ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
статья по информатике и икт
В настоящее время в школьном курсе информатики недостаточно времени отводится на изучение основ объектно-ориентированного программирования. Такие среды, как Delphi, Visual C++ – остаются учащимися не освоенными. Мы считаем, что упущение это объективно – система образования не может оперативно отслеживать все этапы развития информационных технологий, и предлагаем своё решение проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oop.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
Картунен Александр Александрович, учитель информатики и ИКТ
ГБОУ ЦО Кировского района Санкт-Петербурга «Центр информационной культуры»
Бурное развитие информационных технологий, появление новейших операционных систем, по нашему мнению, обуславливает необходимость преподавания школьникам новых подходов к постановке и решению задач на ЭВМ. Одним из таких подходов, безусловно, является объектно-ориентированное программирование; в то же время, понятие «алгоритм» является фундаментальным и заслуживает внимания.
В настоящее время в школьном курсе информатики недостаточно времени отводится на изучение основ объектно-ориентированного программирования. Такие среды, как Delphi, Visual C++ – остаются учащимися не освоенными. Мы считаем, что упущение это объективно – система образования не может оперативно отслеживать все этапы развития информационных технологий, и предлагаем своё решение проблемы.
Курс «Основы объектно-ориентированного программирования» рассчитан на 70 академических часов для школьников 8-11 классов. Занятия планируется проводить 1 раз в неделю по 2 академических часа.
При распределении курса по продолжительности обучения оказалось целесообразным выделение следующих блоков:
- Введение в алгоритмическое программирование
- Объектно-ориентированное программирование. Среда Delphi.
I блок «Введение в алгоритмическое программирование» знакомит учащихся с понятием алгоритма, способами описания и базовыми конструкциями алгоритмов. Вводятся понятия “тип данных”, “подпрограмма”, “модуль” и т.д. Также здесь рассматривается вопрос реализации стандартных алгоритмов на языке Паскаль.
II блок посвящен практическому изучению визуальных средств объектно-ориентированного программирования простых приложений под Windows в среде Delphi. Также здесь рассматриваются вопросы работы с базами данных в среде Delphi.
В конце изучения первого блока предполагается выполнение зачетной работы.
По окончании изучения последнего блока учащиеся для закрепления практических навыков и систематизации знаний под руководством преподавателя выполняют проектную работу.
- Содержательная характеристика курса.
Введение в алгоритмическое программирование.
Основные этапы решения задач. Алгоритм – его свойства (массовость, дискретность, детерминированность, результативность, конечность). Способы описания алгоритмов. Базовые конструкции алгоритмов.
Обзор языков программирования. Данные, типы данных в Паскале. Организация ввода и вывода данных языка Паскаль. Операторы языка Паскаль. Массивы. Организация подпрограмм. Работа с файлами. Модуль CRT.
Объектно-ориентированное программирование. Среда Delphi.
Введение в объектно-ориентированное программирование. Визуальные средства объектно-ориентированного программирования простых приложений под Windows. Среда Delphi.
- Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.
2.1. Введение в алгоритмическое программирование.
- иметь представление о классификации языков программирования;
- владеть приемами пошаговой детализации, знать основные алгоритмические конструкции;
- владеть понятием алгоритма;
- знать типы алгоритмов;
- знать способы записи алгоритмов;
- знать и уметь раскрыть определение разветвляющегося алгоритма, циклического алгоритма;
- уметь раскрыть понятие типа переменной;
- знать правила описания переменных в Pascal;
- уметь использовать Pascal для записи разветвляющихся и циклических алгоритмов;
- знать следующие типы данных: “массив”, “запись”, “файл” и уметь с ними работать;
- знать, что такое модуль, и какие бывают модули;
- уметь подключать модули;
- знать назначение подпрограмм;
- уметь организовывать подпрограммы на языке Pascal;
2.2. Объектно-ориентированное программирование. Среда Delphi.
- знать различая между алгоритмическим и объектно-ориентированным подходами к программированию;
- понимать что такое “объект”;
- знать, что такое реляционная модель БД;
- знать, что такое СУБД;
- уметь работать в среде Delphi:
- знать что такое форма приложения
- иметь представление о понятии «событие» и процедуре обработки события;
- уметь писать простейшие обработчики событий;
- уметь пользоваться Object Inspector;
- иметь представление о свойствах и методах объектов;
- уметь ориентироваться в интерфейсе среды Delphi;
- иметь представление о палитре компонент;
- уметь использовать стандартную палитру компонент;
- уметь пользоваться редактором кода Delphi;
- иметь представление о структуре простого проекта;
- уметь создавать, сохранять, открывать проект и запускать его из среды программирования;
- знать, как выполнить компиляцию проекта на диск;
- иметь представление о многооконных приложениях;
- уметь их создавать;
- уметь организовывать диалоги и меню;
- уметь работать с файлами.
- Примерное тематическое планирование по курсу "Основы программирования".
8 - 11 классы.
Общая продолжительность курса - 70 часов.
Разделы и темы | Количество учебных часов | Примеч. | ||
По разд. | По темам | Контроль | ||
Вводная информация | 1 | |||
1. Введение в алгоритмическое программирование. | 23 | 6 | ||
1.1. Введение в теорию алгоритмов. | 3 | |||
1.2. Среда программирования Turbo Pascal 7.0. | 1 | |||
1.3. Структура программы на языке Pascal. | ||||
1.4. Простейшие типы данных языка Pascal. | 2 | |||
1.5. Операторы ввода-вывода. | ||||
1.6. Арифметические операции, операции отношения и логические операции в Pascal. | 1 | 1 | ||
1.7. Операторы условия и варианты. | 3 | 1 | ||
1.8. Организация циклов на языке Pascal. | 3 | 1 | ||
1.9. Модуль CRT. | 2 | |||
1.10. Работа с массивами в Pascal. | 2 | 1 | ||
1.11. Организация подпрограмм на языке Pascal. | 3 | 1 | ||
1.12. Работа с файлами в Pascal. | 3 | 1 | ||
2. Объектно-ориентированное программирование. Среда Delphi. | 41 | 4 | ||
2.1. Delphi: введение, интерфейс, методы разработки приложений. | 3 | |||
2.2. Создание приложений с использованием стандартной палитры компонент. | 12 | 1 | ||
2.3. Организация диалогов. | 6 | 1 | ||
2.4. Создание многооконных приложений. | 7 | 1 | ||
2.5. Работа с файлами. | 7 | 1 | ||
2.6. Проект | 6 | |||
Итого: | 75 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы объектно-ориентированного программирования.
Методическая разработка «Основы объектно-ориентированного программирования. Знакомство с языком программирования VisualBasicforApplication» для учащихся 9 класса, изучающих информатику и ИКТ по УМК Уг...
Практическая работа "Знакомство с системой объектно-ориентированного визуального и алгоритмического программирования Lazarus"
Практические работы знакомства и программирования в среде визуального программирования Lazarus для учащихся 9 класса, изучающих информатику по учебнику Угриновича Н.Г....
Презентация "Основы объектно-ориентированного визуального программирования"
Презентация "Основы объектно-ориентированного визуального программирования" на примере Visual Basic предназначена в помощь учителю при проведении урока в 9 классе...
Основы объектно-ориентированного программирования
основные методические моменты для перехода на возможности объектно-ориентированного программирования...
Тест по теме "Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования" для учащихся 9 класса
Данный тест предназначен для проверки знаний и умений учащихся 9 класса по теме: "Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования"...
Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке Visual Basic
В презентации материал оязыках программироания, что такое транслятор, интерпретатор, компилятор. Так же рассказывается о системе программирования Visual Basic....
Конспект урока по информатике на тему «Система объектно-ориентированного программирования Lazarus»
Конспект урока по информатике на тему «Система объектно-ориентированного программирования Lazarus»...