Конспект урока «Информационная безопасность»
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Кислов Сергей Николаевич

В современных условиях развития общества компьютер стал для школьников не только источником информации и средством игр и развлечений, но и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Проблема обеспечения информационной безопасности учащихся в Интернете становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, не всегда положительно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы и зависимости в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.

Знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_informatsionnoy_bezopasnosti_7_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 им. В.Д. Волошиной»

Конспект урока «Информационная безопасность»

Разработчик:

Кислов С. Н.

учитель информатики МБОУ СОШ № 12

Кемерово 2021

Цель: формирование представления учащихся об информационной безопасности.

Задачи:

обучающие:

  • познакомить с понятием информационной безопасности
  • рассмотреть различные угрозы информационной безопасности

развивающие:

  • совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог
  • определить план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности

воспитывающие:

  • воспитывать навыки самостоятельного принятия решений, а также ответственности за последствия своих действий

План урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (2 мин)

III. Теоретическая часть. Изучение нового материала (25 мин)

IV. Практическая часть. Первичное закрепление знаний (10 мин)

V. Домашнее задание (1 мин)

VI. Итог урока. (1 мин)

Оборудование и методические материалы: Мультимедийный проектор + ПК

Презентация

Набор карточек – раздаточный материал

Ход урока:

1. Организационный момент.(1 минута)

Ученики готовятся к уроку, приветствие, проверка присутствующих.

2. Изучение нового материала.

Объявление темы, цели и хода урока. Дети записывают дату и тему в тетрадь.

- Тема урока "Информационная безопасность" (слайд 1).

В современных условиях развития общества компьютер стал для школьников не только источником информации и средством игр и развлечений, но и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Проблема обеспечения информационной безопасности учащихся в Интернете становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, не всегда положительно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы и зависимости в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.

Знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.

- Цель урока: Формирование представления об информационной безопасности (слайд2).

Международный день защиты информации – 30 ноября. Праздник начал существовать в 1998 году (с праздника есть даже сайт) т.к. в 1988 г. была зафиксирована первая массовая эпидемия червя, получившего название  по имени своего «творца» – Морриса. Праздник существует и признан международным благодаря американской Ассоциация компьютерного оборудования. Цель этого Дня — напомнить всем о необходимости защиты компьютерной информации, а также обратить внимание производителей и пользователей аппаратных и программных средств на проблемы безопасности.

Международный день безопасного Интернета – второй вторник февраля (введен в 2004 году).

В РФ существует законодательство в области информационной безопасности детей (Федеральный закон Российской Федерации №  436-ФЗ от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

- Что такое "информационная безопасность"? (слайд2)

Дети высказывают свое мнение, как они понимают этот термин. Обобщая, учитель сообщает определение, которое записывается в тетрадь

- Какие воздействия могут нанести ущерб информации или владельцу, то есть что представляет угрозу информационной безопасности?(слайд 3)

Дети делают свои предположения и определяются 8 направлений:

  1. Кража личных данных, утечка информации
  2. Вирусы, черви, трояны
  3. Спам
  4. Хакеры
  5. Авторское право, нелицензионное ПО
  6. Мошенничество
  7. Дезинформация
  8. Уничтожение персональных данных, личной информации

- Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий. Давайте разделимся на группы и установим, какие действия нужно предпринять, чтобы обезопасить себя от таких воздействий.

Работа группами по карточкам, обсуждение - 10 минут, затем представители от каждой группы сообщают всем свои методы защиты (принимая или оспаривая), учитель принимает участие в обсуждении - разрабатывается памятка

 Кража личных данных, утечка информации

  • старайтесь не "светить" номер кредитки в Сети;
  • совершая онлайновую покупку, обращайте внимание на защищенность канала передачи данных;
  • отслеживайте файлы cookies на жестком диске, регулярно проверяйте их принадлежность и удаляйте подозрительные.

Вирусы, черви, трояны.

  • приобретите хороший антивирусный пакет, установите его в режиме максимальной безопасности, и своевременно обновляйте;

Спам.

  • не сообщайте посторонним ваш адрес электронной почты, особенно тот, который предоставлен провайдером или особенно важен для вас;
  • пользуйтесь почтовыми серверами с установленными фильтрами.

Хакеры.

  • никогда не храните пароли на винчестере (даже в зашифрованном виде), не ленитесь каждый раз набирать их вручную;
  • отсоединяйтесь от Internet при подозрении на хакерскую атаку, запускайте антивирусную программу, изменяйте пароли;
  • старайтесь меньше пользоваться общедоступными программами сомнительного происхождения;
  • просматривайте чаще системный реестр на предмет подозрительных записей;
  • обязательно делайте резервные копии данных на дискеты или CD R/RW;

Авторское право

  • укрепление законодательной базы;
  • пресекайте попытки воровства вашего творчества;
  • используйте только лицензионное ПО.

Мошенничество (денежное надувательство).

  • просто будьте более скептичными и менее доверчивыми.

Дезинформация.

  • разумный скептицизм плюс ее проверка в других средствах массовой информации.

- Рассмотрим, как можно защитить информацию из своего файла от посторонних глаз, защитить файл от изменений.

Уничтожение персональных данных, личной информации

  • при малейшей угрозе ценная информация с вашего компьютера может быть удалена, а что ещё хуже – похищена. Возьмите за правило обязательное создание резервных копий важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.

Игра «За и против».

Учитель раздаёт карточки с высказываниями, которые надо вписать в таблицу по признаку: что можно – что нельзя, к чему следует относится осторожно.

Ученики заполняют таблицу, согласно полученным представлениям об информационной безопасности:

1. Сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);

2. Сообщать своим родителям или опекунам о том, что прочитал о себе в Интернете;

3. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;

4. Уважать других пользователей;

5. Незаконно копирование файлы в Интернете;

6. Грубить, придираться, оказывать;

7. Открывать ссылки, в которых уверен;

8. Проверять, нет ли подвоха, когда приглашают переписываться, играть, обмениваться;

9. Распоряжаться деньгами своей семьи без разрешения;

10. Общаться за помощью и администрации сайтов;

11. Встречаться с Интернет-знакомыми в реальной жизни;

12. Рассказывать взрослым о проблемах в сети;

13. Использовать настройки безопасности и приватности;

14. Пользуясь Интернет-источником – делать ссылку на него;

15. Входить на незнакомые сайты;

16. Проверять файлы, присланные по почте;

17. Посылать кому-нибудь свой пароль;

18. Верить всей той информации, которая размещена в Интернете;

19. Сохранять важные сведения на общедоступном компьютере;

IV. Практическая часть. Первичное закрепление знаний.

И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

Обучающиеся создают и сохраняют файлы с необходимым условием

V. Домашнее задание

- Выучить записи в тетради. Ответить на вопросы в конце параграфа.

VI. Итог урока

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информационной безопасности (для работы с интерактивной доской)

Урок посвящался трем проблемам, наиболее актуальным для подростков:1. Вирусные угрозы. "Что делать, если компьютер заболел?"В ходе обсуждения дети рассказывали, с какими вирусами приходилос...

Презентация к уроку "Информационная безопасность"

Презентация к уроку "Информационная безопасность"...

Конспект урока «Информационная безопасность»

Цель: формирование представления учащихся об информационной безопасности....

Технологическая карта занятия по дисциплине ОУДП. 08 Информатика на тему «Безопасный Интернет» (в рамках проведения Единого урока информационной безопасности 2017 г.)

Кибербезопасность детей — это актуальная проблема многих стран мира.Одной из важнейших координат развития подрастающего поколения становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, ...

Открытый урок "Информационная безопасность"

30.10.2018 г., в нашем учреждении прошел открытый урок безопасности в сети Интернет. Главной целью данного мероприятия было обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних воспитанников пу...

Открытый урок информационная безопасность

Проблема обеспечения информационной безопасности учащихся в Интернете становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей....

Методическая разработка Единого урока информационной безопасности в сети "Интернет"

Методическая разработка Единого урока информационной безопасности в сети "Интернет"  представляет собой сценарий и презентацию...