По страницам информатики
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)

Пантюхова Елена Васильевна

 Цели урока: представить в игровой форме изученный материал и проверить знания учащихся по теме:  «Основы информатики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Основы информатики»

Тип урока: Урок-игра

Участники урока: учащиеся 10 класса

 Цели урока: представить в игровой форме изученный материал и проверить знания учащихся по теме:  «Основы информатики»

Задачи:

  • Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства ответственности; формирование культуры общения “учитель” – “ученик”, “ученик” – ученик”.
  • Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, логического мышления, повышение интереса к предмету;
  • Образовательные: закрепить знания по темам: «Компьютер и программное обеспечение», «Кодирование информации», «Системы счисления»

Оборудование:

  1. Презентация;
  2. Раздаточный материал с заданием;
  3. 2 тарелки с водой, 2 стакана, 2 ложки.

Подготовка к уроку: Разделиться на две команды, выбрать капитана, название команды

Ход урока 

I. Вводное слово учителя 

Сегодня у нас не обычный урок. А урок,  который мы проведём в форме игры.

II. Представление команд 

1.  Разминка. Блиц-турнир

1. Основная микросхема, производящая в компьютере обработку информации? (Процессор)

2. Устройство ввода информации, часто применяемое в компьютерных играх?

(Джойстик)

3. Стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных в ПК?

 (Клавиатура)

4. Комбинация символов после последней точки в имени файла, которая определяет тип файла?  (Расширение)

5. Устройство визуального отображения информации. (ДИСПЛЕИ)

6. Совокупность нескольких ЗУ. (ПАМЯТЬ ЭВМ)

7. Операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода. (КОДИРОВАНИЕ)

8. Группа символов, состоящая из восьми, рядом записанных бит. (БАЙТ)

9. Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (ДИСКОВОД)

10. Единица количества информации, наименьшая. (БИТ)

11. Лицо, которое пользуется ЭВМ. (ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ)

12. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер. (СКАНЕР)

13. Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемый при работе с компьютером. (ВИНЧЕСТЕР)

14. Алфавитно-цифровое печатающее устройство. (ПРИНТЕР)

15. Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде. (АРХИВАТОР)

16. Метка на экране, перемещающаяся при нажатии соответствующих клавиш. (КУРСОР)

17. Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр). (СС)

2. Конкурс умников.  (3 – 8 слайды)

 Участникам, учитель предлагает вопросы с тремя вариантами ответов. Участник должен назвать номер ответа, не соответствующим данному определению.

Отдельные вопросы написаны на слайде.

 (знаком * помечены номе­ра, которые должны быть выбраны):

Адрес — это:

1. Порядковый номер байта ОП.

2. Порядковый номер элемента программы.*

3. Часть письма в электронной почте.

Вирус — это:

1. Ошибка в программе.*

2. Возбудитель инфекционного заболевания.

3. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.

Диск — это:

1. Носитель информации.

2. Геометрическая фигура.*

3. Спортивный снаряд.

Сеть — это:

1. Совокупность строк и столбцов в таблице.*

2. Рыболовная снасть.

3. Несколько соединенных между собой ПК.

Драйвер — это:

1. Водитель автомобиля.

2. Переводчик программы на машинный язык.*

3. Программа для обслуживания периферийного устройства.

3. Конкурс мудрецов.  (9 – 12 слайд)

Участники команд должны выбрать понятие из информатики, соответствующее предложенным «крылатым словам». Фразы написаны на слайдах. Сначала варианты ответов не предлагаются. Если участники затрудняются, тогда можно предложить варианты ответов. В предложенных примерах знаком * выделены нужные понятия.

 «На ошибках учатся»:

1) написание программы;

2) резервное копирование программ на дискету;

3) отладка программ *.

«Возмутитель спокойствия»:

1) звуковой сигнал на ПК;

2) антивирусная программа;

3) компьютерный вирус*.

 «Как белка в колесе»:

1) зацикливание программы *;

2) использование в программе повторения;

3) «зависание» ПК.

4. Конкурс «Пойми меня».

Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает:

         «Ты что на рыбалку собрался?»

         «Да нет, я на рыбалку»

         «А я думал ты на рыбалку ...»

Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информации должны существовать приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.

Сейчас 2 команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.

Задания попрошу получить капитанов у меня. На подготовку командам дается 3 минуты.

Задания: Изобразить мимикой и жестами:

I команде:

                  1. Принтер

                 2. Компьютер завис

II команде:

                   1. Мышь.

2. Мальчика, играющего в компьютерную игру

 

5. Чей процессор работает быстрей.

 Для хранения информации в компьютере есть несколько устройств, которые объединяются общим названием "память". Так в компьютере есть оперативная память и внешняя память.

Задания командам: дискета - это тарелка с водой, вода - информация, стакан - оперативная  память. От команды выбрать одного человека - процессор, который будет при помощи ложки перекачивать информацию с дискеты в оперативную память. Жюри оценивает характеристики процессора - быстродействие и какой процессор больше перекачает информации.

6. Конкурс шифровальщиков

Помните в рассказе Артура    Конан-Дойля      «Пляшущие человечки», преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.

Сейчас вы попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.

Капитанов команд попрошу получить задания.

Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:

         1. Роса шила ф фасе.

         2. Коляманлядаля.

         3. Акитамрофни.

         Ответы:

         1. Роза жила в вазе (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)

         2. Команда  (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)

         3. Информатика (способ кодирования: слово пишется наоборот)

7. Знатоки систем счисления

  1. До нас дошла римская система записи чисел, которые в некоторых случаях применяются в нумерации. В римской системе в качестве цифр используются латинские буквы:

I   V   Х    L    С     D       М

1  5   10   50  100  500   1000

Чему равно следующее число МСМХС1Х? (1999)

2. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа:

341 (5),

123 (4),

222 (3),

111 (2).

8. Подведение итогов

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок - ирга

Слайд 2

Разминка

Слайд 3

Конкурс «Умники и умницы»

Слайд 4

Адрес — это: 1. Порядковый номер байта ОП. 2. Порядковый номер элемента программы. 3. Часть письма в электронной почте.

Слайд 5

Вирус — это: 1. Ошибка в программе. 2. Возбудитель инфекционного заболевания. 3. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.

Слайд 6

Диск — это: 1. Носитель информации. 2. Геометрическая фигура. 3. Спортивный снаряд.

Слайд 7

Сеть — это: 1. Совокупность строк и столбцов в таблице. 2. Рыболовная снасть. 3. Несколько соединенных между собой ПК.

Слайд 8

Драйвер — это: 1. Водитель автомобиля. 2. Переводчик программы на машинный язык. 3. Программа для обслуживания периферийного устройства.

Слайд 9

Конкурс «Пойми меня»

Слайд 10

«На ошибках учатся»: 1) написание программы; 2) резервное копирование программ на дискету; 3) отладка программ .

Слайд 11

«Возмутитель спокойствия»: 1) звуковой сигнал на ПК; 2) антивирусная программа; 3) компьютерный вирус.

Слайд 12

«Как белка в колесе»: 1) зацикливание программы ; 2) использование в программе повторения; 3) «зависание» ПК.

Слайд 13

Конкурс «Пойми меня»

Слайд 14

Конкурс «Чей процессор работает быстрей»

Слайд 15

Конкурс «Шифровальщиков»

Слайд 16

Конкурс «Знатоки систем счисления»

Слайд 17

I V Х L С D М 1 5 10 50 100 500 1000 Чему равно следующее число МСМХС1Х ?

Слайд 18

Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа: 341 123 222 111

Слайд 19

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по информатике: "Создание Web-страницы"

Цели:Образовательная:приобрести начальные навыки создания простейших Internet-документов;научиться выполнять форматирование созданных Web-страницВоспитательная:     воспитание...

Презентация к уроку информатики 8 класс "Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице"

Презентация к уроку № 2 по теме "Разработка Web - сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML"...

урок информатики "Структура Web-страницы"

Практико-ориентированный урок информатики для учащихся 8-х классов "Структура Web-страницы". В структуру урока включены задания раздела "Коммуникационные технологии".Материалы урока:компьютерная презе...

Разработка урока по информатике и ИКТ в 8 классе на тему "Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. "

Цель: Познакомить учащихся с понятием web-страница, web-сайт, научится создавать простейшую web-страницуОбучающие задачи:  дать представление учащимся о структуре web-страниц, познакомить с ...

Конспект урока по информатике на тему «Обработка изображения с помощью фильтра «Загнутая страница" в редакторе GIMP" 8 класс

Изучение фильтра "Загнутая страница" на примере создания журнала.Прилагается небольшая призентация с результатом работ ыи и критерием оценивания, инструкция для выполнения заданияИ подробная инструкци...

Компетентностно-ориентированное задание по информатике и ИКТ 9 класс по теме "Web-страница"

Компетентностно-ориентированное задание по информатике и ИКТПредмет: Информатика и ИКТКласс: 9 классТема: Web-страницы. Школьный сайт. Оценивание школьного сайта.Вводная часть: Ваш...

Урок информатики по теме: «Вставка изображений в Web-страницы» Гиперссылки на Web-страницах

Конспект открытого урока в 9 классе . Урок информатики по теме: «Вставка изображений в Web-страницы»Гиперссылки на Web-страницах...