Урок "Разработка циклических алгоритмов"
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс)

Иванова Екатерина Владимировна

ФИО педагога: Иванова Екатерина Владимировна

Предмет (форма занятия): информатика (урок)

УМК: «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Тема урока: «Разработка циклических алгоритмов»

Место урока в КТП: Урок №7 в разделе «Управление и алгоритмы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО педагога: Иванова Екатерина Владимировна

Предмет (форма занятия): информатика (урок)

Класс: 9Б

УМК: «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Тема урока: «Разработка циклических алгоритмов»

Тип урока: 

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый

Место урока в КТП: Урок №7 в разделе «Управление и алгоритмы»

Оборудование: проектор, компьютеры, карточки, презентация 

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса:

качество знаний по информатике за прошлый год 75%

Цели урока:

Образовательные:

создание условий для восприятия и первичного осмысления понятия цикла и циклических алгоритмов, формирование навыков разработки циклических алгоритмов для исполнителя Стрелочка.

Развивающие:

активизация логического, аналитического мышления, расширение кругозора учеников в области компьютерных наук и в остальных сферах человеческих знаний.

Воспитательные:

- развивать интерес к предмету, формировать способности решать проблемные задачи.

Задачи урока как планируемые результаты обучения:

Предметные результаты:

-сформировать представление об алгоритмической конструкции цикла пока,

-сформировать навыки составления компьютерных программ с циклом для исполнителя Стрелочка на основе приобретенных знаний.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

- Определять степень успешности своей работы;

- Формировать целостного мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к миру и себе,

- Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни через понимание роли и места компьютеров в жизни современного человека;

- Формировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, понимать значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества,

- Формировать алгоритмическое мышление, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.

Познавательные УУД.

- Формировать умение определять понятия, выделять циклические алгоритмы в различных процессах,

- Формировать информационную культуру, развитие познавательных интересов, самоконтроля.

Коммуникативные УУД

-  Продолжить формировать умения слушать и понимать речь других людей.

-  Высказывать свое мнение, учитывать мнение другого.

Регулятивные УУД

- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, формулировать тему и цель урока.

- Продолжить формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

- Продолжить формирование умения, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

- Продолжить формирование умения проводить контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном


Технологическая карта урока

Этапы урока, время

Задачи этапа

Формируемые УУД и предметные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, технологии и приемы

1.Организационный момент      (1 мин)

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Личностные: создание    условий   для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность

Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности

- Ребята, доброе утро!

  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

 

Дети настраиваются на работу

Беседа

2.Актуализация знаний

(3мин)

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: умение применять знания

Личностные:

Сформировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Учитель проводит опрос. Какой алгоритм называют вспомогательным? (Алгоритм решения некоторой подзадачи из основной задачи, которая, как правило, повторяется многократно)
 Как называется вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования? (Подпрограмма, процедура)
 Какая команда в графическом исполнителе ГРИС отвечает за вывоз подпрограммы? (Сделай)
 В чем заключается метод последовательной (пошаговой) детализации?
(Сначала записывается основная программа и в ней обращения к подпрограммам, а затем описываются эти подпрограммы)

Отвечают с места

Фронтальная работа

3.Мотивационно-целевой этап.  

(3мин)

Определение темы и цели  урока

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное формулирование задач урока

Учитель: Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Учитель предлагает посмотреть на доску, на которой изображен скрин ГРИС и просит ребят составить линейный алгоритм для рисования горизонтальной линии во всё поле, используя простые команды исполнителя Стрелочка. (слайд 1)

        

Учитель спрашивает: Ребята, что вы можете сказать об этом алгоритме. (слайд 2)

Учитель: Как вы думаете можно ли этот алгоритм упростить? Как?

Учитель: Какие алгоритмы мы сегодня будем изучать?

Мы подошли к теме нашего урока, сформулируйте ее.

Итак, тема нашего урока: «Разработка циклических алгоритмов».

Записываем тему нашего урока «Разработка циклических алгоритмов». (слайд 3)

Учитель предлагает  сформулировать определение циклического алгоритма

Учитель: Как вы думаете  какова цель нашего урока?

Ребята проговаривают алгоритм

 Ребята высказывают свои предположение: «Алгоритм очень длинный, одна команда повторяются 11 раз»

Да, записать повторяющиеся действия , указав условия повторения

Циклические алгоритмы

Называют тему урока

Записывают в тетрадь тему урока.

Формулируют определение циклического алгоритма

Научиться писать циклические алгоритмы для исполнителя Стрелочка

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа

Наглядный,

беседа

Проблемный вопрос

Проблемный вопрос

4.Изучение нового материала.  

(10 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления материала урока учащимися

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные: формирование логичного изложения материала,

умение грамотно и смело отвечать на вопросы, целеустремленность

Учитель: давайте запишем определение в тетрадь

Определение: Алгоритм, в котором некоторая последовательность действий может повторяться неоднократно, называется циклическим.

Последовательность действий, которая повторяется в цикле неоднократно, называется телом цикла. (слайд 4)

Учитель: В ГРИС можно разрабатывать циклы с предусловием (слайд 5) Формат команды:
Пока <условие> повторять
НЦ
<тело цикла>
КЦ
Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется
зацикливанием.
(слайд 6)

Учитель: Выполним  предыдущее задание, используя цикл с предусловием.

  Когда используется данный цикл?

 

Учитель: тогда алгоритм для нашего узора будет выглядеть следующим образом (показывает на слайде программу) (слайд 7) 

Учитель: ребята посмотрите на следующий рисунок на доске. (слайд 8).  ЗАДАЧА1:  Требуется  расчертить  рабочее  поле  горизонтальными  линиями.  В  алгоритме  решения  задачи  используется  процедура  ЛИНИЯ.  Другая  процедура  ВОЗВРАТ  возвращает  графический  исполнитель СТРЕЛОЧКУ  к  исходному  положению  для  рисования  следующей  линии

Записывают в тетрадь

Записывают в тетрадь

Когда точно известно условия, при котором происходит повторение

Устно составляют алгоритм,

Проговаривают его.

Ученики проговаривают алгоритм решения задачи

Самостоятельная работа

Показ,

Беседа

ИКТ

 

5. Закрепление учебного материала. Формирование практических навыков и умений работы на ПК

(20 мин)

Отработка  и закрепление нового знания; выявление  пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; проведение  коррекцию

Коммуникативные:

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

Сформировать умение работать в группе 

Учащимся предлагается  составить алгоритм решения предыдущей задачи в ГРИС

 И решить 2 задачи самостоятельно. (слайд 9) Если программа будет написана верно, то ребята должны будут получить соответствующие рисунки из задания.

 Учитель проводит гимнастику для глаз

Учащиеся садятся за компьютеры и  самостоятельно пишут программы, учитель консультирует ребят при выполнении задания.( на столах лежат листочки с заданием)

Практический

ИКТ

Анализ

6.Рефлексия

        (        2 мин)

Осознание учащимися своей, самооценка учебной деятельности результатов

Личностные:

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Блиц опрос учащихся

Учитель предлагает ребятам ответить на вопросы:

Закончи предложение (слайд 10)

Какую цель мы ставили перед собой? Мы достигли этой цели?

Отвечают на вопросы учителя

Анализ

беседа,

самопроверка

игровой метод

7. Домашнее задание

(1 мин)

Учитель задаёт домашнее задание учащимся

§ 6

Записывают в дневник домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Циклические алгоритмы"

Проверочная работа предназначена для учащихся 8-9 классов....

Циклические алгоритмы на Паскале

Презентация к уроку информатики для 10 класса по теме "Циклические алгоритмы на Паскале"...

Урок "Алгоритмический язык. Программная реализация циклических алгоритмов". (9 класс)

Дидактическая разработка урока по программированию на алгоритмическом языке для 9 класса. На примере решения задач разбирается  программная реализация циклических алгоритмов....

Сценарий урока информатики № 5 в 8 классе по теме: «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является одним (пятым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие циклического алгоритма с известным чи...

Реализация циклического алгоритма в среде Turbo Pascal. Оператор цикла с параметром

Урок по предметной области “Информатика” для 9-10 класса Данный материал  представляет разработку урокапо теме “Реализация циклического алгоритма в среде TurboPascal. Оператор цикла с парам...

урок по информатике в 6 классе на тему "Циклический алгоритм"

Конспект урока в 6 кассе по программе Босовой Л.Л. на тему "Циклический алгоритм". Перед учащимися ставится пробема : выяснить тему урока, задать цели и получить результат. Используются как групповые ...

Циклический алгоритм

Открытый урок Тема: « Циклические алгоритмы на языке программирования работа с ними»Учителя: Зеленецкой М.С. в 9В классеЦели урока:1.      Образовательная. Организо...