Конспект урока "Компьютерное моделирование" Семакин 9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Вакух Ольга Викторовна

Конспект урока "Компьютерное моделирование" Семакин 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 9

Тема урока: Информационное моделирование на компьютере

Цель урока: изучить виды и области применения компьютерного информационного моделирования.

Задачи:

обучающие:

  • дать понятия компьютерного моделирования, его видов;
  • изучить виды и области применения компьютерного информационного моделирования.

развивающие:

  • помощь учащимся в осознании социальной и практической значимости учебного материала;
  • развить мышление (умение анализировать, умение отстаивать точку зрения);  
  • развить информационную грамотность у учащихся;

воспитывающие:

  •  профориентация;
  • воспитание познавательного интереса к предмету посредством применения новейших информационных технологий обучения
  • осуществление воспитания информационной культуры учащихся

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока:

I.Организационный момент (1 мин.)

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II. Актуализация знаний (7 мин.)

Проверка домашнего задания

 Выполнение электронного теста в программе My Test

III. Теоретическая часть (15 мин.)

Показ презентации, беседа

Итак, тема нашего урока  «Информационное моделирование на компьютере». Готовы? Начинаем (показ видеофрагмента сл 2)

Назовите мне главное преимущество компьютера перед человеком?

- Главное преимущество компьютера перед человеком – способность к быстрому счету. (Слайд 3) Современные компьютеры считают со скоростями в сотни тысяч, миллионы и даже миллиарды операций в секунду.

- Все эти вычислительные возможности проявляются, прежде всего, в компьютерном математическом моделировании.

- Математическая модель – это описание моделируемого процесса на языке математики. (Слайд 5)

- Многие процессы, происходящие в природе, в технике, в экономических и социальных системах, описываются сложными математическими соотношениями.

- Приведите пример таких соотношений.

- Компьютерная математическая модель – это программа, реализующая расчеты состояния моделируемой системы по ее математической модели. (Слайд 6)

- Вычислительный эксперимент – это использование компьютерной математической модели для исследования поведения объекта моделирования. (Слайд 7)

- Вычислительный эксперимент в некоторых случаях может заменить реальный физический эксперимент.

- Еще одно важное направление компьютерного математического моделирования связано с использованием компьютеров в управлении. Компьютеры используют для управления работой химических реакторов на заводах, атомных реакторов на электростанциях, ускорители элементарных частиц в физических лабораториях, полета автоматических космических станций и т. д.

- Все расчеты производятся по заложенным в программу управления математическим моделям. Важно, чтобы результаты этих расчетов получались в режиме реального времени управляемого процесса.

- Что такое имитационное моделирование?

- Имитационное моделирование – особая разновидность моделирования на компьютере.

-  Имитационная модель воспроизводит поведение сложной системы, элементы которой могут вести себя случайным образом. (Слайд 10)

- К имитационным моделям относятся модели систем массового обслуживания: например, системы торговли, автосервиса, скорой помощи, в которых появление заявок на обслуживание и длительность обслуживания одной заявки – события случайные.

- Еще одним популярным объектом для имитационного моделирования являются транспортные системы: сеть городских дорог, перекрестки, светофоры, автомобили. Работа имитационной модели всегда визуализируется на экране компьютера.

IV. Закрепление знаний. Практическая работа №6 (20 мин.)

Работа с интерактивными демонстративными математическими моделями:

  1. Демонстрационная математическая модель 9_091
  2. Демонстрационная имитационная модель     9_092

Практическое задание №6

1. Математическая модель полета снаряда

1.1. Запустить программу «Демонстрационная математическая модель». Познакомиться с работой модели в режиме без учета сопротивления воздуха и с учетом сопротивления воздуха.

1.2. В режиме «Сопротивление воздуха не учитывать» провести следующий эксперимент: изменяя величину начальной скорости снаряда от 60 м/с до 200 м/с с шагом 10 м/с для каждого значения скорости подбирать величину угла выстрела, при котором произойдет попадание снаряда в цель. Желательно поиск искомого значения угла осуществлять методом деления пополам. При попадании в цель фиксировать время полета снаряда. Полученные результаты занести в таблицу.

V0 (м/с)

α  (град)

t  (c)

Определить параметры выстрела, при которых цель будет поражена за наименьшее время. В тех случаях, если попасть в цель не удается, в графе времени поставить прочерк. Сделать выводы.

1.3. Повторить те же эксперименты в режиме «Сопротивление воздуха учитывать»

2. Имитационная модель системы массового обслуживания

2.1. Запустить программу «Имитационное моделирование». Познакомиться с работой программы

Пояснение. В магазине проводится эксперимент с целью совершенствования обслуживания покупателей. Эксперимент длится 60 минут. Управляемыми  являются параметры А, В, С (см. описание на экране).  Результатами эксперимента являются параметры D, E, F, G, H, I.  Покупателей обслуживает один продавец.

2.2. Для заданных  значений параметров С и А (например С=3 чел. , А=5 мин) подобрать максимально возможное В, при котором не будет покупателей, отказавшихся от совершения покупки.  Для этого изменять В от 1 мин до 10 мин с шагом 1 мин. Результаты эксперимента заносить в таблицу:

A

B

C

D

E

F

G

H

I

  1. Провести численный эксперимент с целью определения режима работы продавца, при котором будет обслужено наибольшее число покупателей. Сделать выводы.

Резервное задание:  кроссворд Моделирование (файл 9_009)

V. Итог урока (2 мин.)

Подведение итогов урока, объявление оценок, домашнее задание

Прочитать §9, записать определения, ответить на вопросы в конце параграфа ст. 58 (устно)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Логическая схема понятий по теме "Информационное моделирование"

Информационный

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0c62c019-98d2-4e42-bae3-608658d80e1a/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=pupil&class=51&subject=19

Кроссворд по теме: "Информационное моделирование"

Практический

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/56c53f18-9ddc-4727-a879-3a8537348bb3/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=pupil&class=51&subject=19

Типы компьютерных моделей

Информационный

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/273cf88d-2993-4ba0-ba53-739f8fdc5fbe/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=pupil&class=51&subject=19

Моделирование организации дорожного движения на проспекте Октября г Улан-Удэ

Информационный

видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=4Ry2lbbPSYU

В мире компьютерного моделирования

Информационный

видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=TAFqcE_Nku8

Выбери востребованную профессию «Математическое и компьютерное моделирование»

Информационный

видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=raRhi93Pe0I

Виртуальные лабораторные работы по физике

Информационный

видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=W9BIcxR-xb0

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) "Химия. Виртуальная лаборатория.Задачи. 8-11"

Информационный

видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=PXSNJa8Lvf8

Улан-Удэ в 3D - о застройках в "Улан-Удэ"

Информационный

видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=CTJ6W_7vE6g

Математическая модель. Математическое моделирование. Полет снаряда, выпущенного из пушки

Практический        

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b72ba68-190b-411f-aace-cd5b63656d1d/9_66.swf

Имитационная модель массового обслуживания

Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b72ba68-190b-411f-aace-cd5b63656d1d/9_67.swf

Домашнее задание

Контролирующий

Текст с иллюстрациями

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf9a562f-da5e-4517-bb83-6c130383b9a6/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...