Разработка урока "Определение и свойства алгоритма"
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс)

Басков Максим Владимирович

Содержание:

  1. Разработка урока "Определение и свойства алгоритма" + раздаточнчый материал
  2. Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon algoritm.ppt899.5 КБ
Файл konspekt_uroka_po_informatike_i_ikt-uchit_goda.docx300.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Компьютерная программа выполняет ваши приказы, а не ваши желания."

Слайд 2

1) из водопровода налить в чайник воду; 2) спичкой зажечь газ; 3) поставить чайник на плиту; 4) ждать, пока вода не закипит. Имеется газовая плита, спички, водопровод, чайник. Как получить кипяток?

Слайд 3

1)выключить газ; 2)вылить воду; 3)вернуться к предыдущей последовательности действий. А если в чайнике уже есть вода и газ уже горит?

Слайд 4

1) из водопровода налить в чайник воду; 2) спичкой зажечь газ; 3) поставить чайник на плиту; 4) ждать, пока вода не закипит. Сравните две последовательности действий: 1) из водопровода налить в чайник воду; 2) ждать, пока вода не закипит; 3) поставить чайник на плиту; 4) спичкой зажечь газ.

Слайд 5

Тема урока: Определение и свойства алгоритма.

Слайд 6

Аль-Хорезми Мухаммед ибн Муса, 783-850гг.

Слайд 7

Алгоритм Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели.

Слайд 8

«Математическая забава М. Ю. Лермонтова» Задумайте однозначное число, прибавьте к нему 8, отнимите 4, отнимите задуманное число, умножьте результат на 10, разделите на 5. Секрет фокуса: (x + 8 – 4 – x)  10  5 = 8

Слайд 9

Свойства алгоритма Массовость. Понятность. Конечность. Дискретность. Корректность.

Слайд 10

Проверь себя: № Название свойства Описание свойства 1. Понятность Знание исполнителем того, что надо делать. 2. Дискретность Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов, каждый их которых называется командой. 3. Корректность Каждая команда алгоритма должна быть четкой, однозначной, определенной. 4. Конечность Выполнение алгоритма заканчивается, после выполнения конкретного числа шагов. 5. Массовость Многократное применение для различных наборов исходных данных.

Слайд 11

Алгоритм заваривания чая: Взять емкость Открыть крышку Насыпать заварки Залить кипятком Закрыть крышку Подождать 5 минут

Слайд 12

Алгоритм заваривания чая: Взять емкость Открыть крышку Насыпать заварки Залить кипятком Закрыть крышку Подождать 5 минут Нарушено свойство «корректность».

Слайд 13

Алгоритм ходьбы: Начало Сделать шаг левой ногой Сделать шаг правой ногой Если нет впереди стены, то перейти к команде 2 Конец

Слайд 14

Алгоритм ходьбы: Начало Сделать шаг левой ногой Сделать шаг правой ногой Если нет впереди стены , то перейти к команде 2 Конец Нарушено свойство «конечность».

Слайд 15

Алгоритм чайной церемонии: の能力 フタを開ける 流動溶接 流動沸騰水 ます。 あのカバー ます。 お待ち 5 分

Слайд 16

Алгоритм чайной церемонии: の能力 フタを開ける 流動溶接 流動沸騰水 ます。 あのカバー ます。 お待ち 5 分 Нарушено свойство «понятность».

Слайд 17

Практическая работа. Задание: Расположите команды алгоритма в правильном порядке и оформите по указанным требованиям. Алгоритм нахождения объема прямоугольного параллелепипеда: Выводим V Начало Конец Вычисляем площадь поверхности V = a  b  c Ввод сторон a , b , c . Требования: Шрифт: Times New Roman Размер: 14 пт Междустрочный интервал: 1,5 строки Команды оформить нумерованным списком.

Слайд 18

Опыт – верховный судья теории. Л.Д. Ландау



Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике и ИКТ

Учитель: Басков М.В., учитель информатики и ИКТ

Тема урока: Определение и свойства алгоритма.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Предметные:

  • сформировать понятие алгоритма, изучить свойства алгоритмов;
  • закрепить знания работы в текстовом редакторе.

Метапредметные:

  • формировать умение формулировать определения понятий;
  • формировать умение выделять основания классификации;
  • формировать умение организовывать и оценивать собственную учебную деятельность;
  • осмысленное использование понятия алгоритм на других предметах и в жизни;
  • закрепление умения устного счета.

Личностные:

  • формировать основы информационного видения окружающего мира, широкие познавательные интересы.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • понимание смысла понятия «алгоритм»,  свойств алгоритма «дискретность, понятность, корректность, конечность, массовость»;
  • умение приводить примеры алгоритмов;
  • умение «читать»  алгоритмы;
  • отработка навыков работы в текстовом редакторе: набор текста, его форматирование, работа со нумерованными списками.

Метапредметные:

  • осмысленное использование понятия «алгоритм» на других предметах;
  • умение строить определение понятий;
  • умение организовывать и оценивать собственную учебную деятельность;
  • опыт управления объектов с помощью алгоритмов.

Личностные

  • широкие познавательные интересы;
  • стремление использовать полученные знания в жизни;
  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на информационные процессы в живой природе;
  • основы алгоритмического мышления.

Оборудование:

  • компьютерный класс, проектор, презентация, опорный конспект, раздаточный материал для работы.

Основные понятия:

  • алгоритм, виды алгоритмов, свойства алгоритма.

Формы и методы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная.


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Ход урока

Записи на доске, презентация

  1. Релаксация

Учитель приветствует учеников и гостей урока.

Учитель: Здравствуйте! Меня зовут Максим Владимирович и сегодня урок информатики буду проводить я. Надеюсь на хорошую и успешную работу. У вас на партах лежат учебные материалы, которые вы будете использовать на уроке.

  1. Организационный момент

Эпиграфом урока будет один из законов программирования: "Компьютерная программа выполняет ваши приказы, а не ваши желания".

Слайд №1

  1. Актуализация и постановка целей урока

Учитель ведет фронтальную беседу: задает вопросы, ученики отвечают.

Ученики самостоятельно формулируют тему и задачи урока.

Учитель корректирует и дополняет тему и цели урока.

Ученики записывают тему в опорном конспекте

Учитель: Для того, чтобы понять чем мы будем заниматься на уроке предлагаю выполнить задание: «Имеется газовая плита, спички, водопровод, чайник. Как получить кипяток?»

Учащиеся:

1) из водопровода налить в чайник воду;

2) спичкой зажечь газ;

3) поставить чайник на плиту;

4) ждать, пока вода не закипит.

Учитель: А если в чайнике уже есть вода и газ уже горит?

Учащиеся:

Правильный ответ:

1)выключить газ;

2)вылить воду;

3)вернуться к предыдущей последовательности действий.

Учитель: Совершенно верно. Мы попытались с вами установить последовательность действий.

Учитель: Давайте сравним представленные на экране последовательности действий. Что вы можете сказать?

Учащиеся: Во-первых, команды используются одинаковые. Во-вторых, вторая последовательность неверна – мы никогда не получим результата.

Учитель: Как вы думаете, как можно назвать последовательность действий, приводящую к определенному результату?

Учащиеся: Алгоритм.

Учитель: А алгоритм должен быть составлен по каким-то определенным правилам?

Учащиеся: Да.

Учитель: Итак, определите тему сегодняшнего урока.

Учащиеся: Тема: «Определение и свойства алгоритма».

Учитель: Какую цель мы на уроке должны достичь?

Учащиеся:Цели: узнать, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает. (При необходимости поправить тему и цели).

Учитель: Запишите в опорный конспект тему нашего урока.

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

  1. Получение  нового знания

Учитель знакомит учащихся с новыми знаниями. Ученики воспринимают новые знания, под руководством учителя строят определение понятия алгоритм и записывают его в опорный конспект.

Ученики устно индивидуально выполняют алгоритм М.Ю. Лермонтова.

Учитель ведет беседу.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в опорных конспектах.

Учитель проводит фронтальную проверку.

Учащиеся делают записи в опорный конспект.

Учитель: Слово "Алгоритм" происходит от algorithmi - латинского написания имени аль-Хорезми, под которым в средневековой Европе знали величайшего математика из Хорезма Мухаммеда бен Мусу.

Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы научить кого-нибудь открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. То же самое потребуется и при указании маршрута поездки.

Попробуйте сформулировать понятие «Алгоритма».

Учащиеся:  Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели.

Учитель: Давайте запишем определение в опорный конспект:

Исполнители алгоритмов бывают самые различные: человек, животные, робот, компьютер и т.д. Рассмотрим в качестве исполнителя – человека.

Все вы знакомы с творчеством великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем и математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.

Вот один из фокусов М.Ю. Лермонтова:

Задумайте однозначное число, прибавьте к нему 8, отнимите 4, затем отнимите задуманное число, умножьте полученный результат на 10, а затем разделите на 5.

Учащиеся:  устно выполняют данный алгоритм и получают 8.

Учитель: Я знаю ответ: это число 8. Секрет фокуса (а + 8 - 4 – а)*10 / 5 = 8

Как видно, в процессе выполнения действий задуманное число а исключается, и собеседник выполняет остальные действия только над теми числами, которые дает сам отгадчик. Вы только что были в роли исполнителей.

У любого алгоритма есть набор свойств, при нарушении которых алгоритм будет неправильным, т.е. либо не будет выполнятся, либо будет получаться неверный результат. Поэтому нам необходимо изучить свойства алгоритма.

Обратите внимание на экран: вам представлены некоторые свойства алгоритма. Попробуйте самостоятельно сопоставить название свойства с его описанием, которые даны вам в опорных конспектах.

Учащиеся:  самостоятельно расставляют свойства. После чего выполняется проверка и корректировка.

Учитель: Давайте проверим правильность выполнения задания. Запишите название свойств в опорный конспект в соответствие с описанием:

Дискретность. 

Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов, каждый их которых называется командой.

Понятность. 

Знание исполнителем того, что надо делать.

Конечность. 

Выполнение алгоритма заканчивается, после выполнения конкретного числа шагов.

Корректность. 

Каждая команда алгоритма должна быть четкой, однозначной, определенной.

Массовость. 

Многократное применение для различных наборов исходных данных.

Краткое пояснение каждого свойства.

Поднимите руку – кто выполнил задание без ошибок.

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

  1. Первичное закрепление полученного знания

Учащиеся выполняют задание в парах на карточках. Далее выполняется проверка с кратким пояснением.

Учитель: Мы рассмотрели определение алгоритма и его свойства. Давайте выясним, как вы усвоили данный материал и предлагаю вам поработать в парах. В парах выполните следующее задание:

В карточках определите какое свойство алгоритма нарушено и как необходимо изменить алгоритм, чтобы он был верен и укажите в соседнем столбце.

Учащиеся: работа с карточками.

Проверка полученного результата с кратким объяснением.

Слайды №11 – 16

  1. Практическая работа

Учитель ставит задачу.

Учащиеся выполняют практическую работу за ПК.

Учитель помогает, корректирует, проверяет.

Учитель: В парах поработали, теперь предлагаю вам выполнить небольшую практическую работу за ПК. За компьютерными столами уже лежат задания. Ваша задача: набрать в текстовом редакторе правильную последовательность команд для заданного алгоритма, провести форматирование текста по заданным требованиям, оформить в виде нумерованного списка. На выполнение  работы – 5 минут.

Демонстрация задания и требований к нему.

Учащиеся: выполняют работу за определенное время.

Учитель: наблюдает за ходом работы. По окончании времени предлагает сравнить свою работу с готовым результатом и оценить себя по предложенным баллам.

Слайды №17

  1. Итог урока

Учитель завершает урок.

Учитель: Давайте подведем итог сегодняшнего урока. В начале урока мы поставили цель: дать определение понятию алгоритм и рассмотреть его свойства. Мы достигли цели? Что мы узнали на уроке?

Что такое алгоритм?

Какими свойствами он обладает? 

Оценивает результаты работы учащихся.

  1. Рефлексия

Учитель беседует с учащимися.

Учитель:

Итак, вспомните все то, что мы проходили сегодня на уроке. Поднимите руки те, кто понял весь материал.

И эпилогом нашего урока станет высказывание Л.Д. Ландау «Опыт – верховный судья теории».

Спасибо за внимание и работу! До свидания! Урок окончен.

Слайд №18

Опорный конспект

Тема урока___________________________________________________________________________

Определение:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свойства алгоритма:

Название свойства

Описание свойства

1.

Знание исполнителем того, что надо делать.

2.

Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов, каждый их которых называется командой.

3.

Каждая команда алгоритма должна быть четкой, однозначной, определенной.

4.

Выполнение алгоритма заканчивается, после выполнения конкретного числа шагов.

5.

Многократное применение для различных наборов исходных данных.

Домашнее задание:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Карточка для работы в паре.

Задание: Определите, какое свойство алгоритма нарушено:

Алгоритм

Свойство, изменение алгоритма

1.

Алгоритм заваривания чая:

  1. Взять емкость
  2. Открыть крышку
  3. Насыпать 1чайную ложку чая
  4. Залить кипятком
  5. Закрыть крышку
  6. Подождать 5 минут

2.

Алгоритм ходьбы:

  1. Начало
  2. Сделать шаг левой ногой
  3. Сделать шаг правой ногой
  4. Если нет впереди стены, то перейти к команде 2
  5. Конец

3.

Алгоритм чайной церемонии:

  1. の能力
  2. フタを開ける
  3. 流動溶接
  4. 流動沸騰水
  5. ます。 あのカバー
  6. ます。 お待ち5分


Практическая работа.

Задание: Расположите команды алгоритма в правильном порядке и оформите по указанным требованиям.

Алгоритм нахождения объема прямоугольного параллелепипеда:

Выводим V

Начало

Конец

Вычисляем объем поверхности V = a b c

Ввод сторон a, b, c.

Требования:

Шрифт: Times New Roman

Размер: 14 пт

Междустрочный интервал: 1,5 строки

Команды оформить нумерованным списком.

Образец:

Алгоритм нахождения периметра прямоугольника:

  1. Начало
  2. Ввод сторон a, b.
  3. Вычисляем периметр P = 2  (a + b)
  4. Выводим P
  5. Конец

Помощь:

                 - нумерованный список

- междустрочный интервал

Вставка символа умножения: ВставкаСимвол Шрифт(Symbol)


Лист самооценки ученика:

Проверь себя:

Алгоритм нахождения объема прямоугольного параллелепипеда:

  1. Начало
  2. Ввод сторон a, b, c.
  3. Вычисляем объем поверхности V = a b c
  4. Выводим V
  5. Конец

Оцени себя:

Критерий

Балл

Правильность алгоритма

(1 балл)

Набор текста без ошибок

(1 балл)

Алгоритм представлен в виде нумерованного списка

(1 балл)

Правильное форматирование текста (шрифт, размер, междустрочный интервал)

(1 балл)

Вставка символа «»

(1 балл)

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (презентация) по теме "Алгоритм и его свойства"

Целью  урока является, сформировать для учащихся представление об алгоритме, свойствах алгоритма....

Методическая разработка урока "Алгоритм. Свойства алгоритма"

Изучение новой темы –это самый сложный вид урока. С целью изучения качественного обучения информатике, использую следующие методы : монологический, диалогический, работа с книгой, инструктивно – практ...

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Методическая разработка урока :" АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"

Методическая разработка  урока ": АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"...

Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".

Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....

Дистанционный урок "Алгоритмы. Свойства алгоритмов, графическое описание и виды алгоритмов"

Предоставленный материал позволит обучающемуся познакомиться с краткой историей появления слова алгоритм, сфомировать понятие алгоритма, его основных свойств, освоить правила описания алгоритмов с пом...