Рабочая программа по информатике для 9 класса
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Рабочая программа по информатике (базовый уровень обучения) для 9 класса по учебнику Семакина И.Г. с календарно-тематическим планированием в соответствии с ФГОС 2.0.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_9_klass_fgos.docx | 51.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Основное содержание программы 4
Планируемые результаты изучения программы 5
Календарно-тематическое планирование 8
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с:
- Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний»;
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №__».
Данная рабочая программа ориентирована на базовый уровень изучения и на использование учебника Семакина И. Г., Залоговой Л. А., Русакова С.В., Шестаковой Л. В.9 класс. «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Поскольку курс информатики для основной школы носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.
Поэтому, авторский курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:
- информация и информационные процессы;
- представление информации;
- компьютер: устройство и ПО;
- формализация и моделирование;
- системная линия;
- логическая линия;
- алгоритмизация и программирование;
- информационные технологии;
- компьютерные телекоммуникации;
- историческая и социальная линия.
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Основное содержание программы
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
№ п/п | Учебный раздел | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
Управление и алгоритмы | 13 | 6 | 7 | |
Введение в программирование | 17 | 9 | 8 | |
Информационные технологии и общество | 3 | 3 | 0 | |
Повторение | 1 | 1 | - | |
Итого | 34 | 19 | 15 |
Раздел 1. Управление и алгоритмы - 13 часов
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритма: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов. Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Автоматизированные и автоматические системы управления. Использование рекурсивных процедур.
Практические работы: Работа с учебным исполнителем алгоритмов. Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем. Составление алгоритмов со сложной структурой. Использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Раздел 2. Введение в программирование - 17 часов
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня, их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практическая работа: Знакомство с системой программирования на языке Паскаль: ввод, трансляция и исполнение данной программы. Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ. Программирование обработки массивов.
Раздел 3. Информационные технологии и общество - 3 часа
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Раздел 4. Повторение – 1 час
Итоговое обобщение за курс 9 класса.
Планируемые результаты изучения программы
При изучении программы в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Вопросы на уроках могут ставиться таким образом, чтобы их можно было разрешить с помощью коллективного обсуждения, дискуссии. Также при изучении программы применяются задания проектного характера. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
При изучении программы в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая реализована в разделах «Управление и алгоритмы» и «Введение в программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчёркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, входит обучение правилам верификации, т.е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических программ, ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии, которая связана с информационным моделированием. При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект. В информатике логические умозаключения формализуются средствами алгебры логики.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования.
В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе – и в схематической) называется формализацией. Путём формализации создаётся информационная модель, а при её реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ - компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» и «Компьютерные телекоммуникации».
При изучении программы в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
Ученик научится:
- правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- правилам техники безопасности при работе на компьютере;
- определять предмет и задачи кибернетики;
- определять при анализе простых ситуаций назначение прямой и обратной связи в кибернетической схеме управления;
- определять роль алгоритма в схемах управления;
- описывать основные свойства алгоритма;
- понимать и пользоваться различными способами записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- различать и составлять основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;
- работать с готовой программой на Паскале;
- правильно оформлять программу на языке Паскаль;
- определять виды и типы величин;
- представлять данные и операторы на Паскале;
- выполнять программу в системе программирования;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования;
- различать этапы развития средств работы с информацией и истории человеческого общества;
- различать основные этапы развития компьютерной техник (ЭВМ) и программного обеспечения;
- осознавать проблему безопасности информации;
- соблюдать правовые нормы пользователя информационных ресурсов.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы;
- использовать вспомогательные алгоритмы методом последовательной детализации и сборочным (библиотечным) методом;
- выделять подзадачи;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- использовать рекурсивные процедуры;
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Дата | ||
Планируемая | Скорректированная | ||||
Раздел 1. Управление и алгоритмы (13 часов) | |||||
1 | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью. ИОТ. | Знает что такое кибернетика, предмет и задачи этой науки. Знает сущность кибернетической схемы управления с обратной связью. Понимает назначение прямой и обратной связи в кибернетической схеме. Определяет механизм прямой и обратной связи при анализе простых ситуаций управления. Выполняет правила техники безопасности в компьютерном классе. Знает, что такое алгоритм. Понимает роль алгоритма в схемах управления. Называет основные свойства алгоритма. Осуществляет запись алгоритмов с помощью блок-схем, учебного алгоритмического языка. Использует основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл. Понимает назначение вспомогательных алгоритмов. Выполняет трассировку алгоритма для известного исполнителя. Развивает познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ.
| |||
2 | Понятие алгоритма и его свойства. | ||||
3 | Графический учебный исполнитель. Работа с графическим учебным исполнителем. | ||||
4 | Работа с учебным исполнителем программ: составление линейных алгоритмов. | ||||
5 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | ||||
6 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. | ||||
7 | Язык блок-схем. Циклические алгоритмы. | ||||
8 | Разработка цикличных алгоритмов. | ||||
9 | Ветвление и последовательная детализация алгоритма. | ||||
10 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. | ||||
11 | Использование рекурсивных процедур. | ||||
12 | Обобщение по теме «Управление и алгоритмы». Работа над задачей по алгоритмизации. | ||||
13 | Автоматизированные и автоматические системы управления. | ||||
Раздел 2. Введение в программирование (15 часов) | |||||
14 | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами. | Повышает свой образовательный уровень и уровень готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Развивает познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ. Знает основные виды и типы величин. Понимает назначение языков программирования и систем программирования. Знает, что такое трансляция. Оформляет программы на языке Паскаль в соответствии с правилами. Использует правила представления данных и операторов на языке Паскаль. Соблюдает последовательность выполнения программы в системе программирования. Работает с готовой программой на языке Паскаль. Умеет составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы. Умеет составлять несложные программы обработки одномерных массивов. Отлаживает и исполняет программы в системе программирования. Умеет решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий. Приобретает опыт использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности. | |||
15 | Линейные вычислительные алгоритмы. | ||||
16 | Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов. | ||||
17 | Знакомство с языком Паскаль. | ||||
18 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль. | ||||
19 | Оператор ветвления. Логические операции на языке Паскале. | ||||
20 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. | ||||
21 | Циклы на языке Паскаль. | ||||
22 | Разработка программ с использованием цикла с предусловием. | ||||
23 | Алгоритм Евклида. | ||||
24 | Одномерные массивы в Паскале. | ||||
25 | Разработка программ обработки одномерных массивов. | ||||
26 | Одна задача обработки массива. | ||||
27 | Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. | ||||
28 | Поиск наименьшего и наибольшего элементов массива. | ||||
29 | Сортировка массива. | ||||
30 | Обобщение по теме «Введение в программирование». | ||||
Раздел 3. Информационные технологии и общество (3 часа) | |||||
31 | Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ. | Знает основные этапы развития работы с информацией в истории человеческого общества. Характеризует основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения. Осознаёт проблему безопасности информации. Регулирует свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. Приобретает опыт создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера. | |||
32 | Социальная информатика. | ||||
33 | Информационная безопасность. | ||||
Раздел 4. Повторение (1 час) | |||||
34 | Итоговое обобщение за курс 9 класса. | Осуществляет совместную информационную деятельность. Организует индивидуальную информационную среду. Выбирает источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...