ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
статья по информатике и икт
Предварительный просмотр:
Крицкий Ф.С.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подсинская средняя школа»
(Республика Хакасия, Алтайский район, село Подсинее)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем: формированию информационной безопасности у учащихся на уроках информатики и технологии.
Ключевые слова: информационная безопасность, школьники, технология, информатика, информационные ресурсы.
Keywords: information security, schoolchildren, technologiy, Informatics, information resources.
Актуальность данного вопроса обусловлена значительными изменениями в социальной, политической и экономической жизни общества под влиянием информатизации. Информационные технологии приобрели глобальный характер и стали неотъемлемой частью нашей жизни. Их эффективное применение является фактором формирования информационного общества в России.
Образование в информационном обществе перестаёт быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно становится способом информационного обмена человека, а в нашем случае - и ребёнка, с окружающими людьми, который предполагает также генерирование информации в обмен на полученную [2, 7].
Различие между знанием и информацией, относительность знаний вследствие их быстрого устаревания, превращение образования в непрерывное – все эти процессы ведут к вытеснению знаний информацией в качестве основного элемента образовательного процесса, превращению знания в информацию о мире.
Между тем внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека привело к появлению проблем и угроз, связанных с обеспечением безопасности детей. Личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков негативной, противоречивой, неэтичной и агрессивной информации.
В связи с этим, одной из задач образования становится обеспечение информационной безопасности учащихся. Важная роль при этом отводится учителю информатики и технологии, который участвует в психолого-педагогическом сопровождении учащихся.
Актуальность психолого-педагогического сопровождения учащихся с целью обеспечения их информационной безопасности определяется действием негативных факторов информатизации, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения.
В частности, в системе образования данная проблема определяется противоречием между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет, и отсутствием психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном пространстве школы.
Изучению проблем обеспечения информационной безопасности образовательной среды посвящены работы А. А. Тарасова, А.А. Горбаченко А.А. И.А. Баевой, Е.В. Бурмистрова, Г.В. Грачева, Т. С. Кабаченко, П.А. Кислякова, Д.С. Синицына и др.
Информационная безопасность школьника, педагогов, родителей в образовательном учреждении может быть достигнута при успешной реализации педагогических условий, обусловленных целеполаганием и ценностями информационно-образовательной среды; реализацией воспитательной функции образования на основе приобщения учащихся к информации культурного, этического, гуманистического характера; обеспечением мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в информационной сфере; реализацией практической направленности отбора содержания образовательных ресурсов Интернета и применения интерактивной технологии фильтрации поступающей информации.
Рекомендуемые образовательные программы основного образования, разработанные на основе стандарта 2-го поколения, вопросов информационной безопасности касаются только по предмету «Информатика» в части «безопасного» Интернета. Весь остальной комплекс рассматриваемых проблем переносится на внеклассную работу.
На сегодняшний момент нет ни одной школьной дисциплины, способной дать необходимые знания, подготавливающие детей к нейтрализации опасностей динамично изменяющейся информационной среды. А между тем, актуализация проблем информационной безопасности учащихся от года к году возрастает, особенно при рассмотрении этой проблемы с позиций информационной социализации.
Анализом рисков и опасностей в информационном пространстве школьника сегодня активно занимаются, в основном, специалисты по информационным технологиям и психологии (Ю.И. Богатырева, Л.П. Привалов). Ими определена задача психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьника, введено понятие безопасной информационной образовательной среды, дифференцирована личная информационная среда учащегося, разрабатываются технологии информационного сопровождения. Но все усилия сообщества направляются, в основном, на создание «стерильной» информационной среды в стенах учреждения образования, фильтром которой должны стать некоторые неназываемые субъекты обеспечения информационной безопасности [1, 102].
Но личная информационная среда любого ученика распространяется далеко за пределы образовательной среды, в сферы абсолютно «нестерильные», с уровнем информационного влияния, ненамного уступающим образовательному процессу. При отсутствии должного «информационного иммунитета» (а в условиях «стерильной» среды он не может быть сформирован) решение дидактических задач становится определённой проблемой.
Как отмечает А. А. Тарасов, нельзя отрицать пользу от работы педагогов и психологов при рассмотрении с учениками неких стандартных опасных ситуаций и путей грамотного решения поставленных ими проблем [3, 27]. Но какова в жизни доля таковых стандартных ситуаций?
И насколько они останутся таковыми в далёком завтра? Все психолого-педагогические технологии сопровождения учащихся завершаются с процессом получения основного образования. И на основе каких компетенций бывший ученик должен строить свою линию поведения в сети Интернет в дальнейшем?
Пока остаётся неясным:
– с помощью каких технологий и на базе каких знаний предполагается снимать проблемы безопасности при усложнении информационного взаимодействия (что явится неизбежным в условии развитии социальных и экономических связей в обществе);
– какие требования по уровню знаний в области информационной безопасности должны быть предъявлены к педагогическим кадрам;
– какой уровень знаний или компетенций в области информационной безопасности должна обеспечивать система общего образования;
– с какими видами информационных опасностей и на каком уровне подготовки необходимо знакомить обучающихся.
В образовательных стандартах ответов на эти вопросы найти невозможно.
Из анализа можно сделать только один вывод: психологическое сопровождение информационной безопасности школьника пока находится в неконтролируемом состоянии и полностью определяется квалификационным уровнем в этом вопросе педагогов и школьного психолога. Стоит предположить, что публикации по технологиям психолого-педагогического сопровождения носят рекомендательный характер, поскольку не подтверждаются базовой вузовской подготовкой и необходимыми нормативными документами.
В таких условиях с высокой степенью вероятности можно ожидать, что наши нынешние (а во многом – и будущие выпускники) окажутся неподготовленными противостоять современным информационным угрозам. И очевидной является потребность в дополнении содержания образовательных программ хотя бы в части обеспечения информационной безопасности личности [3, 28].
Хотелось бы более подробно остановиться на потенциальных возможностях решения некоторых рассматриваемых проблем при изучении предметов информатики и технологии. Исходя из основных принципов, изложенных в ФЗ №273 «Об образовании в РФ», отношение к ученику должно формироваться не только как к объекту обеспечения безопасности, но и субъекту, умеющему обеспечить собственную безопасность в информационной среде, что подтверждается сменой парадигмы образования. В контексте системно-деятельностного подхода личность учащегося выступает как активное творческое начало, обладающее неотъемлемой субъектностью при решении вопросов собственной (в том числе – информационной) безопасности.
Стоящая перед учителем информатики задача по воспитанию духовно-нравственных основ личности, не может быть полноценно решена без рассмотрения основных положений информационной безопасности, поскольку основной поток внешнего информационного воздействия вне школы мало способствует духовному развитию. Например, исполнение принятого Федерального закона №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» по многим пунктам не подлежит контролю, поскольку отдано на «откуп» родителям, как и возможность доступа к сети Интернет.
В этих условиях необходимо или дополнять содержание учебных программ, сокращая учебное время, отведённое на изучение других тем предмета, или переносить вопросы информационной безопасности на внеклассные мероприятия, полагаясь на интерес учащихся к обсуждаемой теме. Такой интерес может быть мотивирован предварительной информацией (через доклады, презентации или иные формы учебного взаимодействия) об особенностях, современной роли информации, воздействии информационных угроз на здоровье, духовно-нравственную сферу, межличностные отношения.
В процессе проведения занятий на уроках информатики или выполняя проектные работы по технологии учащиеся должны чётко представлять происхождение информации и уровень исходящей от неё опасности. Выделяя информацию от учителей основного и дополнительного образования, школьного психолога, следует ожидать её качественную обработку и предварительную подготовку с низким уровнем угроз для школьника. Внешняя информация с происхождением из сети Интернет, средств массовой информации и коммуникации, из различных источников социальной среды поставляется учащемуся в «неотфильтрованном» виде. И результат её переработки, приятия или неприятия будет определяться личностными качествами ученика (в том числе – духовно-нравственными), также, как и способность противостоять угрозам и опасностям личной информационной среды.
В противостоянии таким угрозам и опасностям поможет проведение тематических уроков технологии и информатики. Основные темы, рассматриваемые по проблемам информационной безопасности в 8-9 классах, могут быть ограничены знакомством с вопросами современной роли информации в жизни человека, воздействием информационных угроз на здоровье и межличностные отношения. В старшей школе могут быть рассмотрены современные мифы, многоуровневые проблемы манипулятивного воздействия, манипулятивные технологии и способы противодействия им.
Список использованной литературы
- Привалов А. Н., Богатырева Ю. И. К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников// Вестник ТГПУ. – 2014. – № 2. –С.102–107.
- Самоделова Л. А. Изучение основ информационной безопасности в системе дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2002. – 27 с.
- Тарасов А. А., Горбаченко А.А. Преподаватель-организатор ОБЖ: патриотическое воспитание в условиях негативного информационного пространства // Известия ВГПУ. – 2018. – № 3 (126). – C.27–32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационно-коммуникационной компетентнсти учащихся на уроках информатики на основе личностно ориентированного обучения. Представление опыта.
Представлено краткое описание опыта работы, который возник как продукт социально-экономических преобразований в нашем обществе и инновационных явлений в образовательном процессе школы. Участвуя ...
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.
Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках обществознания средствами ИКТ
курсовой проект по обобщению опыта работы...
Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках английского языка
презентация...
Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках информатики
В статье говорится,о том как можно сформировать самостоятельное мышление и подготовка учащихся к творческой деятельности....
Обобщение опыта по теме "Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование ЦОР и ЭОР"
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умен...
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках физики.
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках физики. 1. Основные понятия темы.В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном общ...