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий:
- ориентация на получение конкретного результата;
- приобретение знаний в процессе деятельности;
- индивидуализация процесса обучения;
- способствует социализации обучающихся в процессе обучения и после окончания колледжа;
В свою очередь инновационные технологии:
- требуют от преподавателя организации образовательного пространства урока;
- устанавливают качественно новые взаимоотношения преподавателя и обучающегося на уроке;
- способствуют творческому и интеллектуальному развитию личности обучающегося.
Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий
Название | Цель | Механизм реализации | Сущность технологии |
Технология проблемного обучения | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. | Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций. | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.
|
Технология модульного обучения | Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки. | Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения. | Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе. |
Технологии развивающего обучения | Всестороннее развитие личности и ее способностей. | Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. |
Технология дифференцированного обучения | Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса. | Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения. | Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта. |
Информационные технологии обучения | Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения. | Активное использование в образовательном процессе компьютерных и Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др. | Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения. |
Технология деловой игры | Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений. | Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность. | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний. |
Проектная технология | стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. | наличие проблемы требующей исследования, организация и осуществления деятельности, защита проекта | развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. |
Здоровье - сберегающая технология | сохранение и повышение работоспособности, укрепления здоровья | поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна; физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки; динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке | активная деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в которой можно выделить следующие основные компоненты: - осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности; -целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья; - использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе; - активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение; - деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества. |
Таблица 2. Результаты использования современных образовательных технологий
технология | уровень использования | дисциплина, МДК,ПМ | результат использования технологий |
Личностно-ориентированное обучение | Методические приёмы. Отдельные компоненты | все дисциплины | Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности . |
Здоровьесберегающие технологии | Отдельные компоненты | Компоненты технологии используются на всех дисциплинах | Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся. |
Исследовательские методы обучения | Методические приёмы | Компоненты технологии используются на всех дисциплинах | Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения; подготовка и защита ВКР |
Информационно-коммуникационные технологии | Отдельные компоненты | Компоненты технологии используются на всех изучаемых дисциплинах. | -Создание и грамотное оформление творческих работ. -Обновление дидактического материала, -работа в веб-сайтах, -тестирование при входном контроле, -подготовка презентаций, -использование электронных учебников, -участие в сообществах по интересам, -повышения эффективности своей профессиональной деятельности, -принимать участие в онлайн конференциях, - преподаватели и обучающиеся могут постоянно работать и взаимодействовать друг с другом, в том числе непосредственно в ходе занятий и в виртуальном режиме. |
Результаты использования инновационных технологий:
- повысилась уверенность обучающихся в собственных силах;
-обеспечение механизмов критического мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи;
-качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
-усиление мотивации на успешную учебную деятельность;
-повышения умения адекватно оценивать себя:
-развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;
-развитие исследовательских способностей;
-развитие умения мыслить адекватно;
-развитие «чувства локтя», коммуникабельности.
Помимо результативных моментов при применении инновационных технологий встречаются и проблемы. Рассмотрим пути их решения:
- Возрастающая роль преподавателя - как непосредственного носителя знаний - не только профессиональных, по предметной дисциплине, но и современных: в области педагогики, психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе у преподавателя формируется готовность к восприятию, оценке и реализации инновационных проектов в образовании.
Заключение
Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный метод и метод «обучение в сотрудничестве» на уроках информатики
Презентация о деятельностном и активном методах обучения на уроках информатики. Из опыта работы....
Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...
Программа Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках информатики и физики
к аттестации...
Программа " Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках физики"
Программа обучения и воспитания на уроках физики...
Программа Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания на уроках географии
Формирование механизма самоопределения ученика в условиях выбора на уроках географии Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и ...
Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках физической культуры»
к аттестации...
План работы «Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках математики при подготовке к ОГЭ»
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...