Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику Семакина И.Г.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Рабочая программа по информатике (базовый уровень обучения) для 7 класса по учебнику Семакина И.Г. с календарно-тематическим планированием в соответствии с ФГОС 2.0.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_7_klass_fgos.docx | 54.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Основное содержание программы 4
Планируемые результаты изучения программы 5
Календарно-тематическое планирование 7
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с:
- Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний»;
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №__».
Данная рабочая программа ориентирована на базовый уровень изучения и на использование учебника Семакина И. Г., Залоговой Л. А., Русакова С.В., Шестаковой Л. В.7 класс. «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний». Расчитана на 34 учебные недели (по 1 часу). Так как количество обучающихся в классе более 20, то класс делится на две группы.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Поскольку курс информатики для основной школы носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.
Поэтому, авторский курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:
- информация и информационные процессы;
- представление информации;
- компьютер: устройство и ПО;
- формализация и моделирование;
- системная линия;
- логическая линия;
- алгоритмизация и программирование;
- информационные технологии;
- компьютерные телекоммуникации;
- историческая и социальная линия.
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Основное содержание программы
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
№ п/п | Учебный раздел | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
Человек и информация | 5 | 4 | 1 | |
Компьютер: устройство и программное обеспечение | 7 | 4 | 3 | |
Текстовая информация и компьютер | 10 | 4 | 6 | |
Графическая информация и компьютер | 5 | 3 | 2 | |
Мультимедиа и компьютерные презентации | 7 | 3 | 4 | |
Итого | 34 | 18 | 16 |
Раздел 1. Человек и информация - 5 часов
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности. Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практическая работа: Работа с тренажёром клавиатуры.
Раздел 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 часов
Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики персонального компьютера.
Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования. Пользовательский интерфейс. О файлах и файловых структурах.
Практические работы: Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений. Работа с пользовательским интерфейсом операционной системы. Работа с объектами файловой системы.
Раздел 3. Текстовая информация и компьютер - 10 часов
Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. Дополнительные возможности текстовых процессоров. Системы перевода и распознавания текстов.
Практические работы: Работа с клавиатурным тренажёром. Ввод, редактирование и форматирование текста. Работа с фрагментами текста. Включение таблиц в текстовый документ. Вставка списков и объектов в текст: рисунков, формул, гиперссылок. Создание и обработка текстового документа.
Раздел 4. Графическая информация и компьютер - 5 часов
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Как кодируется изображение. Технические средства компьютерной графики.
Практические работы: Создание растровых изображений. Создание векторных изображений.
Раздел 5. Мультимедиа и компьютерные презентации – 7 часов
Что такое мультимедиа; области применения. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Аналоговый и цифровой звук.
Практические работы: Разработка слайдовой презентации. Анимация в слайдовых презентациях. Создание информационного объекта на заданную тему. Защита информационного объекта.
Планируемые результаты изучения программы
При изучении программы в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Вопросы на уроках могут ставиться таким образом, чтобы их можно было разрешить с помощью коллективного обсуждения, дискуссии. Также при изучении программы применяются задания проектного характера. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером ( не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
При изучении программы в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, входит обучение правилам верификации, т.е. проверки правильности функционирования созданного объекта.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ - компетенции).
При изучении программы в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
Ученик научится:
- правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- правилам техники безопасности при работе на компьютере;
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Ученик получит возможность научиться:
- различать естественные и формальные языки;
- определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
- распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
- определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Дата | ||||
I группа | II группа | ||||||
планируемая | скорректированная | планируемая | скорректированная | ||||
Раздел 1. Человек и информация (5 часов) | |||||||
1 | Предмет информатики. Роль информатики в жизни людей. ИОТ. | Знакомится с новым предметом. Понимает значимость информатики для его образования и дальнейшей жизни. Определяет место информатики в научном мировоззрении. Знакомится с правилами техники безопасности в компьютерном классе. Понимает связь между информацией и знаниями человека. Называет информационные процессы и функции языка как способа представления информации. Приводит примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники. В конкретном процессе передачи информации определяет источник, приёмник и канал. Приводит примеры информативных и неинформативных сообщений. Определяет объём информации. Различает единицы измерения информации (биты, байты, килобайты, мегабайты и др.). Использует клавиатуру компьютера для символьного ввода данных. | |||||
2 | Информация и знания. Восприятие информации человеком. | ||||||
3 | Информационные процессы. | ||||||
4 | Практическая работа № 1 «Работа с тренажёром клавиатуры». | ||||||
5 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | ||||||
Раздел 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение (7 часов) | |||||||
6 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. | Выполняет правила техники безопасности и при работе на компьютере. Повышает свой образовательный уровень и уровень готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Разбирается в основных характеристиках компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации). Знает состав компьютера, формулирует назначение. Понимает структуру внутренней памяти компьютера. Ориентируется в видах программного обеспечения. Развивает познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ. | |||||
7 | Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики персонального компьютера. | ||||||
8 | Практическая работа № 2 «Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений». | ||||||
9 | Программное обеспечение компьютера. Пользовательский интерфейс. | ||||||
10 | Практическая работа №3 «Работа с пользовательским интерфейсом операционной системы». | ||||||
11 | О файлах и файловых структурах. Практическая работа № 4 «Работа с объектами файловой системы». | ||||||
12 | Тестирование по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО». | ||||||
Раздел 3. Текстовая информация и компьютер (10 часов) | |||||||
13 | Тексты в компьютерной памяти. | Понимает способы представления символьной информации в памяти компьютера. Знает назначение текстовых редакторов. Выбирает необходимый для выполнения задачи основной режим работы текстового редактора (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Набирает и редактирует текст в текстовом редакторе. Выполняет основные операции над текстом. Использует текстовый редактор для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.). Умеет решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий. Приобретает опыт использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности. | |||||
14 | Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. | ||||||
15 | Практическая работа №5 «Работа с клавиатурным тренажёром». | ||||||
16 | Практическая работа №6 «Ввод, редактирование и форматирование текста». | ||||||
17 | Практическая работа №7 «Работа с фрагментами текста». | ||||||
18 | Практическая работа №8 «Включение таблиц в текстовый документ». ИОТ. | ||||||
19 | Дополнительные возможности текстовых процессоров. Системы перевода и распознавания текстов. | ||||||
20 | Практическая работа №9 «Вставка списков и объектов в текст: рисунков, формул, гиперссылок». | ||||||
21 | Практическая работа №10 « Создание и обработка текстового документа». | ||||||
22 | Тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер». | ||||||
Раздел 4. Графическая информация и компьютер (5 часов) | |||||||
23 | Компьютерная графика. Растровая и векторная графика. | Знакомится со способами представления изображений в памяти компьютера. Знает назначение графических редакторов. Определяет области применения компьютерной графики. Различает основные компоненты среды графического редактора растрового типа: рабочее поле, меню инструментов, графические примитивы, палитра, ножницы, ластик и пр. Строить несложные изображения с помощью графического редактора. Сохраняет рисунки на диске и загружает с диска. Приобретает опыт создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера. | |||||
24 | Практическая работа №11 «Создание растровых изображений». | ||||||
25 | Технические средства компьютерной графики. Как кодируется изображение. | ||||||
26 | Практическая работа №12 «Создание векторных изображений». | ||||||
27 | Тестирование по теме «Графическая информация и компьютер». | ||||||
Раздел 5. Мультимедиа и компьютерные презентации (7 часов) | |||||||
28 | Мультимедиа. Компьютерные презентации. | Знает что такое мультимедиа. Понимает принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера. Использует основные сценарии для создания компьютерных презентаций. Создаёт несложную презентацию, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. Совершенствует опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных). Использует инструменты презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений. Осуществляет совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов. Организует индивидуальную информационную среду, в том числе с помощью типовых программных средств. Выбирает источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.). | |||||
29 | Практическая работа №13 «Разработка слайдовой презентации». | ||||||
30 | Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа. | ||||||
31 | Практическая работа №14 «Анимация в слайдовых презентациях». | ||||||
32 | Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа». | ||||||
33 | Практическая работа №15 «Создание информационного объекта на заданную тему». | ||||||
34 | Практическая работа №16 «Защита информационного объекта». Итоговое тестирование по курсу 7 класса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
рабочая программа по информатике, 9 класс (по учебнику Семакина)
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), программы базового курс...
рабочая программа по информатике, 10 класс (по учебнику Семакина)
Настоящая программа составлена на основе "Обязательного минимального содержания обучения информатике", рекомендованного Минобразованием РФ. Содержание программы полностью соответствует требованиям к р...
рабочая программа по информатике, 11 класс (по учебнику Семакина)
Настоящая программа составлена на основе "Обязательного минимального содержания обучения информатике", рекомендованного Минобразованием РФ. Содержание программы полностью соответствует требованиям к р...
Рабочая программа по "Информатике и ИКТ" к учебнику Семакина, 9 класс
Рабочая программа для общеобразовательных школ базовый уровень. Содержит календарно-тематический план с планируемым домашним заданием. Представлены темы практических работ в соответствии с Примерной...
Рабочие программы по информатике 7 класс (по учебнику И.Г.Семакина, ФГОС)
Данная рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования ориентирована ...
Рабочие программы по информатике 8 класс (по учебнику И.Г.Семакина, ФГОС)
Данная рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования ориентирована ...