Методическая разработка урока: "Безопасный интернет" - 8 класс
проект по информатике и икт (8 класс)

Предмет: информатика.

Класс: 8 

Раздел:передача информации в компьютерных сетях.

Тема урока: «Безопасный интернет».

Тип урока: комбинированный.

Технология: технология проектного обучения.

Цель урока: ознакомление с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.

Задачи урока:

  1. Обобщить  знания о безопасной работе в сети Интернет.

  2. Закрепить основные правила безопасной работы в Интернете.

  3. Способствовать развитию умения анализировать, обобщать и систематизировать получаемую информацию.

  4. Создать условия для формирования законопослушной личности, соблюдающей нравственные и этические нормы работы с информацией в сетях Интернет.

  5. Создать условия для формирования умения работы в группе.

  6. Принимать решения в стандартной и нестандартной ситуациях и нести за них ответственность.

  7. Отработка навыков и умений работы с сервисами Web 2.0.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Дата проведения урока: год (2 часа)

Учитель: Жилкина Елена Анатольевна.

Образовательная организация: МБОУ «СОШ № 1»».

Предмет: информатика.

Класс: 8 «А».

Раздел:передача информации в компьютерных сетях.

Тема урока: «Безопасный интернет».

Тип урока: комбинированный.

Технология: технология проектного обучения.

Цель урока: ознакомление с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания о безопасной работе в сети Интернет.
  2. Закрепить основные правила безопасной работы в Интернете.
  3. Способствовать развитию умения анализировать, обобщать и систематизировать получаемую информацию.
  4. Создать условия для формирования законопослушной личности, соблюдающей нравственные и этические нормы работы с информацией в сетях Интернет.
  5. Создать условия для формирования умения работы в группе.
  6. Принимать решения в стандартной и нестандартной ситуациях и нести за них ответственность.
  7. Отработка навыков и умений работы с сервисами Web

Технические условия: программное обеспечение MS PowerPoint,VegasPro (64бит),FreemakeVideoConverter, скорость Интернета 3 Мбайт/сек.

Используемое оборудование:ноутбуки, флеш-накопители, колонки, мультимедиа проектор, проекционный экран.

Материал к уроку: презентация «Безопасный интернет.pptx », видеоролик подготовленный пресс-службой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Единый урок безопасности в Интернете», учебный видеоролик «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в интернете», физминутка для урока информатикивидеоролик «Берегите зрение»

Время,

мин

Элементы

методической

структуры урока (мероприятия с детьми, занятия)

Наглядный дидактический материал (скриншоты интерактивной доски, слайды презентации, ссылки на учебное видео и т.д.)

Содержание этапов занятия

Ожидаемый результат использования дидактического материала (ИКТ, учебно- лабораторного оборудования и др.) на каждом этапе урока (мероприятия с детьми, занятия)

Скриншот/

слайд

Методический комментарий скриншота

(Задачи этапа)

Действия учителя

Действия обучающихся

1мин.

1. Организационный момент (инициация)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.

Как можно чаще улыбайся.

И радость всем свою дари.

С улыбкой лёгкой просыпайся,

От счастья в облаках пари.

Жизнь так прекрасна, улыбайся.

И засмеётся мир с тобой.

Как можно чаще улыбайся.

Встречай улыбкой день любой.

- Вот с такого доброго стихотворения я бы хотела начать наш урок. Улыбнитесь друг другу, настройтесь на дружную и активную работу. Я желаю вам, чтобы работа на уроке принесла вам только положительные эмоции!

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место.

Психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение.

Учебноесотрудничество со сверстниками.

6 мин.

2. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока

Создание проблемной ситуации

Слайд 1.

Тема урока

Ребята поднимите руки, те, у кого дома нет интернета?

- Я вижу, что большинство учащихся вашего класса пользуются Интернетом.

В современном мире человечество не может представить свою жизнь без интернета. Кругом телефоны, компьютеры, ноутбуки, WI-FI, множество мировых рынков держатся на сети Интернет. Казалось бы, плюсов бесконечное множество. Но всё ли так хорошо?!

По вашему мнению, интернет - это «благо» или «зло»?

- Действительно интернет служит для поиска, хранение и обмена информацией, для общения с людьми, в котором присутствуют неблагоприятные вещи, именуемые злом.

- Как вы думаете, к какой проблеме мы посвятим сегодняшний урок?

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим об интернете, точнее о безопасности в интернете.

Тема нашего урока безопасный интернет.

Учащиеся поднимают руки.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащиеся отвечают на вопрос и пытаются определить тему урока.

Учебное сотрудничество с учителем. Дискуссия.

Умение слушать учителя.

Извлечение необходимой информации из прослушанного материала.

Учебное сотрудничество с учителем. Дискуссия.

Анализ и систематизация полученной информации и формулирование темы урока.

4 мин.

3.

Постановка проблемы

Постановка основополагающего вопроса

Слайд 2.

История

о Международном дне безопасного Интернета

Просмотр видеоролика о безопасности в сети Интернет, подготовленный пресс-службой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

А вы знайте, какой праздник отмечается во второй вторник февраля?

Мы будем отмечать Международный день безопасного Интернета, в 2021 году он пришелся на 9 февраля. Праздник был учрежден в 2004 году в рамках программы Еврокомиссии «Безопасный интернет». В России День безопасного Интернета впервые был проведен в 2007 году. Цель праздника – информировать людей об ответственном и безопасном использовании интернета.Какая же опасность нас может подстерегать в интернете?!

Посмотрим видеоролик.

Обсуждение видеоролика.

- В какую ситуацию попала девочка?

Нам сегодня в конце урока нужно будет ответить на основополагающий вопрос: Как стать хозяином своей безопасности?! Что можно?! Что нельзя?! К чему надо относиться осторожно?! Обо всем об этом вы узнаете на нашем уроке.

Учащиеся отвечают

на вопрос.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Учащиеся внимательно смотрят видео и отвечают на вопросы.

-Девочка попалась на обман.

- Она переписывалась с мальчиком, под видом мальчика скрывался взрослый мужчина, который пригласил её одну в парк.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Учебное сотрудничество

с учителем.

Умение слушать учителя.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов на видео.

Учебное сотрудничество с учителем. Дискуссия.

Умение слушать учителя.

4 мин.

4.

Решение поставленной творческой задачи

Разделение на группы

Объяснение заданий

Слайд 3.

На данном слайде размещены задания для группы № 1 и группы № 2

Слайд 4.

На данном слайде размещены задания для группы №3, для группы № 4, для группы № 5.

Учащимся предлагается разноцветный бумажный веер (красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый)

-Вы разделились на пять групп, теперь ваша задача придумать название группе.

Учитель объясняет задания каждой группе.

Группе № 1.Ответить на проблемный вопрос: ловушки для новичков и как справиться с рисками?Я вам предлагаю определеннуюситуацию, с которой вы можете встретиться, путешествуя по Интернету. Вам нужно разобрать данную ситуацию и придумать правила. Результат своей работы оформляем с помощью сервиса on-line газеты

Группе № 2. Ответить на проблемный вопрос: какие правила необходимо соблюдать, чтобы оставаться в безопасности в Интернете?Для этого Вы найдите 10 советов, как оставаться в безопасности в Интернете. И оформить результат своей работы в виде on-lineдоски

Группе № 3.Ответить на проблемный вопрос: как распознать фишинг? Назвать признаки фишингового мошенничества. Результат своих исследований оформить в on-line газете

Группе № 4. Ответить на проблемный вопрос: как распознать вирус – троян? Назвать признаки вируса и возможную защиту от него. Результат своей работы оформить в виде скрайбинга.

Группе № 5. Ответить на проблемный вопрос: знакомы ли вы с таким выражением «шесть кошельков»? Дать рекомендации, как этого избежать? Результат своей работы оформить в виде скрайбинга.

Учащиеся выбирают понравившийся цвет, рассаживаются за столы по цвету, таким образом, они будут поделены на пять команд.

Учащиеся, разделенные на пять групп внимательно слушают учителя.

Учебное сотрудничество с учителем. Выполнение алгоритма рассадки на рабочие места и разделение на пять групп.

Умение слушать учителя.

Умение внимательно слушать информацию по выполнению практического здания для участников каждой группы. Учебное сотрудничество со сверстниками.

2 мин.

5.

Инструктаж по ТБ

Инструктаж

по технике безопасности

при работе с компьютером

Закрепление правил по техники безопасности при работе с компьютером.

Учитель задает вопрос.

- Назовите правила по технике безопасности при работе с компьютером?

Каждая группа (1, 2, 3, 4, 5) называет правила по технике безопасности при пользовании компьютера:

- проверить исправность электропроводки и розеток;

- нельзя располагать рядом с компьютером жидкости, а также работать с мокрыми руками;

-не допускается употребление пищи

в непосредственной близости с ПК;

-расстояние от монитора до глаз должно составлять от 600 до 700 мм, но не меньше 500 мм;

-при любых неполадках необходимо сразу отсоединить ПК от сети и сообщить учителю.

Умение анализировать, обобщать и систематизировать получаемую информацию, умение воспроизводить информацию по технике безопасности.

20-22 мин.

6.

Практическая деятельность учащихся

Компьютерный практикум

Учитель курирует работу групп.

Работа в группе. Учащиеся группы выполняют задания: распределяют обязанности,

работая с различными сервисами Интернета

Совместно-взаимодействующая форма работы каждого участника в группе.

Умение работать в команде.

Извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе из сети Интернет. Умение анализировать информацию, выделять главное и подготовить материал

к оформлению результата своей работы с использованием различных компьютерных технологий: скрайбинг, on-lin газеты ,on-linдоски

2 мин.

7.

Физминутка

Просмотр видеоролика

Учитель смотрит видео

Учащиеся смотрят видео

Умение учащихся работать по алгоритму.

30 мин.

8.

Защита работы групп

Защита исследований

Учитель внимательно слушает защиту мини-проектов каждой группы.

Учитель подводит итог творческой задачи.

- Работая с технологиями on-lineгазета - , on-lineдоска , искусство рисованного рассказа – скрайбинг, каждая группа разработала свой мини-проект об информационной безопасности в сети.

- Все вы, молодцы, хорошо сработали.

Каждая группа защищает свою работу

Совместно-взаимодействующая форма работы каждого участника в группе.

Умение представить и защитить своймини-проект.

Умение слушать учителя и радоваться полученному результату - продукту групповой деятельности.

4 мин.

9.

Подведение итогов

Просмотр видеоролика

- А сейчас посмотрим видеоролик «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в интернете».

Учитель задает вопросы.

Интернет – это море информации, хорошо или плохо, почему?

Общение в интернете - это хорошо или плохо, почему?

- И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями.

Следовательно, сам интернет не является злом. Зло то, что используется через него.

Ученики внимательно смотрят видеоролик.

Идет дискуссия – обсуждение.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов на видео.

Учебное сотрудничество с учителем. Дискуссия.

5 мин.

10.

Рефлексия урока

Слайд 5.

На данном слайде размещена мишень для рефлексии урока.

Учитель обращает внимание на «мишень».

- Рефлексия мишень подразумевает, то как вы работали на уроке, предлагается четыре критерия, вы можете выбрать только один и оценить свою деятельность на уроке, максимум 10 баллов и минимум 4 балла.

Начну с себя, мне очень понравилось с вами работать, я выбираю критерий «было интересно» и ставлю магнит на десять баллов.

Теперь я попрошу вас, провести рефлексию.

Учитель задает вопросы.

Что нового узнали на уроке? Чем понравился урок? Было интересно на уроке?

- Спасибо за урок.

Ученики внимательно слушают учителя.

Ученики встают и выбирают нужный критерий, оставляя магниты-смайлики на мишени.

Ученики отвечают на вопросы.

Умение дать самооценку своей деятельности в баллах от 4 до 10 по заданным критериям.

Учебное сотрудничество с учителем.

Дискуссия.


Директор МБОУ «СОШ № 1» /С.А. Кручина/.

Заместитель директора по научно-методической работе: /Е.Н. Васильева/.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безопасный интернет

Слайд 2

Международный день безопасного Интернета ( Safer Internet Day ) отмечается во второй день второй недели второго месяца года. Праздник был учрежден в 2004 году в рамках программы Еврокомиссии «Безопасный интернет». Его цель — пропаганда более безопасного и более ответственного использования онлайн-технологий, особенно среди детей и молодежи во всем мире. В России День безопасного Интернета впервые был проведен в 2007 году.

Слайд 3

Группе № 1. Нужно ответить на проблемный вопрос: ловушки для новичков и как справиться с рисками? Для вас я придумала 1 ситуацию, в которую вы можете попасть, путешествуя по Интернету. Вам нужно разобрать данную ситуацию и придумать правила. Результат своей работы оформляем с помощью сервиса on-line газеты wikiwall.ru Группе № 2. Нужно ответить на проблемный вопрос: какие правила нужно соблюдать, чтобы оставаться в безопасности в Интернете? Для этого Вам нужно найти 10 советов, как оставаться в безопасности в Интернете. И оформить результат своей работы в виде on-line доски Linoit.com

Слайд 4

Группе № 3. Нужно ответить на проблемный вопрос: как распознать фишинг ? Назвать признаки фишингового мошенничества. Результат своих исследований Вам нужно оформить в on-line газете wikiwall.ru Группе № 4 . Нужно ответить на проблемный вопрос: как распознать вирус – троян? Назвать признаки вируса и возможную защиту от него. Результат своей работы Вам нужно оформить в виде скрайбинга . Группе № 5. Нужно ответить на проблемный вопрос: знакомы ли вы с таким выражением «шесть кошельков»? Дать рекомендации, как этого избежать? Результат своей работы Вам нужно оформить в виде скрайбинга .

Слайд 5

Рефлексия «мишень» 10 8 6 4 б ыло интересно а ктивно участвовал у знал новое б ыло понятно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет»(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Интернет-зависимость»

Мероприятие проводилось в рамках участия в международном проекте "Онлайн-квест по цифровой грамотности "Сетевичок"...

Методические рекомендации по проведению уроков «Безопасность в интернете» в начальной и средней школе

Автор: Комарова Наталия Ивановна —кандидат социологических наук, ведущийнаучный сотрудник НИИСО МГПУТехнический консультант: Гончаров ДмитрийКонстантинович - старший научный сотрудникНИИСО МГПУ...

Опрос для родителей "Дети в Интернете" (в рамках уроков "Безопасность в Интернете).

Опрос для родителей "Дети в Интернете" (в рамках уроков "Безопасность в Интернете)....

Методическая разработка "Специфика применения Интернет-технологий в процессе обучения детей с задержкой психического развития"

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще  применяемых в специальной педагогике....

Методическая разработка по теме «Интернет и подросток»

В России действует федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон запрещает распространение нежелательной информации среди детей в зависим...

Методическая разработка просветительской беседы «Интернет и дети»

          Методическая разработка просветительской беседы «Интернет и дети»...