Рабочий лист к уроку информатики "Двоичное кодирование информации" 7 класс
рабочие листы по информатике и икт (7 класс)

Рабочий лист к уроку информатики по теме "Двоичное кодирование информации" для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_dvoichnoe_kodirovanie_informatsii.docx311.14 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: Двоичное кодирование информации

Цели работы:

  • изучить понятия «дискретизация», «мощность алфавита», «двоичный алфавит», «равномерный двоичный код», «неравномерный двоичный код»
  • изучить основную формулу информатики
  • научиться определять мощность алфавита, разрядность двоичного кода
  • научиться декодировать информацию, закодированную неравномерным двоичным кодом

Знать

Уметь

Задания

Определение понятия «дискретизация»

Выполнять дискретизацию информации

Определите вид сигнала на рисунках:

1)

2)

непрерывный - __

дискретный - __

Запишите определение:

Дискретизация информации – это …

Заполните таблицу значений приведённого на рисунке сигнала:

t

0

1

2

3

4

5

6

7

8

F

Определение понятия «мощность алфавита»

Определять мощность алфавита

Изучите примеры, приведённые в таблице. Заполните недостающие данные.

Алфавит

Мощность алфавита

а, б

2

↑, ↓, →, ←

4

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

10

+, -

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D

Запишите определение:

Мощность алфавита – это …

Определение понятия «двоичный алфавит»

Приводить примеры двоичных алфавитов

Проанализируйте примеры алфавитов:

Что их объединяет? Запишите ответ.

Запишите определение:

Двоичный алфавит – это …

Правило построения кодовых комбинаций заданной длины из символов двоичного алфавита

Формировать набор всевозможных кодовых комбинаций заданной длины из символов двоичного алфавита

Изучите примеры:

1)

символ

A

B

порядковый номер

1

2

двоичный код

0

1

2)

символ

A

B

C

D

порядковый номер

1

2

3

4

двузначный двоичный код

00

01

10

11

Достройте схему и заполните таблицу:

символ

A

B

C

D

E

F

G

H

порядковый номер

1

2

3

4

5

6

7

8

трёхзначный двоичный код

000

001

Основную формулу информатики

N = 2i

Определять мощность алфавита по разрядности двоичного кода; определять разрядность двоичного кода по мощности алфавита

Проанализируйте примеры в таблице. Заполните недостающие данные.

Длина (разрядность) двоичного кода

1

2

3

4

5

7

Количество кодовых комбинаций

2

4

8

16

64

256

Дополните запись:

Закономерность в общем виде: N = 2i, где

N - __________________________________________

i - ___________________________________________

Какую ещё информацию можно представить с помощью двоичного алфавита? Запишите ответ.

Определения понятий «равномерный двоичный код», «неравномерный двоичный код»

Декодировать информацию, закодированную неравномерным двоичным кодом

Изучите примеры:

1)

символ

А

Б

В

Г

двоичный код

00

01

10

11

2)

символ

А

Б

П

Щ

двоичный код

0

10

110

11101

Соотнесите примеры с видами двоичного кода:

равномерный - __

неравномерный - __

Дополните определения:

Равномерный двоичный код содержит _________________ количество символов в кодовых комбинациях.

Неравномерный двоичный код содержит _______________ количество символов в кодовых комбинациях.

(*) Почему используются и равномерные, и неравномерные двоичные коды? Запишите ответ.

Решите задачи.

1) От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе.

100100110011110

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы.

И

А

Н

Г

Ч

00

01

10

110

1110

Определите текст радиограммы. В ответе запишите количество букв в получившемся слове.

Ответ: _____________________

2) От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе.

∙ ∙ ∙ – ∙ ∙ – ∙ ∙ ∙ – ∙ – ∙ ∙ –

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что использовались только следующие буквы.

Т

А

У

Ж

Х

∙ –

∙ ∙ –

∙ ∙ ∙ –

∙ ∙ ∙ ∙

Определите текст радиограммы. В ответе укажите буквы, которые встречаются в тексте радиограммы более одного раза.

Ответ: _____________________

3) Вася и Петя играли в шпионов и кодировали сообщение собственным шифром. Фрагмент кодовой таблицы приведён ниже.

К

Л

М

Н

О

П

~ +

+ class="c6" colspan="1" rowspan="1">

+

~

Расшифруйте сообщение, учитывая, что ни одна буква в нём не повторяется. Получившееся слово (набор букв) запишите в качестве ответа.

+ ~ + ~ + ~ +

Ответ: _____________________

Далее – рабочий лист урока для выдачи ученикам


Рабочий лист

«Двоичное кодирование информации»

Цели работы:

  • изучить понятия «дискретизация», «мощность алфавита», «двоичный алфавит», «равномерный двоичный код», «неравномерный двоичный код»
  • изучить основную формулу информатики
  • научиться определять мощность алфавита, разрядность двоичного кода
  • научиться декодировать информацию, закодированную неравномерным двоичным кодом

Ход работы:

Задание 1

Определите вид сигнала на рисунках:

1)

2)

непрерывный - __

дискретный - __

Запишите определение:

Дискретизация информации – это _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 2

Заполните таблицу значений приведённого на рисунке сигнала:

t

0

1

2

3

4

5

6

7

8

F

Задание 3

Изучите примеры, приведённые в таблице. Заполните недостающие данные.

Алфавит

Мощность алфавита

а, б

2

↑, ↓, →, ←

4

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

10

+, -

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D

Запишите определение:

Мощность алфавита – это ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 4

Проанализируйте примеры алфавитов:

Что их объединяет? Запишите ответ:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Запишите определение:

Двоичный алфавит – это ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 5

Изучите примеры:

1)

символ

A

B

порядковый номер

1

2

двоичный код

0

1

2)

символ

A

B

C

D

порядковый номер

1

2

3

4

двузначный двоичный код

00

01

10

11

Достройте схему и заполните таблицу:

символ

A

B

C

D

E

F

G

H

порядковый номер

1

2

3

4

5

6

7

8

трёхзначный двоичный код

000

001

Задание 6

Проанализируйте примеры в таблице. Заполните недостающие данные.

Длина (разрядность) двоичного кода

1

2

3

4

5

7

Количество кодовых комбинаций

2

4

8

16

64

256

Дополните запись:

Закономерность в общем виде: N = 2i, где

N - _______________________________________________________________________________

i - ________________________________________________________________________________

Какую ещё информацию можно представить с помощью двоичного алфавита? Запишите ответ:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 7

Изучите примеры:

1)

символ

А

Б

В

Г

двоичный код

00

01

10

11

2)

символ

А

Б

П

Щ

двоичный код

0

10

110

11101

Соотнесите примеры с видами двоичного кода:

равномерный - __

неравномерный - __

Дополните определения:

Равномерный двоичный код содержит ______________________________ количество символов в кодовых комбинациях.

Неравномерный двоичный код содержит ____________________________ количество символов в кодовых комбинациях.

(*) Почему используются и равномерные, и неравномерные двоичные коды? Запишите ответ:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 8

Решите задачу.

От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе.

100100110011110

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы.

И

А

Н

Г

Ч

00

01

10

110

1110

Определите текст радиограммы. В ответе запишите количество букв в получившемся слове.

Ответ: _____________________

Задание 9

Решите задачу.

От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе.

∙ ∙ ∙ – ∙ ∙ – ∙ ∙ ∙ – ∙ – ∙ ∙ –

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что использовались только следующие буквы.

Т

А

У

Ж

Х

∙ –

∙ ∙ –

∙ ∙ ∙ –

∙ ∙ ∙ ∙

Определите текст радиограммы. В ответе укажите буквы, которые встречаются в тексте радиограммы более одного раза.

Ответ: _____________________

Задание 10

Решите задачу.

Вася и Петя играли в шпионов и кодировали сообщение собственным шифром. Фрагмент кодовой таблицы приведён ниже.

К

Л

М

Н

О

П

~ +

+ class="c6" colspan="1" rowspan="1">

+

~

Расшифруйте сообщение, учитывая, что ни одна буква в нём не повторяется. Получившееся слово (набор букв) запишите в качестве ответа.

+ ~ + ~ + ~ +

Ответ: _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист к уроку обществознания в 8 классе. Тема: «Межнациональные отношения»

Рабочий лист к уроку по теме «Межнациональные отношения»  позволяет активизировать самостоятельную работу учащихся на  уроке. Позволяет отработать умение работать в группе, самостоятельно до...

Рабочий лист к уроку Всеобщей истории 11 класс "Державное соперничество и Первая мировая война"

Рабочий лист к уроку Всеобщей истории 11 класс "Державное соперничество и Первая мировая война"...

Рабочий лист к уроку Всеобщей истории 11 класс "Державное соперничество и Первая мировая война"

Рабочий лист к уроку Всеобщей истории 11 класс "Державное соперничество и Первая мировая война"...

Рабочий лист к уроку химии в 10 классе "Белки"

Рабочий лист к уроку химии в 10 классе "Белки"...

Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...

рабочий лист к уроку географии в 9 классе по теме: «Агропромышленный комплекс России. Его состав и значение»

Данный материал поможет учителю организовать на уроке обратную связь....