Разработка урока по теме: Рекурсивные алгоритмы
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)
Разработка урока по теме: Рекурсивные алгоритмы.
предмет: информатика
11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekursiya_konspekt.docx | 110.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Информатика
Учитель: Казарина Светлана Николаевна
Тема урока: Рекурсивные алгоритмы
Количество часов: 1
Тип урока: комбинированный
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о применении рекурсии в программировании, его значении, способах применения. На практике оценить возможности рекурсии.
Задачи:
Обучающая: знакомство учащихся с понятием рекурсия, с видами рекурсии; формирование первичных умений и навыков использования рекурсивных процедур в среде программирования «Pascal».
Развивающая: формирование алгоритмического стиля мышления; развитие творческой активности, формирование умения анализировать и находить оптимальное решение к задачам.
Воспитывающая: воспитание самостоятельности, аккуратности, внимательности
Планируемые образовательные результаты
предметные – представления о методах структурного программирования, умение представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупненными шагами (модулями), осуществлять детализацию каждого из укрупненных шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд;
метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
коммуникативные-развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация Microsoft Office Power Point по теме урока, раздаточный материал, приложение Pascal ABC.
Используемая технология: программируемое обучение.
Структура урока
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Структура урока:
- Организационный момент
- Целеполагание
- Объяснение нового материала
Первичное закрепление
Физкультминутка:
- Практическая работа
- Подведение итогов, рефлексия. Постановка домашнего задания
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
- Целеполагание
Прочитайте высказывания на слайде. Какую особенность вы можете выделить в этом высказывании?
Правильно, в данном высказывании мы как бы возвращаемся в начало высказывания.
Отметьте, особенности изображения на втором слайде.
- Объяснение нового материала
Как вы думаете, может ли программа вызывать саму себя?
Алгоритмическая конструкция, в какой подпрограмма вызывает сама себя, называется рекурсией. Рекурсивные алгоритмы обычно возникают там, где исходную задачу можно привести к такой же, но с другими аргументами или в других обстоятельствах.
Рекурсия дает возможность записывать циклические алгоритмы без использования команд цикла.
Рекурсивные задачи – это задачи имитации человеческого интеллекта на основе перебора вариантов. Без рекурсии есть возможность решить подобные задачи только для частных случаев.
Преимущества использования рекурсии: рекурсивный алгоритм более короткий и более наглядный.
Недостатки: для вычисления рекурсивного алгоритма на компьютере, необходимо больше времени (за счет повторных обращений к подпрограмме) и большее количество памяти (за счет дублирования локальных переменных подпрограммы).
IV. Первичное закрепление
Рекурсивные алгоритмы на ЕГЭ
Способ решения: последовательное выполнение операций от начального определения до определения с введенным в алгоритм значением
Задание: Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n – натуральное число, задан следующими соотношениями:
F(1) = 1
F(n) = F(n–1) + n, при n >1
Чему равно значение функции F(5)? В ответе запишите только натуральное число. Решение: последовательно находим:
F(2) = F(1) + 2 = 3,
F(3) = F(2) + 3 = 6,
F(4) = F(3) + 4 = 10,
F(5) = F(4) +5 = 15.
Ответ: 15
Работа в приложении Pascal ABC.
Классический пример, без которого не обходятся ни в одном рассказе о рекурсии, — определение факториала. С одной стороны, факториал определяется так: n!=1*2*3*...*n, где n∈ Ν. Факториа́л числа n это— произведение всех натуральных чисел до n включительно.
Реализуем приведённые выше рекурсивное определение факториала в виде функции на языке Pascal.
Работа в группах.
Дифференцированные задания:
На карточках предложены программы.
I группа: в программе имеются пропуски. Вам необходимо дописать пропущенные операторы (граничное условие и вызов рекурсивной функции).
II группа: в программе допущены ошибки и имеются пропуски. Вам необходимо найти ошибки и исправить.
Карточка 2 (уровень сложности 2)
Program Factorial; uses crt;
var n:integer;
function fac ( n : integer): integer; begin
if n <= 5 then fac := 1
else fac := n * fac ( n );
end;
begin
clrscr;
write('n = '); readln(n);
writeln(n,'! = ', fac(n)); end.
Программа без ошибок:
Физкультминутка:
- Практическая работа. Откройте приложение Pascal ABC. Откройте программу Factorial, в соответствии с номером карточки, отредактируйте программу и исполните для n=1, 5, 10.
Примеры:
n=1 1!=1
n=5 5!=120
n=10 10!= 3628800
Подведение итогов, запись домашнего задания, рефлексия
Что такое рекурсия?
Приведите примеры рекурсии, встречающиеся в жизни, математике, природе или литературных произведениях.
Как выполняется рекурсивный алгоритм?
Что такое зацикливание и как его избежать? (условие окончания рекурсивности)
Какие трудности у вас возникали в ходе изучения материала?
Есть у кого-нибудь вопросы по данной теме?
Отвечаю на вопросы, если таковые имеются.
Домашнее задание: §9.3, в.6,7,8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "«Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства»
Урок по теме : «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства» 10класс. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла ...
Разработка урока на тему "Вспомогательные алгоритмы" 9 класс
Состав архива:1) конспект урока2) презентация3) программы в среде LEGO MIDSTORMS NXT 2.0- тахометр- вложенный цикл- движение по "восьмерке"...
Презентация для подготовки к ЕГЭ по информатике по теме "Рекурсивные алгоритмы"
Презентация на тему "Рекурсивные алгоритмы" создана для подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ. В работе рассмотрено определение рекурсии, приведены примеры рекурсивно-определенных графичес...
Разработка урока по теме Циклический алгоритм 9 класс
Разработка урока по теме Циклический алгоритм...
Методическая разработка урока по теме "Алгоритмы и способы его описания"
Методическая разработка открытого урока...
Методика подготовки к КЕГЭ по теме «Рекурсивные алгоритмы»
Опыт преподавания темы "Рекурсия"...
Методическая разработка урока Информатики и ИКТ по теме «Рекурсивные алгоритмы»
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о применении рекурсии в языке программировании, его значении, способах применения. На практике оценить возможности рекурсии.Задачи:Об...