По страницам информатики
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)
Цели урока: представить в игровой форме изученный материал и проверить знания учащихся по теме: «Основы информатики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_igra_po_stranitsam_informatiki_.doc | 984.5 КБ |
urok_igra_po_stranitsam_informatiki_.pptx | 412.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Основы информатики»
Тип урока: Урок-игра
Участники урока: учащиеся 10 класса
Цели урока: представить в игровой форме изученный материал и проверить знания учащихся по теме: «Основы информатики»
Задачи:
- Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства ответственности; формирование культуры общения “учитель” – “ученик”, “ученик” – ученик”.
- Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, логического мышления, повышение интереса к предмету;
- Образовательные: закрепить знания по темам: «Компьютер и программное обеспечение», «Кодирование информации», «Системы счисления»
Оборудование:
- Презентация;
- Раздаточный материал с заданием;
- 2 тарелки с водой, 2 стакана, 2 ложки.
Подготовка к уроку: Разделиться на две команды, выбрать капитана, название команды
Ход урока
I. Вводное слово учителя
Сегодня у нас не обычный урок. А урок, который мы проведём в форме игры.
II. Представление команд
1. Разминка. Блиц-турнир
1. Основная микросхема, производящая в компьютере обработку информации? (Процессор)
2. Устройство ввода информации, часто применяемое в компьютерных играх?
(Джойстик)
3. Стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных в ПК?
(Клавиатура)
4. Комбинация символов после последней точки в имени файла, которая определяет тип файла? (Расширение)
5. Устройство визуального отображения информации. (ДИСПЛЕИ)
6. Совокупность нескольких ЗУ. (ПАМЯТЬ ЭВМ)
7. Операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода. (КОДИРОВАНИЕ)
8. Группа символов, состоящая из восьми, рядом записанных бит. (БАЙТ)
9. Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (ДИСКОВОД)
10. Единица количества информации, наименьшая. (БИТ)
11. Лицо, которое пользуется ЭВМ. (ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ)
12. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер. (СКАНЕР)
13. Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемый при работе с компьютером. (ВИНЧЕСТЕР)
14. Алфавитно-цифровое печатающее устройство. (ПРИНТЕР)
15. Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде. (АРХИВАТОР)
16. Метка на экране, перемещающаяся при нажатии соответствующих клавиш. (КУРСОР)
17. Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр). (СС)
2. Конкурс умников. (3 – 8 слайды)
Участникам, учитель предлагает вопросы с тремя вариантами ответов. Участник должен назвать номер ответа, не соответствующим данному определению.
Отдельные вопросы написаны на слайде.
(знаком * помечены номера, которые должны быть выбраны):
Адрес — это:
1. Порядковый номер байта ОП.
2. Порядковый номер элемента программы.*
3. Часть письма в электронной почте.
Вирус — это:
1. Ошибка в программе.*
2. Возбудитель инфекционного заболевания.
3. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
Диск — это:
1. Носитель информации.
2. Геометрическая фигура.*
3. Спортивный снаряд.
Сеть — это:
1. Совокупность строк и столбцов в таблице.*
2. Рыболовная снасть.
3. Несколько соединенных между собой ПК.
Драйвер — это:
1. Водитель автомобиля.
2. Переводчик программы на машинный язык.*
3. Программа для обслуживания периферийного устройства.
3. Конкурс мудрецов. (9 – 12 слайд)
Участники команд должны выбрать понятие из информатики, соответствующее предложенным «крылатым словам». Фразы написаны на слайдах. Сначала варианты ответов не предлагаются. Если участники затрудняются, тогда можно предложить варианты ответов. В предложенных примерах знаком * выделены нужные понятия.
«На ошибках учатся»:
1) написание программы;
2) резервное копирование программ на дискету;
3) отладка программ *.
«Возмутитель спокойствия»:
1) звуковой сигнал на ПК;
2) антивирусная программа;
3) компьютерный вирус*.
«Как белка в колесе»:
1) зацикливание программы *;
2) использование в программе повторения;
3) «зависание» ПК.
4. Конкурс «Пойми меня».
Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает:
«Ты что на рыбалку собрался?»
«Да нет, я на рыбалку»
«А я думал ты на рыбалку ...»
Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информации должны существовать приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.
Сейчас 2 команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.
Задания попрошу получить капитанов у меня. На подготовку командам дается 3 минуты.
Задания: Изобразить мимикой и жестами:
I команде:
1. Принтер
2. Компьютер завис
II команде:
1. Мышь.
2. Мальчика, играющего в компьютерную игру
5. Чей процессор работает быстрей.
Для хранения информации в компьютере есть несколько устройств, которые объединяются общим названием "память". Так в компьютере есть оперативная память и внешняя память.
Задания командам: дискета - это тарелка с водой, вода - информация, стакан - оперативная память. От команды выбрать одного человека - процессор, который будет при помощи ложки перекачивать информацию с дискеты в оперативную память. Жюри оценивает характеристики процессора - быстродействие и какой процессор больше перекачает информации.
6. Конкурс шифровальщиков
Помните в рассказе Артура Конан-Дойля «Пляшущие человечки», преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.
Сейчас вы попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.
Капитанов команд попрошу получить задания.
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
1. Роса шила ф фасе.
2. Коляманлядаля.
3. Акитамрофни.
Ответы:
1. Роза жила в вазе (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)
2. Команда (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
3. Информатика (способ кодирования: слово пишется наоборот)
7. Знатоки систем счисления
- До нас дошла римская система записи чисел, которые в некоторых случаях применяются в нумерации. В римской системе в качестве цифр используются латинские буквы:
I V Х L С D М
1 5 10 50 100 500 1000
Чему равно следующее число МСМХС1Х? (1999)
2. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа:
341 (5),
123 (4),
222 (3),
111 (2).
8. Подведение итогов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разминка
Конкурс «Умники и умницы»
Адрес — это: 1. Порядковый номер байта ОП. 2. Порядковый номер элемента программы. 3. Часть письма в электронной почте.
Вирус — это: 1. Ошибка в программе. 2. Возбудитель инфекционного заболевания. 3. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
Диск — это: 1. Носитель информации. 2. Геометрическая фигура. 3. Спортивный снаряд.
Сеть — это: 1. Совокупность строк и столбцов в таблице. 2. Рыболовная снасть. 3. Несколько соединенных между собой ПК.
Драйвер — это: 1. Водитель автомобиля. 2. Переводчик программы на машинный язык. 3. Программа для обслуживания периферийного устройства.
Конкурс «Пойми меня»
«На ошибках учатся»: 1) написание программы; 2) резервное копирование программ на дискету; 3) отладка программ .
«Возмутитель спокойствия»: 1) звуковой сигнал на ПК; 2) антивирусная программа; 3) компьютерный вирус.
«Как белка в колесе»: 1) зацикливание программы ; 2) использование в программе повторения; 3) «зависание» ПК.
Конкурс «Пойми меня»
Конкурс «Чей процессор работает быстрей»
Конкурс «Шифровальщиков»
Конкурс «Знатоки систем счисления»
I V Х L С D М 1 5 10 50 100 500 1000 Чему равно следующее число МСМХС1Х ?
Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа: 341 123 222 111
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по информатике: "Создание Web-страницы"
Цели:Образовательная:приобрести начальные навыки создания простейших Internet-документов;научиться выполнять форматирование созданных Web-страницВоспитательная: воспитание...
Презентация к уроку информатики 8 класс "Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице"
Презентация к уроку № 2 по теме "Разработка Web - сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML"...
урок информатики "Структура Web-страницы"
Практико-ориентированный урок информатики для учащихся 8-х классов "Структура Web-страницы". В структуру урока включены задания раздела "Коммуникационные технологии".Материалы урока:компьютерная презе...
Разработка урока по информатике и ИКТ в 8 классе на тему "Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. "
Цель: Познакомить учащихся с понятием web-страница, web-сайт, научится создавать простейшую web-страницуОбучающие задачи: дать представление учащимся о структуре web-страниц, познакомить с ...
Конспект урока по информатике на тему «Обработка изображения с помощью фильтра «Загнутая страница" в редакторе GIMP" 8 класс
Изучение фильтра "Загнутая страница" на примере создания журнала.Прилагается небольшая призентация с результатом работ ыи и критерием оценивания, инструкция для выполнения заданияИ подробная инструкци...
Компетентностно-ориентированное задание по информатике и ИКТ 9 класс по теме "Web-страница"
Компетентностно-ориентированное задание по информатике и ИКТПредмет: Информатика и ИКТКласс: 9 классТема: Web-страницы. Школьный сайт. Оценивание школьного сайта.Вводная часть: Ваш...
Урок информатики по теме: «Вставка изображений в Web-страницы» Гиперссылки на Web-страницах
Конспект открытого урока в 9 классе . Урок информатики по теме: «Вставка изображений в Web-страницы»Гиперссылки на Web-страницах...