Формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся на уроках информатики
статья по информатике и икт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ikt-kompetentnost.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся на уроках информатики
В современном мире информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в развитии и образовании учащихся. Формирование и развитие ИКТ-компетентности становится основным элементом образовательного процесса. В этой статье будут рассматриваться особенности формирования и развития ИКТ-компетентности учащихся на уроках.
ИКТ-компетентность включает в себя знания, умения и навыки, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий в различных областях жизни. ИКТ-компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (или распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.
ИКТ-компетентность включает в себя знания, умения и навыки, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни и включает в себя следующие компоненты:
технологический компонент — знание основных устройств и программного обеспечения;
методический компонент — умение использовать ИКТ в образовательном процессе;
коммуникативный компонент — способность взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса с помощью ИКТ;
социальный компонент — понимание роли ИКТ в обществе и их влияние на образование и развитие личности.
ИКТ-компетентность включает в себя знания, умения и навыки, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни. Она включает в себя следующие компоненты:
технологический компонент — знание основных устройств и программного обеспечения;
методический компонент — умение использовать ИКТ в образовательном процессе;
коммуникативный компонент — способность взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса с помощью ИКТ;
социальный компонент — понимание роли ИКТ в обществе и их влияние на образование и развитие личности.
В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Компетентность можно сформировать только на практических занятиях. Перечислим составляющие ИКТ–компетентности:
- набирать текст в среде текстового редактора, выполнять основные операции над текстом в среде текстового редактора;
- сохранять информацию, загружать, передавать, выводить на печать;
- создавать изображения в среде графического редактора;
- создавать электронную таблицу в среде табличного процессора; редактировать содержимое электронной таблицы в среде табличного процессора;
- работать с гипертекстом, звуком, графикой в среде мультимедийных программ и т.д;
- обеспечить компьютерную безопасность (антивирусные программы), интернет-безопасность;
- знать и выполнять закон о правовой охране программного обеспечения;
- нести личную ответственность за поведение в сети Интернет.
Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ- компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
В ИКТ - компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий.
Что относится к главным аспектам ИКТ-компетентности?
- хороший уровень функциональной грамотности в области ИКТ;
- эффективное и обоснованное использование ИКТ в процессе обучения для решения профессиональных вопросов;
- понимание того, что ИКТ— это основа новой системы образования.
Формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся происходит в первую очередь на уроках информатики и других предметах, в том числе и за счёт внеурочной деятельности (различные проекты, конкурсы и мероприятия, связанных с ИКТ). На уроках информатики, учащиеся изучают основы работы с компьютером, знакомятся с видами программного обеспечения и интернетом. Для успешного формирования и развития ИКТ-компетентности учащихся необходимо учитывать следующие аспекты:
мотивация учащихся — организовать для того, чтобы учащиеся были заинтересованы в изучении ИКТ и применении их в своей учебной деятельности;
разнообразие форм и методов обучения — применять различные подходы и методики для обучения ИКТ, такие как игровые методы, проектная деятельность и обучение в сотрудничестве;
использование ИКТ в образовательном процессе — включение ИКТ в разнообразные предметы и виды деятельности, такие как проведение уроков с использованием видео уроков, видеолекций, мультимедийных презентаций, онлайн-тестирование, работа с Интернет-ресурсами и т.д.;
сотрудничество с родителями и социальными партнёрами — привлечение родителей и других заинтересованных сторон к участию в образовательных проектах и мероприятиях, связанных с ИКТ.
Специфика информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, можно сказать, что она, ориентирована на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе образования.
Таким образом, формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся является важной задачей современного образования. Для успешного решения этой задачи необходимо учитывать все аспекты образовательного процесса и создавать условия для активного использования ИКТ в учебной деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социальной компетентности учащихся на уроках математики
Формы и методы развития социальной компетентности...
Формирование и развитие социальной компетентности учащихся через культуру и творчество в процессе подготовки к волонтерской деятельности в период проведения Универсиады 2013.
Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления и презентацию из опыта работы с волонтерами. В любой деятельности человека сосуществуют 2 уровня – стереотипный и импровизационный. Если...
Статья «Формирование и развитие ИКТ - компетентности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»
Ни для кого не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, физика - сама по себе, м...
Обобщение опыта по теме "Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование ЦОР и ЭОР"
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умен...
Формирование и развитие исследовательской компетентности учащихся при изучении физики в школе
Педагогическая концепция...
Статья учителя информатики на тему «Формирование и развитие ИКТ- компетентности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»
laquo;Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Блез Паскаль) Введение. Актуальность опыта Ни дл...
Занятия робототехникой как средство формирования и развития метапредметных компетентностей учащихся
Презентация - сопровождение выступления на областной конференции по робототехнике 7 февраля 2018 г...