Циклические алгоритмы
план-конспект урока по информатике и икт
Изучение блока «Алгоритмы и исполнители» включает большой объем материала, связанный с определением понятия алгоритма, построением алгоритмических конструкций, применением и работой языков программирования. Возникает множество вопросов относительно содержания, методов и средств, используемых для преподавания этого раздела.
Предлагаю конспект урока по теме «Циклические алгоритмы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsiklicheskie_algoritmy.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ «ЦИКЛ» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Предлагаю конспект урока по теме «Циклические алгоритмы».
Цели урока
Учебная:
- познакомить учащихся с понятием, структурой, способами записи циклического алгоритма;
- сформировать умения использования циклических конструкций при решении задач.
Воспитательная:
- воспитывать внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость;
- способствовать воспитанию ответственности.
Развивающая:
- развивать алгоритмическое мышление;
- способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операций.
Основные понятия: циклический алгоритм, цикл, тело цикла, условие цикла.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент (1 мин.) | |
Актуализация знаний (4 мин.) | Дают ответ по поднятой руке. Алгоритмами могут быть план перехода через проезжую часть дороги, описание приготовления напитка. |
– Какие алгоритмы мы изучили на прошлых уроках? | – Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. |
– Перечислите блоки, входящие в построение блок-схем линейного и разветвляющегося алгоритмов? Каково назначение блоков? | Два студента выходят к интерактивной доске. Один перечисляет блоки, входящие в линейный алгоритм, второй – в разветвляющийся алгоритм. Вписывают в блоках назначения. Учащиеся с мест помогают, указывая на ошибки. |
– А теперь, ребята, назовите структуру алгоритма, представленного на блок-схеме, и угадайте зашифрованную пословицу: | – «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (ветвление, неполная форма). |
– «Болен – лечись, а здоров – берегись» (разветвляющийся алгоритм, полная форма ветвления). | |
Подготовка к изучению новой темы (3 мин.) | Учащиеся составляют блок-схему решения данной задачи в тетрадях, один из учащихся записывает решение на доске. |
– Мы видим, что блок-схема получится очень большая, с вложенными ветвлениями. Какие действия выполняются несколько раз подряд? – Сколько раз необходимо записать эти действия? – Так как согласно условию требуется применить одни и те же действия несколько раз, то для решения мало имеющихся у нас знаний. Поэтому необходимо пополнить знания, изучив новую конструкцию, которая называется «Цикл». | – вывод сообщения «Отмерь» и присваивание I:=I+1. – Семь раз. |
Формирование новых знаний и умений (15 мин.) – Цель занятия – рассмотреть команду цикл, научиться составлять алгоритмы с командой цикл. Давайте начнем с определения. Алгоритм, который предусматривает многократное повторение одного и того же действия, называется циклическим. – Любой цикл состоит из нескольких этапов:
Цикл, как и любая другая алгоритмическая структура, может быть:
| Записывают конспект в тетрадях (обозначено курсивом). |
– Остановимся на графической форме представления алгоритма – блок-схеме. Вот как записывается цикл с постусловием на языке блок-схем:
| Переносят блок-схему в тетрадь. |
– Составим блок-схему к нашей задаче. Преподаватель составляет блок-схему на доске, обсуждая с учащимися блоки и команды, входящие в алгоритм. | Вместе преподавателем составляют блок-схему в тетради. |
– Цикл реализуется на языке Паскаль следующим образом: Repeat < оператор 1 >; … | Записывают операторы языка программирования в тетрадь. |
А теперь давайте составим программу, соответствующую нашему алгоритму (преподаватель составляет программу на компьютере, обсуждая ход ее составления с учащимися, демонстрирует результат ее работы): Program z1; var I:integer; begin I:=0 REPEAT writeln (‘отмерь’); I:=I+1; UNTIL I=7; writeln (‘отрежь’); readln end. | Записывают программу в тетрадь. |
Преподаватель задает вопросы на проверку понимания программы: – Назовите команды, входящие в тело цикла в программе. – Какие действия будут выполняться при ложном условии? – До каких пор выполняется условие? | – I:=I+1 и writeln (‘отмерь’). – Если условие (I=7) ложно, вновь выполняется тело цикла. – Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие не станет истинным. |
Домашнее задание (3 мин.) | Записывают в дневниках (выделено курсивом). Решение задачи может быть реализовано несколькими способами: |
Формирование навыков и умений (17 мин.) | Учащийся у доски составляет блок-схему, остальные записывают в тетрадь. Пример блок-схемы: |
- А теперь вы сядете за компьютеры, самостоятельно составите программу и протестируете ее. | По готовой блок-схеме, записям к предыдущей задаче составляют программу и запускают ее на выполнение. Program z2; var s:real; begin REPEAT readln (‘S’); UNTIL S>2000; writeln (‘S’); readln end. |
Подведение итогов (2 мин.)
Отметки за урок… Всем спасибо за работу. |
Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Уроки информатики обладают наибольшим потенциалом для формирования алгоритмического мышления учащихся. Надеюсь, что данная разработка окажется полезной преподавателям информатики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме "Циклические алгоритмы"
Проверочная работа предназначена для учащихся 8-9 классов....
Циклические алгоритмы на Паскале
Презентация к уроку информатики для 10 класса по теме "Циклические алгоритмы на Паскале"...
Урок "Алгоритмический язык. Программная реализация циклических алгоритмов". (9 класс)
Дидактическая разработка урока по программированию на алгоритмическом языке для 9 класса. На примере решения задач разбирается программная реализация циклических алгоритмов....
Сценарий урока информатики № 5 в 8 классе по теме: «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски
Данный урок является одним (пятым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие циклического алгоритма с известным чи...
Реализация циклического алгоритма в среде Turbo Pascal. Оператор цикла с параметром
Урок по предметной области “Информатика” для 9-10 класса Данный материал представляет разработку урокапо теме “Реализация циклического алгоритма в среде TurboPascal. Оператор цикла с парам...
урок по информатике в 6 классе на тему "Циклический алгоритм"
Конспект урока в 6 кассе по программе Босовой Л.Л. на тему "Циклический алгоритм". Перед учащимися ставится пробема : выяснить тему урока, задать цели и получить результат. Используются как групповые ...
Циклический алгоритм
Открытый урок Тема: « Циклические алгоритмы на языке программирования работа с ними»Учителя: Зеленецкой М.С. в 9В классеЦели урока:1. Образовательная. Организо...